Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Небо – золото и синь! Белокаменная школа, Среди елок и осин. | Рядом роща, рядом поле, Знают заяц и сурок. Если тихо в нашей школе, Значит, там идет урок. | – Добрый день! Пусть этот урок принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами | Дети поднимают большой палец, если отличное настроение. Объясняют, почему нет настроения, если такое состояние кто-то ощущает в классе. Проверяют наличие на парте школьных принадлежностей | Проявляют мотивационную готовность к учебной деятельности. Умеют готовить рабочее место |
II. Актуализация знаний | – О каком времени года говорится в произведениях, которые мы с вами читаем? Ответьте словами из стихотворений любимых поэтов. – Посмотрите и скажите, к какому произведению по жанру и теме подходят модели этих обложек. – Какое произведение, прочитанное нами, подходит к этой модели? (Показывает модель рассказа о природе.) – Кто автор этого произведения? – Что значит словосочетание «недосмотренные грибы»? – Дома вы рисовали иллюстрации к этому рассказу. Расскажите, какие грибы вам особенно понравились. – Прочитайте последний абзац рассказа. – Какие чувства испытывает автор к главному герою? – Вспомните, о чем сожалеет автор в конце рассказа | – Об осени. Читают наизусть по строчкам любые стихотворения об осени. Называют произведения. – «Недосмотренные грибы». – Михаил Пришвин. Пересказывают близко к тексту. – Автор сожалеет, что с приходом зимы многие грибы так и останутся в лесу, пропадут. Ему жалко, что они никому не достанутся | Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют навыками осознанного чтения |
III. Целеполагание и мотивация | – Произведение, с которым мы ознакомимся сегодня, тоже о родной природе, перекликается темой с предыдущим произведением. Этот человек влюблен в красоту родных лесов и полей, человек, который умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы. В своих рассказах и сказках (Эдуард Шим) передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот; как красивы вырезные листья клена или сверкающие на солнце ледяные сосульки; как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава. – Мы познакомимся с произведением Эдуарда Шима. Прочитайте, как оно называется: ЙЫРБАРХ КОНЕПО | – «Храбрый Опенок» | Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно |
IV. Работа по теме урока. 1. Чтение произведения | | Читают сказку | Владеют навыками осознанного чтения |
2. Беседа по содержанию прочитанного | – Вы догадались, кто главный герой произведения? Почему в заголовке слово опенок написано с большой буквы? – Что такое опенок? – Какими качествами наделяет автор героя уже в названии? – Что значит быть храбрым? | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
3. Словарная работа | – В сказке встретятся слова, которые могут вызвать затруднения. Боровик – белый гриб. Кафтан – длинный пиджак. Картузик – небольшая фуражка с козырьком. Белобрысые кудельки – белые кудри. – Какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Почему? – Как автор описывает Опенка? Прочитайте. – Как вы понимаете эти слова? – Прочитайте, как менялась погода в лесу. – Что вам понравилось в сказке? – А что не понравилось? – Какое настроение вызвало у вас это произведение? – Почему? – Прочитайте последнее предложение. Как вы думаете, почему грибники низко поклонились Опенку? | Объясняют значение слов. – Неприбранный, невидный, неказистый. Находят в тексте и зачитывают. Отвечают на вопросы | Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
4. Работа в парах | – А теперь поработаем в парах. Посовещайтесь и выберите из предложенных пословиц те, которые подходят к сказке. • У страха глаза велики. • Мал телом, да велик делом. • Терпение и труд все перетрут. • Будет время – и нам люди поклонятся. • Не красавец лицом, да хорош умом. Обсуждение выбранных пословиц. – Мы продолжаем читать стихотворения о природе. Сегодня познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта. (См. Ресурсный материал.) Рассказывает о поэте. Читает стихотворение «Осень». | Выполняют задание. Внимательно слушают | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
Физкультминутка | По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. А вот по другой дорожке скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, до лужайки добежим. Стоп, грибочков наберем и пешком домой пойдем | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Чтение стихотворений К. Бальмонта | | | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
6. Беседа по содержанию прочитанного | – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? – Как вы считаете, название стихотворения – это его тема или главная мысль? – Какие явления природы оживляет поэт? – А встречали ли мы одушевление природы у других поэтов? – С кем сравнивает К. Бальмонт осень? – Какое выражение лица у девочки Осени? – Какое явление природы подразумевается под слезами девочки? – Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет? | Отвечают на вопросы. – Тема. – Солнце, деревья. – Да, у Ф. Тютчева, А. Пушкина, С. Есенина и т. д. – С девочкой. – Печальное. – Осенний дождик. – С нежностью, грустью. Он жалеет ее и одновременно любуется ею. |
7. Работа над выразительностью чтения | – Давайте выразительно прочитаем это стихотворение. – Каким будет темп чтения? – Будем читать негромко, с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества. – Над чем вы задумались, слушая стихотворение? – Может ли вдохновлять печаль? | – Неторопливым. – В искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и думать | Владеют навыками выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
V. Итог урока. Рефлексия | – С какими произведениями мы сегодня познакомились? – Почему сказка так называется? – Чему учит сказка? – Понравилось ли вам стихотворение К. Бальмонта? – Что можно сказать о поэте? – Что вам понравилось на уроке? – Что показалось трудным? – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы | Ценят и принимают следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа. Оценивают задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении |
Домашнее задание | Пересказать сказку от лица Опенка; нарисовать иллюстрацию к сказке для книжки-малышки; выучить стихотворение К. Бальмонта «Осень» наизусть | Записывают задание на дом, задают вопросы | Проявляют мотивационную готовность к учебной деятельности |
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) был назван другим русским поэтом Александром Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, – так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».
Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» родилось из десятилетнего пребывания в деревне. Именно там он был окружен «первыми весенними песнями птиц, первыми побегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами». Там были с ним народные песни и сказки, стихи Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось самыми сильными впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.
В начале XX века Бальмонт стал одним из самых читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались, его стихи заучивали, декламировали с эстрады, сочиняли романсы на его произведения.
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочке. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень». Валерий Брюсов, знаменитый поэт начала XX века, восторженно отозвался об этой книге: «…родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих детских песенках ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».