Просмотр содержимого документа
«Урок 30. Л. Н. Толстый. "Детство" (главы). Главный герой повести и его духовный мир. 6 класс.»
Урок 30. Л. Н. Толстый. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.
Основное содержание урока
Проявления чувств главного героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе.
Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов: поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».
I. Проявления чувств главного героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков
Групповая работа:
Группа 1. Глава «Учитель Карл Иваныч».
Перескажите выборочно, как главный герой воспринимает своего учителя Карла Иваныча.
Заполните таблицу цитатами, показывающими, какие противоречивые чувства испытывает главный герой к Карлу Иванычу:
ТАБЛИЦА Противоречивые чувства главного героя по отношению к Карлу Иванычу |
Недовольство учителем | Любовь к Карлу Иванычу |
Только о том и думает всю жизнь, как бы делать мне неприятности... | Какой он добрый и как нас любит... |
Противный человек... | ...А я мог так дурно о нём думать... |
| |
С какой целью автор показывает, что герой и любит Карла Иваныча, и мысленно ругает его?
(Писатель открывает в главном герое возможности изменения, развития, внутреннего обновления, способность к анализу собственных поступков и нравственному самосовершенствованию.)
Группа 2. Глава «Охота».
Перескажите кратко сюжет главы.
Прочитайте выразительно финальную часть со слов «Вдруг Жиран завыл...» до конца главы.
Что заставило героя воскликнуть: «Боже мой, что я наделал!»?
Выпишите из главы цитаты, которые показывают, каким герой воображал себя на охоте и что получилось на самом деле:
ТАБЛИЦА |
Каким герой воображал себя на охоте | Почему он допустил ошибку |
Воображение моё... ушло далеко вперёд действительности... | Кровь ударила мне в голову |
Кровь ударила мне в голову | Я всё забыл в эту минуту: закричал что-то неистовым голосом, пустил собаку и бросился бежать... |
| |
Учащиеся могут заполнить таблицу своими примерами.
Какие слова использованы для описания состояния героя после совершённой ошибки?
(Раскаиваться, стыд, моя ошибка, я не выдержал, в сильном отчаянии и др.)
Докажите, что герой беспощаден к себе.
Как характеризует Николеньку то, что он анализирует свои поступки?
Группа 3. Глава «Стихи».
Перескажите сюжет главы от третьего лица.
Почему герой решил подарить бабушке стихи?
Заполните по образцу цитатную таблицу, выписав примеры, в которых звучит оценка Николенькой своих стихов и описывается его состояние в момент вручения подарка:
ТАБЛИЦА |
Оценка героем своих стихов | Состояние героя во время вручения подарка |
Ничего дальше не мог сочинить | ...Нахожусь под тяжёлым влиянием непреодолимой, одуревающей застенчивости |
...Убедили меня в моей неспособности | ...Чувство это увеличивается в прямом отношении времени |
| |
Что вызывало у Николеньки внутреннее волнение и как это его характеризует?
Группа 4. Глава «Ивины».
Что восхищало Николеньку в Серёже Ивине?
Перескажите эпизод «с гимнастическими штуками» от лица Иленьки Грапа.
Сопоставьте чувства Серёжи и Николеньки по отношению к Иленьке, заполнив цитатную таблицу:
ТАБЛИЦА |
Чувства Серёжи Ивина | Чувства Николеньки Иртеньева |
«Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!» | В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело |
«Вот баба, нюня...» | Плачевная фигура бедного Иленьки... над головою несчастного... |
| |
Почему Николенька сначала решил подшутить над Грапом вместе со всеми, а потом всё-таки понял «жестокость своего поступка»? Как это его характеризует?
Как понять последнее предложение этой главы?
Группа 5. Глава «Мазурка».
Какие обстоятельства во время мазурки привели героя в замешательство?
Умел ли он танцевать? Докажите своё мнение.
Заполните таблицу, выписав цитаты, показывающие изменения душевного состояния Николеньки во время танца и их причины:
ТАБЛИЦА Изменения душевного состояния Николеньки во время танца и их причины |
Изменения душевного состояния | Их причины |
Что же это он делает?.. Выходит, что танцуют совсем не так... | ...Это вовсе не то, чему учила нас Мими |
Я решительно не знал, что делать с своими ногами | [Ноги]... стали невольно выделывать фатальные круглые и плавные па на цыпочках |
| |
— Какие вопросы мучают Николеньку в конце главы? Как это его характеризует?
Какие воспоминания приводят его «расстроенное воображение» в равновесие?
II. Развитие понятия о герое-повествователе
Прочитайте по ролям диалог Николеньки и Натальи Савишны из главы «Последние грустные воспоминания» со слов «Так как ещё прежде довольно часто случалось...» до слов «...сидели друг против друга и плакали».
Какие чувства испытывал Николенька после смерти матери?
Как понять выражение: «...наш обыкновенный образ жизни казался мне оскорблением её памяти»?
Докажите, что в главе соединяются чувства мальчика-рассказчика и автора-повествователя, размышляющего о своём детстве.
Найдите в словаре литературоведческих терминов определения понятий образ повествователя и образ рассказчика. Сравните эти формулировки.
Образ повествователя - условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). О. п. проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных О. п. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки) и не звучит на сцене. Словарь литературоведческих терминов.
Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия. Словарь литературоведческих терминов.
III. Практическая работа. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести.
Из текста последней главы выберите цитаты, указывающие на различия рассказчика и автора-повествователя, и составьте цитатную таблицу:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА Различия рассказчика и автора-повествователя |
Рассказчик (мальчик Николенька) | Автор-повествователь (взрослый человек, вспоминающий детство и размышляющий о нём) |
После такого несчастья всё должно бы было измениться | Она... говорила с такой простотой и уверенностью, как будто рассказывала вещи самые обыкновенные, которые сама видала... |
Меня поразил тогда этот переход от трогательного чувства... к ворчливости и мелочным расчётам | Рассуждая об этом впоследствии, я понял, что, несмотря на то, что у неё делалось в душе, у неё доставало довольно присутствия духа, чтобы заниматься своим делом... |
| |
Выводы |
Рассказчик ставит на первое место описание чувств и переживаний, он анализирует свои мысли и поступки и критически к себе относится | Автор-повествователь размышляет о своём детстве много лет спустя. Он оценивает поступки и чувства Николеньки и окружающих его людей с позиций взрослого человека, тонкого психолога. В повести как бы два повествователя, разделённые временем и различающиеся жизненным опытом |
Заполнение таблицы может быть закончено дома.
IV. Обсуждение произведений книжной графики.
Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Итоговые вопросы:
Какие душевные качества Николеньки особенно привлекательны?
В чём различие образов рассказчика и автора-повествователя?
Домашнее задание
Составить письменную характеристику Николеньки или письменно ответить на вопрос «Чем различаются рассказчик и автор-повествователь в повести „Детство“?» (по выбору учащихся).
Подготовиться к литературному рингу или тестированию, повторив темы «И. С. Тургенев», «Н. А. Некрасов», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «Л. Н. Толстой».
Тематику конкурсов учащиеся могут знать заранее.
Групповые задания.
Подготовить компьютерные презентации (не более 10 слайдов) и монологические рассказы о детстве и юности И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и литературных местах, связанных с этими писателями (по группам).
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.