СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 32. Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст». 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Мечта и реальность в повести «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении

Просмотр содержимого документа
«Урок 32. Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст». 8 класс.»

Урок 32. Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст».

Основное содержание урока

Мечта и реальность в повести «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении

Основные виды деятельности.
Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.

Содержание урока

I. Мечта и реальность в повести «Шинель»
Рассказ о замысле и истории создания повести «Шинель».


Мемуарист П. В. Анненков вспоминает, что первоначальный замысел повести возник у Гоголя в 1836 году, ещё до отъезда за границу:
«…Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное своё ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и больше не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии, возвращён он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице. ‹…› Все смеялись анекдоту, имеющему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который слушал его задумчиво и опустив голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести “Шинель”, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».

Какой конфликт между мечтой и реальностью заключён в анекдоте о купленном и утраченном ружье? Как он разрешается в анекдоте и в повести «Шинель»?

II. Аналитическая беседа:

— Найдите в повести цитаты, рассказывающие, о чём мечтал Башмачкин. Какова динамика развития этого мотива?

— Нет мечты: «Когда все стремятся развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению… Что-то Бог пошлёт переписывать завтра».

— Сопротивление мечте: «Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом».

— Рождение мечты: «…он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели… Самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился».

— Путь к мечте изменил героя: «…он сделался твёрже характером… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение».

— Осуществление мечты: «День самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича».
Проследите, как чувствовал себя Башмачкин в новой шинели и как к ней относился.

В ы в о д: мечта и деятельное стремление к ней возвышают человека.

— Найдите цитаты, рисующие реальность жизни Башмачкина.
Какова динамика развития этого мотива?

Предчувствие реальности: «…предчувствовал, что будет титулярный советник».
Повседневная реальность: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения… В… переписывании ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир… Не предавался никакому развлечению… Ел всё это с мухами… Умел быть довольным своим жребием…»
Реальность города: «Враг этот не кто другой, как наш северный мороз… Худой гардероб… Пустынные улицы с тощим освещением… Сняли с него шинель, дали ему пинка коленом… Частный принял как-то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели… В жизнь свою он не был ещё так сильно распечён генералом… Сильная горячка… Доктор ничего не нашёлся сделать… Бедный Акакий Акакиевич испустил дух».


В ы в о д: холодный и равнодушный город и его чиновничья верхушка унижают человека и ведут его к гибели.

III. Обобщающая беседа

— Какие черты реализма можно обнаружить в повести «Шинель»?

— Как проявился в повести принцип воплощения «типического характера в типических обстоятельствах»?

— Какова связь героя, среды и времени, в котором он живёт? Какие черты эпохи уловил и отобрал автор?

— Как появился в повести историзм мышления Гоголя?

IV. Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты
Актуализация имеющихся знаний учащихся об образе Петербурга в русской литературе.


1. Каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее («Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, вступление к «Медному всаднику» Пушкина)?

2. Комментарии учителя к понятию петербургский текст.
(Учитель может воспользоваться статьёй Н. Е. Меднис «Петербургский текст в русской литературе»)

V. Аналитическая беседа:

— Каким предстаёт в повести Петербург? Какое настроение вызывают картины города?

— Найдите и прокомментируйте картины городского пейзажа и интерьеры петербургских домов.

— Проследите, как автор воплощает в повести мотив холода: холода природы и холода людей.

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Найдите цитаты, указывающие, как воплощён в повести мотив шинели.
Подумайте, почему Гоголь отказался от первоначального названия произведения — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

— Запишите причины, по которым мечта о шинели оказалась для героя тщетной. Могла ли быть воплощена какая-либо другая мечта Башмачкина?
Почему в жестокой, но неизменной реальности герой чувствует себя счастливым, а изменения во внешнем и внутреннем мире героя приводят его к гибели?

— В литературоведении о Гоголе есть мнение, что шинель стала для героя последней надеждой согреться в холодном мире.
Подтвердите или опровергните эту точку зрения, приведя необходимые аргументы.

— Кто виноват в гибели Башмачкина: холодный Петербург, человеческое равнодушие, он сам? Обоснуйте свой ответ или найдите другие причины смерти героя.

— Докажите примерами, что в повести переплетаются комический и трагический аспекты.

VI. Презентация и обсуждение иллюстраций русских художников к повести «Шинель» (иллюстрации С. Бродского, Б. Кустодиева и др.)

Интерес для учителя может представлять статья Ю. Герчука «Гоголь. Иллюстраторы и интерпретаторы. От А. Агина до М. Шагала.

Каким видят Петербург и героя повести художники-иллюстраторы?

VII. Роль фантастики в художественном произведении

Назовите черты фантастического произведения
(высокая степень условности повествования; нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел; создание вымышленных, «чудесных» миров).

Какие признаки фантастики есть в повести «Шинель»? Приведите примеры.

VIII. Практическая работа. Составление плана анализа финала повести.

Используя примерный план анализа эпизода эпического произведения (см. урок 12), составьте план анализа финала повести «Шинель» (со слов «Итак, значительное лицо сошёл с лестницы…» до конца повести).

ТАБЛИЦА
План анализа финала повести «Шинель»

Вопрос

Пункт плана

Какой речевой строй использует автор в эпизоде? Как связаны герои и события в повествовании финала?

Взаимосвязь героев и событий в финале повести

*Каковы художественное время и пространство финала повести? *Можно ли считать время и пространство в эпизоде условными?

Противопоставление обезличенной действительности в жизни героя и бесконечной и вечной Вселенной

Какова роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде?

Роль гротеска и риторических восклицаний[4]

Какова авторская позиция по отношению к героям эпизода?

Просьба о милосердии, возмездие или протест?

Какие события и образы повторяются в повести и в финальном эпизоде и с какой целью?

Роль повторяющихся событий и образов в повести и финальном эпизоде

Как связана месть чиновника-мертвеца с темой повести в целом?

Возможна ли месть «маленького человека»?

Какую символическую роль играет в эпизоде образ разгулявшейся стихии, ветра, метели?

Символический смысл картин городского пейзажа в финале повести

Каково место финального эпизода в развитии сюжета и композиции повести?

Развязка или эпилог?

*Каковы предшественники и последователи Башмачкина в русской литературе?

Герой «Шинели» в галерее образов «маленького человека»

Каково значение финального эпизода для раскрытия идейного смысла произведения?

Идейный смысл финала


При раскрытии последнего пункта плана можно познакомить учащихся с оценками финала «Шинели» крупнейшими литературоведами:

В. В. Набоков писал, что «в финале Гоголь прикрывает необыкновенный свой трюк — потоком ненужных и не относящихся к делу подробностей мешает читателю понять одно важное обстоятельство, а именно что тот, кого принимают за призрак ограбленного Акакия, и есть на самом деле вор, его ограбивший».

И. Анненский утверждал, что финал — это «торжество правды». Финал в советском гоголеведении — это изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е. грозная возможность бунта, а не её реализация. Позднее тема бунта в эпилоге повести была осмыслена как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести, и возмездия слабых, т. е. как ещё одна смысловая грань темы бунта.

Ю. Н. Тынянов считал, что образ Башмачкина-мертвеца только гротескная маска, необходимая для пародийных целей Гоголя, а фантастическая ситуация финала только игровая ситуация.

Ю. В. Манн в финале увидел контрастную смену социально-бытовой истории о титулярном советнике фантастическим окончанием как особое намерение Гоголя оставить содержание «Шинели» неразрешимым «на уровне проблематическом».

Г. А. Гуковский считал, что финал нужен для показа «взбунтовавшегося» Башмачкина.

Н. В. Фридман утверждал, что Башмачкин в финале «олицетворяет возмездие, выполнив свою роль мстителя», — он «не успокаивается до тех пор, пока не снимет шинель со значительного лица».

Господствующая точка зрения сводится к тому, что финал нужен для показа «протеста», «возмездия», «бунта», «мщения» обидчику-генералу — «значительному лицу», а фантастика нужна для проявления этой крамольной идеи.

Какие точки зрения кажутся вам наиболее убедительными?

Обоснуйте своё мнение и дайте своё толкование финала «Шинели».

Итоговый вопрос:

Против чего направлена повесть «Шинель» и как в ней раскрывается тема возмездия?

Домашнее задание

Письменно проанализировать финал повести или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Подготовиться к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.



Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.