СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 31. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (общий случай).

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с общими приемами сложения двузначных чисел; совершенствовать навыки решения задач; способствовать развитию умения различать геометрические фигуры; развивать умение рассуждать и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 31. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (общий случай).»

Урок 31. Сложение двузначных чисел
(общий случай)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с общими приемами сложения двузначных чисел; совершенствовать навыки решения задач; способствовать развитию умения различать геометрические фигуры; развивать умение рассуждать и обобщать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: моделировать алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; записывать цифрами двузначные числа; решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; конструировать тексты несложных арифметических задач; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; получат возможность научиться: выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; коммуникативные – осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; регулятивные – удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет

в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Чем похожи и чем отличаются друг от друга числа в каждой паре:

12 и 13 62 и 26 42 и 62

13 и 14 37 и 73 57 и 79

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания на формирование на-выка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая

успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

• По какому правилу записан каждый ряд чисел:

а) 90, 60, 70, 40, 50, 20, 30, 0, 10;

б) 10, 30, 20, 40, 30, 50, 40, 60, 50

Фронтальная

Устные ответы

• Найдите значения выражений:

30 + 20 – 40 + 60 – 50 + 20 + 40 = ?

80 – 30 – 10 + 50 – 70 + 60 – 80 = ?

90 – 60 + 20 – 40 + 60 + 20 – 50 = ?

30 + 40 – 60 + 80 – 20 – 60 + 10 = ?

20 + 70 – 50 + 30 – 60 + 80 – 90 = ?

Фронтальная

Устные ответы

• Сколько отрезков с отмеченными концами можно найти на этом рисунке?

Определяют количество отрезков

Фронтальная

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Сравните выражения каждого столбика:

25 + 12 25 + 19

46 + 24 46 + 25

– Чем отличаются выражения первого столбика от выражений второго столбика?

– Сегодня на уроке рассмотрим сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через десяток

Слушают

и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Подготовка
к усвоению нового материала (на доске)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Подготовительные задания:

1) Назовите число, которое на 1 больше каждого из чисел:

6, 4, 8, 7, 0, 2, 9, 1, 5, 3.

2) Число 6 можно записать так: . Какое число означает каждая из записей: ?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной

и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 67)

– Рассмотрите рисунок на с. 67 и объясните, как Волк и Заяц выполняли сложение вида 27 + 15.

Один из учащихся рассказывает, что и как выполняют Волк и Заяц, а остальные дети работают параллельно, используя наборы оранжевых и белых палочек.

Рассуждение:

Волк и Заяц составили «поезд» из 2 оранжевых и 7 белых «вагонов» и «поезд» из 1 оранжевого и 5 белых «вагонов». Затем к первому «поезду» они прицепляют слева один оранжевый, а справа – 5 белых «вагонов» из второго «поезда». Получился новый «поезд», в котором 3 оранжевых и 12 белых «вагонов». Но 12 – это
1 десяток и 2 единицы. Поэтому Волк и Заяц десяток белых «вагонов» заменили одним оранжевым «вагоном».

Длина «поезда» не изменилась. Получилось 4 оранжевых и 2 белых «вагона». Поезд обозначает число 42. Значит, сумма 27 и 15 равна 42.

• Рассмотрим запись сложения этих чисел столбиком.

7 + 5 – двенадцать: 1 десяток (пишем маленькую цифру 1 над цифрой 2) и 2 единицы (пишем 2 под 5), 3 + 1 – четыре (пишем 4 под 1). Получается 42.

• Выполните сложение 64 и 29.

Объяснение: 4 + 9 – тринадцать: 1 десяток 3 единицы,

7 + 2 – девять. Сумма 93.

• Выполните сложение 75 и 6.

Объяснение: 5 + 6 – одиннадцать: 1 десяток 1 единица,

8 + 0 – восемь. Сумма 81.

• Выполните сложение 4 и 58.

Объяснение: 4 + 8 – двенадцать: 1 десяток 2 единицы,

1 + 5 – шесть. Сумма 62

Описывают, как Заяц и Волк складывали числа

Фронтальная

Устные ответы

Задание 2
(с. 68)

– Используя цветные палочки, найдите значение сумм с переходом через десяток

Находят значение сумм

Индивидуальная

Устные ответы. Наблюдение


Задание 3
(с. 68)

– Выполните задание с комментированием у доски, записывая сложение чисел в столбик

Выполняют сложение чисел

Фронтальная

Выполнение задания в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 3

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Запишите вычисления столбиком и результаты проверьте с помощью калькулятора.

Результаты вычислений проверяют

с помощью калькулятора

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание
по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

Задание 10

(с. 69)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Все ли необходимые данные есть в тексте?

– Какое данное для решения задачи нужно взять из рисунка?

– Рассмотрите рисунок. Выполните схему к условию задачи.

Решение:

49 – 45 = 4 (см).

Ответ: 4 см

Выполня-

ют схему

к условию

задачи.

Решают
задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 11

(с. 69)

– Прочитайте задание.

– Какая команда одержала победу? (Команда «Вым-

пел».)

– Сколько очков составила разница в счете? Какое действие необходимо выполнить? (Вычитание, так как узнаем, на сколько больше очков у одной команды, чем у другой.)

Запись:

Выполняют вычитание столбиком

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 12

(с. 70)

– Рассмотрите рисунок. Какое действие надо выполнить, чтобы найти высоту второго этажа?

Запись: 6 м 90 см – 4 м 35 см = 2 м 55 см

Вычисляют высоту дачного домика

Фронтальная, ин-

дивидуальная

Выполнение

задания в

тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить сложение чисел с переходом через десяток?

– Что означает запись: ?

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы

учащихся на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 8, 9 (учебник); № 1, 2 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение