Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Чем похожи и чем отличаются друг от друга числа в каждой паре: 12 и 13 62 и 26 42 и 62 13 и 14 37 и 73 57 и 79 | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания на формирование на-выка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
• По какому правилу записан каждый ряд чисел: а) 90, 60, 70, 40, 50, 20, 30, 0, 10; б) 10, 30, 20, 40, 30, 50, 40, 60, 50 | Фронтальная | Устные ответы |
• Найдите значения выражений: 30 + 20 – 40 + 60 – 50 + 20 + 40 = ? 80 – 30 – 10 + 50 – 70 + 60 – 80 = ? 90 – 60 + 20 – 40 + 60 + 20 – 50 = ? 30 + 40 – 60 + 80 – 20 – 60 + 10 = ? 20 + 70 – 50 + 30 – 60 + 80 – 90 = ? | Фронтальная | Устные ответы |
• Сколько отрезков с отмеченными концами можно найти на этом рисунке?  | Определяют количество отрезков | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Сравните выражения каждого столбика: 25 + 12 25 + 19 46 + 24 46 + 25 – Чем отличаются выражения первого столбика от выражений второго столбика? – Сегодня на уроке рассмотрим сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через десяток | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Подготовка к усвоению нового материала (на доске) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Подготовительные задания: 1) Назовите число, которое на 1 больше каждого из чисел: 6, 4, 8, 7, 0, 2, 9, 1, 5, 3. 2) Число 6 можно записать так: . Какое число означает каждая из записей: ? | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 1 (с. 67) | – Рассмотрите рисунок на с. 67 и объясните, как Волк и Заяц выполняли сложение вида 27 + 15. Один из учащихся рассказывает, что и как выполняют Волк и Заяц, а остальные дети работают параллельно, используя наборы оранжевых и белых палочек. Рассуждение: Волк и Заяц составили «поезд» из 2 оранжевых и 7 белых «вагонов» и «поезд» из 1 оранжевого и 5 белых «вагонов». Затем к первому «поезду» они прицепляют слева один оранжевый, а справа – 5 белых «вагонов» из второго «поезда». Получился новый «поезд», в котором 3 оранжевых и 12 белых «вагонов». Но 12 – это 1 десяток и 2 единицы. Поэтому Волк и Заяц десяток белых «вагонов» заменили одним оранжевым «вагоном». Длина «поезда» не изменилась. Получилось 4 оранжевых и 2 белых «вагона». Поезд обозначает число 42. Значит, сумма 27 и 15 равна 42. • Рассмотрим запись сложения этих чисел столбиком. 7 + 5 – двенадцать: 1 десяток (пишем маленькую цифру 1 над цифрой 2) и 2 единицы (пишем 2 под 5), 3 + 1 – четыре (пишем 4 под 1). Получается 42.  • Выполните сложение 64 и 29. Объяснение: 4 + 9 – тринадцать: 1 десяток 3 единицы, 7 + 2 – девять. Сумма 93.  • Выполните сложение 75 и 6. Объяснение: 5 + 6 – одиннадцать: 1 десяток 1 единица, 8 + 0 – восемь. Сумма 81.  • Выполните сложение 4 и 58. Объяснение: 4 + 8 – двенадцать: 1 десяток 2 единицы, 1 + 5 – шесть. Сумма 62  | Описывают, как Заяц и Волк складывали числа | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 2 (с. 68) | – Используя цветные палочки, найдите значение сумм с переходом через десяток | Находят значение сумм | Индивидуальная | Устные ответы. Наблюдение |
Задание 3 (с. 68) | – Выполните задание с комментированием у доски, записывая сложение чисел в столбик | Выполняют сложение чисел | Фронтальная | Выполнение задания в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 1. Задание 3 | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Запишите вычисления столбиком и результаты проверьте с помощью калькулятора.  | Результаты вычислений проверяют с помощью калькулятора | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 10 (с. 69) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Все ли необходимые данные есть в тексте? – Какое данное для решения задачи нужно взять из рисунка? – Рассмотрите рисунок. Выполните схему к условию задачи.  Решение: 49 – 45 = 4 (см). Ответ: 4 см | Выполня- ют схему к условию задачи. Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 11 (с. 69) | – Прочитайте задание. – Какая команда одержала победу? (Команда «Вым- пел».) – Сколько очков составила разница в счете? Какое действие необходимо выполнить? (Вычитание, так как узнаем, на сколько больше очков у одной команды, чем у другой.) Запись:  | Выполняют вычитание столбиком | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 12 (с. 70) | – Рассмотрите рисунок. Какое действие надо выполнить, чтобы найти высоту второго этажа? Запись: 6 м 90 см – 4 м 35 см = 2 м 55 см | Вычисляют высоту дачного домика | Фронтальная, ин- дивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как выполнить сложение чисел с переходом через десяток? – Что означает запись: ? | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 8, 9 (учебник); № 1, 2 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |