СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 35. Э. ШИМ «ХРАБРЫЙ ОПЕНОК». К. БАЛЬМОНТ «ОСЕНЬ». А. МАЙКОВ «ОСЕНЬ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: способствовать формированию умений анализировать художественное произведение, определять основную мысль произведений, отвечать на вопросы; содействовать развитию навыков правильного и осознанного чтения, прогнозирования событий, интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение), коммуникативных умений, творческого воображения, нравственной оценки поступков, работы в группах; показать актуальность темы

Просмотр содержимого документа
«Урок 35. Э. ШИМ «ХРАБРЫЙ ОПЕНОК». К. БАЛЬМОНТ «ОСЕНЬ». А. МАЙКОВ «ОСЕНЬ».»

Урок 35. Э. Шим «Храбрый опенок».
К. Бальмонт «Осень».
А. Майков «Осень»
(дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: способствовать формированию умений анализировать художественное произведение, определять основную мысль произведений, отвечать на вопросы; содействовать развитию навыков правильного и осознанного чтения, прогнозирования событий, интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение), коммуникативных умений, творческого воображения, нравственной оценки поступков, работы в группах; показать актуальность темы

Планируемые результаты

Предметные: выражают при чтении свое отношение
к различным состояниям природы; выразительно читают произведения, передавая свои чувства; анализируют произведения

Метапредметные:

познавательные: знакомятся с произведениями о природе; определяют основную и второстепенную информацию; свободно ориентируются и воспринимают текст художественного стиля; формулируют ответы на вопросы; строят логическую цепь рассуждений;

регулятивные: осуществляют пошаговый контроль по результату;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения

Образовательные ресурсы: модели обложек


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Небо – золото и синь!

Белокаменная школа,

Среди елок и осин.

Рядом роща, рядом поле,

Знают заяц и сурок.

Если тихо в нашей школе,

Значит, там идет урок.

– Добрый день! Пусть этот урок принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами

Дети поднимают большой палец, если отличное настроение. Объясняют, почему нет настроения, если такое состояние кто-то ощущает в классе. Проверяют наличие на парте школьных принадлежностей

Проявляют мотивационную готовность к учебной деятельности.

Умеют готовить рабочее место

II. Актуализация знаний

– О каком времени года говорится в произведениях, которые мы с вами читаем? Ответьте словами из стихотворений любимых поэтов.

– Посмотрите и скажите, к какому произведению по жанру и теме подходят модели этих обложек.

– Какое произведение, прочитанное нами, подходит к этой модели? (Показывает модель рассказа о природе.)

– Кто автор этого произведения?

– Что значит словосочетание «недосмотренные грибы»?

– Дома вы рисовали иллюстрации к этому рассказу. Расскажите, какие грибы вам особенно понравились.

– Прочитайте последний абзац рассказа.

– Какие чувства испытывает автор к главному герою?

– Вспомните, о чем сожалеет автор в конце рассказа

– Об осени.

Читают наизусть по строчкам любые стихотворения об осени.

Называют произведения.


– «Недосмотренные грибы».


– Михаил Пришвин.


Пересказывают близко к тексту.




– Автор сожалеет, что с приходом зимы многие грибы так и останутся в лесу, пропадут. Ему жалко, что они никому не достанутся

Оформляют свои мысли
в устной и письменной речи с учетом учебных
и жизненных ситуаций.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют контроль
и оценку учебных действий.

Владеют навыками осознанного чтения

III. Целеполагание и мотивация

– Произведение, с которым мы ознакомимся сегодня, тоже о родной природе, перекликается темой с предыдущим произведением. Этот человек влюблен в красоту родных лесов и полей, человек, который умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы. В своих рассказах и сказках (Эдуард Шим) передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот; как красивы вырезные листья клена или сверкающие на солнце ледяные сосульки; как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава.

– Мы познакомимся с произведением Эдуарда Шима. Прочитайте, как оно называется: ЙЫРБАРХ КОНЕПО













– «Храбрый Опенок»

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

IV. Работа

по теме
урока.

1. Чтение произведения





Читают сказку

Владеют навыками осознанного чтения

2. Беседа по содержанию прочитанного

– Вы догадались, кто главный герой произведения? Почему в заголовке слово опенок написано с большой буквы?

– Что такое опенок?

– Какими качествами наделяет автор героя уже в названии?
– Что значит быть храбрым?

Отвечают на вопросы

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

3. Словарная работа










– В сказке встретятся слова, которые могут вызвать затруднения.

Боровик – белый гриб.

Кафтан – длинный пиджак.

Картузик – небольшая фуражка с козырьком.

Белобрысые кудельки – белые кудри.

– Какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Почему?

– Как автор описывает Опенка? Прочитайте.

– Как вы понимаете эти слова?

– Прочитайте, как менялась погода в лесу.

– Что вам понравилось в сказке?

– А что не понравилось?

– Какое настроение вызвало у вас это произведение?

– Почему?

– Прочитайте последнее предложение. Как вы думаете, почему грибники низко поклонились Опенку?

Объясняют значение слов.






– Неприбранный, невидный, неказистый.


Находят в тексте и зачитывают.

Отвечают на вопросы

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

4. Работа

в парах

– А теперь поработаем в парах. Посовещайтесь и выберите из предложенных пословиц те, которые подходят
к сказке.

• У страха глаза велики.

• Мал телом, да велик делом.

• Терпение и труд все перетрут.

• Будет время – и нам люди поклонятся.

• Не красавец лицом, да хорош умом.

Обсуждение выбранных пословиц.

– Мы продолжаем читать стихотворения о природе. Сегодня познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта. (См. Ресурсный материал.)

Рассказывает о поэте. Читает стихотворение «Осень».

Выполняют задание.








Внимательно слушают

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.

Осуществляют контроль
и оценку учебных действий

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

А вот по другой дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

Стоп, грибочков наберем и пешком домой пойдем

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Чтение стихотворений

К. Бальмонта



Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы

на вопросы

6. Беседа по содержанию прочитанного

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? 

– Как вы считаете, название стихотворения – это его тема или главная мысль? 

– Какие явления природы оживляет поэт? 

– А встречали ли мы одушевление природы у других
поэтов? 

– С кем сравнивает К. Бальмонт осень? 

– Какое выражение лица у девочки Осени? 

– Какое явление природы подразумевается под слезами девочки? 

– Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

Отвечают на вопросы.

– Тема.


– Солнце, деревья.

– Да, у Ф. Тютчева, А. Пушкина,
С. Есенина и т. д.

– С девочкой.

– Печальное.

– Осенний дождик.

– С нежностью, грустью. Он жалеет ее и одновременно любуется ею.

7. Работа над выразительностью чтения

– Давайте выразительно прочитаем это стихотворение.

– Каким будет темп чтения? 

– Будем читать негромко, с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества.

– Над чем вы задумались, слушая стихотворение?

– Может ли вдохновлять печаль?


– Неторопливым.





– В искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и думать

Владеют навыками выразительного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

V. Итог
урока. Рефлексия

– С какими произведениями мы сегодня познакомились?

– Почему сказка так называется?

– Чему учит сказка?

– Понравилось ли вам стихотворение К. Бальмонта?

– Что можно сказать о поэте?

– Что вам понравилось на уроке?

– Что показалось трудным?

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы

Ценят и принимают следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.

Оценивают задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Домашнее

задание

Пересказать сказку от лица Опенка; нарисовать иллюстрацию к сказке для книжки-малышки; выучить стихотворение К. Бальмонта «Осень» наизусть

Записывают задание на дом, задают вопросы

Проявляют мотивационную готовность к учебной деятельности


Ресурсный материал

Рассказ учителя о К. Д. Бальмонте

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) был назван другим русским поэтом Александром Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, – так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» родилось из десятилетнего пребывания в деревне. Именно там он был окружен «первыми весенними песнями птиц, первыми побегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами». Там были с ним народные песни и сказки, стихи Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось самыми сильными впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.

В начале XX века Бальмонт стал одним из самых читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались, его стихи заучивали, декламировали с эстрады, сочиняли романсы на его произведения.

В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочке. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень». Валерий Брюсов, знаменитый поэт начала XX века, восторженно отозвался об этой книге: «…родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих детских песенках ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».