ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ№3
Тема: 1.3 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека .Профилактика вредных привычек .
Название учебной дисциплины: Общественная безопасность жизнедеятельности.
Курс: 1
Специальность: Сестринское дело М-911,М-912,М-913,М-914
Форма обучения: очная
Количество часов:2
Разработчик: Заболотнев А.В., преподаватель Безопасности Жизнедеятельности.
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена на заседании УМО №2
(протокол№3,19.12.2016)
Председатель УМО _______________
Южанина Т.Н.
«19» _декабря_2016г.
Волжский 2016
Мотивация изучения темы: сформировать студентов убеждение о негативном влиянии вредных привычек на организм человека .
Цели занятия:
Учебные (умения, знания): Изучить со студентами мероприятия направленные на укрепление здорового образа жизни и влиянии вредных привычек на организм человека. Выявить основные составляющие сохранения личного здоровья человека и его хорошей физической формы.
Знать: Знать все вредные привычки и их влияние на организм человека.
Воспитательная- сформировать у студентов ответственность за собственную безопасность и безопасность населения в ЧС.
Развивающая - формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты).
Компетенции, формируемые на данном занятии (ОК и ПК)
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
Интеграционные связи (внутри - и междисциплинарные): Анатомия, география, хирургический уход в хирургии.
Оснащение: плакаты, таблица, доска, лекционный материал.
Основные этапы занятия:
Организационный момент (5 мин)
Объяснение нового материала (80-85 мин)
Задание на дом (1-3 мин).
Список литературы: Ястребов Г.С.: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
Ход занятия:
№п/п | Название этапа | Описание этапа | Педагогическая цель этапа | Время этапа |
1. 2. 3. | Орг. момент. Объяснение нового материала. Закрепление материала. | Приветствие студентов, отмечаются присутствующие, отмечается состояние аудитории, внешний вид студентов, сообщаются тема и цели занятия, мотивация занятия, сообщается и записывается план лекции. введение: Наш современный мир полон факторов, пагубно влияющих на наше здоровье: плохая экология, стрессы на работе, СМИ, пестрящие плохими новостями, отсутствие экологически чистых продуктов. Вдобавок ко всему этому есть еще такое понятие как вредные привычки, набор которых есть практически у каждого человека. Разумеется, они никак не укрепляют наше без того слабое здоровье. Каково же влияние вредных привычек на организм и здоровье человека? б) основная часть – Прежде чем подробно разбираться с тем вредом, которые несут в себе различные пагубные пристрастия, нужно четко понять, что же такое «вредная привычка». Большинство специалистов сходятся во мнении, что систематически повторяющееся много раз действие, наносящее урон физическому и психическому здоровью человека, перерастающее в зависимость, может называться вредной привычкой. в) заключение Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Готовят реферативные сообщения по теме «Профилактика вредных привычек» Выписывают статьи уголовного кодекса, касающихся вредных привычек и возможное наказание за нарушение закона. | Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса, развитие профессионального общения, дисциплинированнее, мотивация студентов. Информационная цель, подготовка к ознакомлению с учебным материалом, закрепление основных понятий и терминов. Преподаватель руководит научным мышлением студента через формирование понятийного аппарата, активизирует мыслительную деятельность. Преподаватель настраивает студентов на проявление активности в выполнении самостоятельной работы по данному материалу, определяет основные методические источники данного материала. | |
4. | Задание на дом. | Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на основных вопросах лекции. | Обеспечение качественного усвоения материала. | |
Преподаватель Заболотнев А.В.
Лекция
Прежде чем подробно разбираться с тем вредом, которые несут в себе различные пагубные пристрастия, нужно четко понять, что же такое «вредная привычка». Большинство специалистов сходятся во мнении, что систематически повторяющееся много раз действие, наносящее урон физическому и психическому здоровью человека, перерастающее в зависимость, может называться вредной привычкой.
Каждый человек имеет свой набор вредных привычек, сегодня практически не существует людей, кто лично бы не столкнулся с пагубными привычками на своем личном опыте или на примере своих родных и друзей. Роль вредных привычек в формировании здоровья целых поколений уже нельзя игнорировать. Ведь каждый год они уносят жизни более полумиллиона человек по всей планете – а ведь это население достаточно крупного города!
Самыми распространенными вредными привычками являются курение, алкоголизм, наркомания. Влияние каждой из них на организм человека рассмотрим отдельно, в подробностях.
Сегодня никотиновая зависимость – одна из страшнейших проблем человечетва в мире. Данная вредная привычка стоит в одном ряду со СПИДом и эболой, табакокурение убивает несколько тысяч человек каждую неделю – ни одна эпидемия со времен чумы, холеры не пестрит такой статистикой! Более того, сегодня табак – это не только вредная привычка, зависимость, уносящая миллионы жизней, но еще крайне прибыльный бизнес. Люди богатеют на отравлении других.
Ни для кого не секрет что никотин – это яд. Человек, считающийся заядлым курильщиком, проживает в среднем на четверть века меньше, чем тот, кто не выкуривает ни одной сигареты в сутки.
Более конкретно о том, как никотин влияет на организм и здоровье человека, могут рассказать следующие факты:
Курящий человек болеет вчетверо чаще, сложнее, чем некурящий. Это обусловлено тем, что никотин подрывает иммунитет, ослабляет защитные системы организма. Человек болеет больше и дольше;
Заядлые курильщики отнимают у себя минимум 6-15 лет жизнь, так как изнашиваются основные системы жизнеобеспечения здоровой работы организма;
Не менее частой вредной привычкой, чем курение, является алкоголизм. И влияние на организм в одном очень похоже – алкоголь, как и никотин, оказывает разрушительное воздействие на весь организм, под угрозой находятся все жизненно-важные органы, увеличивается риск серьезных заболеваний. Более того, основная разрушительная сила спиртного направлена на кору головного мозга, гибнет репродуктивная система и психика человека.
Приняв небольшую дозировку спиртного, каждый может потерять самообладание, позабыть о манерах, после ему может быть стыдно – но это лишь поведенческая стыда вопроса, сторона, скажем так, совести.
Статистика показывает, что в последние годы данная вредная привычка набирает обороты, увеличивая количество наркоманов по всему миру (в том числе и в России) и унося тысячи жизней.
Каждый знает о пагубном влиянии наркотиков на организм: полностью рушится центральная нервная система, люди становятся эгоистичными, злыми, нервными, раздражительными, агрессивными, снижаются способности ума и памяти – однако люди все равно пробуют «легкие» наркотики, считая, что легко смогут от них отказаться, а потом переходят уже на более тяжелые.
Наркоманы также подвержены полной дискоординации, язвам, анемии, невритам. Дети, рождающиеся у наркоманов, могут иметь различные отклонения в развитии, врожденные заболевания.
Наркотики губят сердечно-сосудистую систему, расшатывают иммунитет человека. Наркоматы часто болеют, перестают работать печень и почки, развивается гниение конечностей, от уколов могут отниматься ноги. Также наркоманы подвержены огромному риску заражения ВИЧ, гепатитом из-за негигиеничного использования одноразовых шприцов. Наркоманы постоянно находятся между жизнью и смертью, постоянно присутствует угроза передозировки наркотическими ядами.
Все наркотики – это яд, даже, казалось бы, такой легкий наркотик, как марихуана, котопая нарушает работу мозга и ведет к его атрофии.
Для наркоманов, со временем, главным становится найти наркотическое средство и употребить его там, где ему никто не посмеет мешать. Из-за этого случаются приступы грубости и агрессии, наркоманы стремятся оградить себя от родственников и друзей, не вникают в их проблемы и не распространяются о собственных неудачах и зависимости.
Профилактика:
Необходимо чаще и тщательнее проводить в обществе профилактику вредных привычек, например, разъяснительные беседы. Общество в этом нуждается. Ребенку с самого малого возраста нужно объяснять, что хорошо, а что плохо, тогда есть шанс того, что со временем меньше людей будут подвержены различным пагубным пристрастиям.
Мы можем наблюдать, что сегодня, максимум, что государство делает для профилактики – это тематические плакаты и лекции/семинары с медицинскими работниками. Как показывает практика, этого недостаточно. Для действенной профилактики необходимо привлекать узкопрофильных специалистов, которые смогут проводить лекции, они хорошо подкованы в современной статистике, глубоко понимают проблему и знают, как помочь – смогут ответить на вопросы, смогут направить, описать реальные случаи из практики.