СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 34. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Творческая история романа. Начальные представления о жанре романа в стихах. Онегинская строфа. Обзор содержания. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты в актёрском исполнении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 34. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. 9 класс.»

Урок 34. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

Основное содержание урока

Творческая история романа. Начальные представления о жанре романа в стихах. Онегинская строфа. Обзор содержания. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие роман в стихах.

I. Творческая история романа.
Начальные представления о жанре романа в стихах

Вступительная беседа
, выявление первых читательских впечатлений после самостоятельного прочтения романа:

— Роман в стихах «Евгений Онегин» — это произведение, важное для определённой исторической эпохи, или в нём поднимаются вечные проблемы? Обоснуйте свой ответ.

— Интересен ли роман современному читателю? Обоснуйте свой ответ.

— Смотрели ли вы английский фильм «Онегин»? Сколько несоответствий с романом вы заметили в фильме? Приведите примеры.

— В. О. Ключевский в статье «Евгений Онегин и его предки» написал: «Он [„Евгений Онегин“] не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолётное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь».
Что в романе могло вызвать у В. О. Ключевского такую оценку? Стало ли для вас чтение романа «событием молодости»? Аргументируйте свою позицию.

— Вспомните основные черты романтизма.

II. Сообщение учителя о смысловом наполнении термина реализм.

III. Чтение статьи учебника «Реализм» и составление обобщающей таблицы
:

РЕАЛИЗМ

Реализм — художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действительности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает направление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности.

Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе явился романтизм. Между реализмом и романтизмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы.

В России, где основы реализма были еще в 20—30-х годах заложены творчеством А. Пушкина, Л. Грибоедова, И. Крылова, этот метод связан с именами И. Тургенева, Н. Некрасова и других писателей.

(Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение).

ТАБЛИЦА
«Реализм»

Основные черты

Реализм

Смысловое наполнение термина

Реализм — художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих явлениям самой жизни. Также термин реализм обозначает направление в искусстве, последовательно воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности

Возникновение и развитие

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в её причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов

Язык

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала XIX века и сложность речевых конструкций в прозе второй половины XIX века, обусловленные изучением причинно-следственных связей в общественной жизни



— Вопрос и задание из раздела учебника «Проверьте себя» (после статьи «Реализм»): В чем сущность реализма? Назовите реалистическое произведение, проанализируйте его.

IV. Конспектирование лекции учителя:

1. Роман задуман в южной ссылке и завершён в Болдинскую осень 1830 года. В черновом плане роман состоял из девяти глав:

Часть первая. Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинёв, Одесса, 1823);
2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824);
3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824).
Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825);
5-я песнь. Именины (Михайловское, 1825, 1826);
6-я песнь. Поединок (Михайловское, 1826).
Часть третья. 7-я песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828);
8-я песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829);
9-я песнь. Большой свет (Болдино, 1830).

2. В окончательном варианте А. С. Пушкин исключил восьмую главу — «Странствие». Теперь она публикуется как «Отрывки из путешествия Онегина», а заключительная девятая глава — «Большой свет» — стала восьмой.
В 1833 году роман вышел в свет отдельным изданием. Есть предположение о существовании десятой главы, которая была написана в Болдинскую осень 1830 года, но 19 октября сожжена поэтом, так как была посвящена изображению эпохи зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намёков. Сохранились незначительные фрагменты главы (16 строф), зашифрованные А. С. Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале XX века, но до сих пор идут споры, действительно ли эти фрагменты представляют собой части несохранившейся главы.

3. Роман писался более восьми лет (1823—1830), выходил главами, а его первоначальный замысел и композиция изменялись, так как многое менялось и в жизни самого поэта, и в характере его творчества.
После декабристского восстания и создания трагедии «Борис Годунов» Пушкин из поэта-романтика, отражающего в стихах собственные чувства, становится художником-реалистом, пишущим не о себе, а о самой жизни, изучающим действительность и поднимающимся до художественных обобщений. «Евгений Онегин» стал первым русским реалистическим романом, увидевшим свет в период приоритетов романтизма.

4. Черты реализма в романе:
герои романа находятся в кругу московского, петербургского или поместного дворянства, то есть в привычной им общественной среде;
через историю героя и вымышленный сюжет в романе предстаёт историческая эпоха;
герои романа не являются носителями какой-то одной черты, у них есть прошлое, они постоянно меняются, находятся в динамике.

5. Пушкин создаёт стихотворный роман, что потребовало упорной работы над стихом; поэт разнообразил четырёхстопный ямб, близкий по интонациям разговорной речи, и придал ему ёмкость и гибкость.

— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие роман в стихах и выявите его основные признаки.

6. Роман посвящён П. А. Плетнёву (краткое сообщение о Плетнёве).

— Прочитайте выразительно и прокомментируйте эпиграф и посвящение к роману. Почему в посвящении автор назвал роман собраньем пёстрых глав?

Онегинская строфа
Продолжение лекции учителя:

7. А. С. Пушкин создаёт новую строфическую форму, обладающую следующими признаками:

— Каждая строфа состоит из 14 строк и имеет относительную законченность, представляет собой небольшой рассказ; такое построение строф даёт возможность порассуждать на каждую тему, не отступая от сюжета и не теряя нити повествования.

— Включение в повествование авторских отступлений оживляет сюжет, наполняет его лирическим волнением автора.

— Рассказ может продолжаться и в следующих строфах, но это характерно для эпизодов романа, вызывающих наиболее сильные эмоции.

— В романе есть пропущенные строфы, заменённые многоточиями или цифрами, что нужно для недоговорённости, увлекательности повествования.

Структура онегинской строфы включает в себя 3 четверостишия с различными способами рифмовки:
1-е (абаб), 2-е (ввгг), 3-е (деед) — и заключительное двустишие (жж).

— Вспомните выученную наизусть строфу из «Евгения Онегина» (например, со слов «Зима! Крестьянин, торжествуя…»). Найдите в ней структурные особенности онегинской строфы.

V. Фрагменты романа в стихах в актёрском исполнении.

Обзор содержания романа
Прослушивание актёрского чтения фрагментов первой главы романа.

Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Как далее развивались события романа?

— Почему в конце первой главы, когда автор «думал уж о форме плана», он пишет о противоречиях, которые он не хочет исправить?

— В VIII главе читаем: «И даль свободного романа / Я сквозь магический кристалл / Ещё не ясно различал».
Что такое свободный роман? От чего он свободен?
(От тех норм и правил, которые регламентировали создание художественных произведений во времена А. С. Пушкина.)

— Найдите в романе элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Какое место в сюжете занимает первая глава?

— Назовите главных героев романа.
Можно ли уложить их характеры в однозначные и узкие формулы героев классицизма и романтизма? Можно ли разделить их на положительных и отрицательных? Обоснуйте свой ответ.
(Сообщение о прототипах героев романа «Евгений Онегин».)

— Назовите остальных героев романа. Докажите, что это герои реалистического произведения.

— Какие испытания проходит в романе каждый герой? Почему события коренным образом меняют судьбы героев?

— Можно ли сразу определить авторское отношение к героям романа? Аргументируйте своё мнение.

—Докажите, что мир, в котором росли автор и Онегин, — это мир высокой культуры просвещённых людей, в котором царят свобода мнений, светские удовольствия, человеческое достоинство и дворянская честь.

— Докажите, что пушкинские герои знали и другой свет — полный предрассудков, зависти, сплетен, праздности и скуки. Похож ли этот мир на атмосферу фамусовского общества? Обоснуйте свой ответ.

— Какие оценки даёт автор деревенской жизни? В чём её противоречия? Почему родители Татьяны утратили душевные порывы и пришли к внутреннему омертвению?

VI. Образы главных героев.
Основная сюжетная линия и лирические отступления

Практическая работа.
Составление схемы «Система образов романа».

Краткий комментарий учителя:

Сюжет романа включает в себя две линии: Онегин — Татьяна и Ленский — Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский — Ольга не развивается, потому что судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина.

Примерный вариант схемы:

Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Автор-персонаж в системе образов и А. С. Пушкин (автор-повествователь) не одно и то же. Автор-персонаж, от лица которого ведётся повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он действующее лицо лирических отступлений, которые являются частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.

— Дополните таблицу образами второстепенных и внесюжетных героев. (Работа может быть завершена дома.)

Покажите стрелками взаимосвязи героев и прокомментируйте их.

Обобщающая беседа:

Вопросы и задания 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).
Дайте оценку образам главных героев и авторскому отношению к ним.
Докажите, что это герои реалистического романа.
Какие из лирических отступлений романа вам запомнились? Зачем они нужны автору?

Итоговые вопросы:

В чём особенности сюжетно-композиционной структуры и системы образов романа «Евгений Онегин»?

А. С. Пушкин в письме к П. А. Вяземскому от 4 ноября 1823 года замечает: «…пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница… Вроде „Дон-Жуана“ — о печати и думать нечего: пишу спустя рукава. Цензура наша так своенравна, что с нею невозможно и размерить круга своего действия — лучше о ней и не думать — а если брать, так брать, не то, что и когтей марать». Прокомментируйте эту цитату.

Почему Ф. М. Достоевский назвал роман поэмой «осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и такою законченностию, какой и не бывало до Пушкина, да и после него…»?

Домашнее задание

Перечитать I,IIи VI главы романа и главу «Путешествие Онегина».

Прочитать комментарии Ю.М. Лотмана к этим главам.

Подготовить чтение наизусть одного из фрагментов романа и пересказ статьи учебника «О романе “Евгений Онегин”» (до рубрики «Ленский»).

Составить план рассказа о замысле, истории создания, системе образов и особенностях композиции романа.

Письменно ответить на первый из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Составить план сообщения «День Онегина».

Ответить на вопрос: «Зачем автор так подробно описывает день Онегина, обстановку его дома, любимые занятия?»



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.