Просмотр содержимого документа
«Урок 32. А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы». 9 класс.»
Урок 32. А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы»
Основное содержание урока
«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
Основные виды деятельности.
Запись лекции учителя. Выразительное чтение поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
I. «Цыганы» как романтическая поэма
Основные положения сообщения учителя
о цикле южных поэм:
например:
1. Южные поэмы — это романтические произведения А. С. Пушкина, написанные в период южной ссылки.
В центре каждой поэмы человек-бунтарь, рвущийся к свободе, способный к индивидуалистическому бунту.
2. Поэмы написаны под влиянием идейно-эстетической позиции Дж. Г. Байрона и философии Ж.-Ж. Руссо, что отразилось в жанре романтической поэмы и типе героя.
Но поэмы нельзя считать подражанием Байрону, так как А. С. Пушкин создал оригинальный, русский вариант байронической поэмы.
3. Герои южных поэм наделены сложными, противоречивыми характерами, в которых отразился душевный мир героя времени.
4. В южных поэмах отражены черты романтических произведений:
— Герои поэм — личности исключительные, сильные, гордые, их жизнь окружена тайной.
— Прошлое героев, причины формирования характеров и разочарования в окружающем мире неизвестны.
— Действие поэм развёртывается на фоне экзотического пейзажа, среди полудиких народов, которых не коснулась цивилизация.
— Герои поэм сродни автору, поэтому их переживания окрашены сильным личным чувством, напоминают лирическую исповедь.
— Речь героев и язык поэм отличаются экспрессивностью.
— Действие поэм стремительно и бурно, в центре сюжета — драматический конфликт, развивающийся в нескольких основных эпизодах.
5. В отличие от других южных поэм «Цыганы» включают в себя обширные диалоги, в основе которых лежит драматический конфликт.
II. Краткие сообщения учащихся о поэмах «Кавказский пленник»,
«Братья-разбойники» и «Бахчисарайский фонтан»
1. Примерный план сообщений учащихся:
1. История создания поэмы.
2. Сюжет.
3. Система образов.
4. Отражение романтических принципов изображения действительности.
5. Идейно-эстетическая позиция автора.
6. Особенности языка и авторской стилистики.
7. Переклички поэмы с произведениями русской и мировой культуры.
III. Герои поэмы
Групповая работа:
Группа 1. «От автора»
См.: А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 1999.:
чтение и анализ повествовательно-описательных частей поэмы, выявление авторской позиции.
Прочитайте начало поэмы до слов «...Как песнь рабов однообразной».
Каково отношение автора к цыганскому быту?
Охарактеризуйте темп и образ жизни табора. Подтвердите свои мысли ключевыми словами.
Какова авторская оценка поступков Земфиры и её отца?
Как их характеризует отношение к Алеко?
Группа 2. Старик
(чтение и анализ реплик Старика, поиск в его речи идейных и нравственных позиций человека, «свободного» от цивилизации).
Прочитайте диалог Земфиры, Алеко и Старика со слов Земфиры «Скажи, мой друг…» до слов Алеко «…Цыгана дикого рассказ».
Какую оценку даёт Алеко покинутому им миру цивилизации? Какой смысл он вкладывает в понятие «неволя душных городов»?
Как отношение к «просвещённому» миру характеризует Алеко?
Какой смысл приобретает рассказ старого цыгана о царском изгнаннике?
Докажите, что образ изгнанного царём «жителя полудня» отвечает принципам создания романтических образов.
Группа 3. Земфира
(чтение и анализ реплик Земфиры, её оценка другими героями).
Прочитайте цыганскую песню Земфиры. Какова её роль в поэме?
Как в ней проявился свободолюбивый характер героини?
Прослушайте и оцените цыганскую песню А. Н. Верстовского. Сопоставьте текст песни Земфиры и цыганскую песню.
Как композитору и исполнительнице удалось передать экспрессивность и свободолюбие характера Земфиры?
Группа 4. Алеко
(чтение и анализ реплик Алеко, его оценка другими героями и автором).
Прочитайте диалог Алеко и Старика со слов «О чём, безумец молодой…» до слов «…Смешон и сладок был бы гул».
В чём разница отношения героев к свободе?
Прокомментируйте слова и выражения, отражающие черты характера Алеко.
Меняется ли его внешний и внутренний облик?
Почему он не смог стать таким же свободным, как цыганы табора?
Докажите, что Алеко — герой романтического произведения.
Группа 5. «От автора»
(чтение и анализ повествовательно-описательных частей поэмы, выявление авторской позиции).
Прочитайте эпизод похорон Земфиры и молодого цыгана со слов «Восток, денницей озарённый…» до слов «…До утра сном не опочил».
Как в эпизоде проявились черты романтизма?
Прокомментируйте слова, сказанные Стариком при расставании с Алеко.
Прочитайте эпилог поэмы.
Сопоставьте эмоциональный настрой финальной строфы и картин изображения цыганского табора в начале поэмы.
Изменилось ли авторское отношение к людям, далёким от цивилизации? Обоснуйте своё мнение.
IV. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
Индивидуалистический характер Алеко
Обобщающая беседа:
В чём проявляется в поэме противостояние природы и культуры?
Какие черты личности Алеко играют в его судьбе роковую роль?
Свободен ли цыганский табор от игры страстей?
Подтвердите или опровергните мысль автора о том, что страсти — враги свободы и счастья.
Прокомментируйте финальные строки поэмы: «И всюду страсти роковые / И от судеб защиты нет».
Можно ли считать, что в поэме «Цыганы» автор расстаётся с романтическими иллюзиями? Обоснуйте свой ответ.
Какие черты героев отражены в иллюстрациях к поэме «Цыганы»?
(С использованием иллюстраций к поэме, помещённых в Интернете).
Итоговые вопросы:
В чём сущность конфликта поэмы «Цыганы»?
Почему Алеко не находит счастья в таборе?
Почему автор не может считать цыганский табор идеальным обществом?
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из поэмы «Цыганы» (по выбору учащихся).
Составить устное сообщение на тему «Проблемы и герои поэмы „Цыганы“».
Прочитать трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Индивидуальные задания.
Подобрать иллюстрации М. Врубеля и В. Фаворского к трагедии «Моцарт и Сальери» и материалы о её прототипах (с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета).
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.