СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 35. Пищеварение в кишечнике

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление ранее изученного материала, применение знаний на практике

Просмотр содержимого документа
«Урок 35. Пищеварение в кишечнике»

Тема: Пищеварение в кишечнике


Цель: закрепление изученного материала, применение полученных знаний на практике, расширение кругозора обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний с элементами закрепления

Устный индивидуальный опрос.

Слайд 2 – Ответьте на вопросы:

  1. Как пищевой комок попадает в желудок?

  2. Какую функцию выполняет внутренний железистый слой желудка?

  3. Какое значение в составе желудочного сока имеет соляная кислота?

  4. Какую функцию выполняет мышечный слой стенки желудка?

  5. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

  6. Протоки, каких пищеварительных желез впадают в двенадцатиперстную кишку?

  7. Какова функция желчи, выделяемой печенью?

  8. Что такое фермент? Назовите известные вам пищеварительные ферменты.

  9. Будет ли действовать пепсин, если соляную кислоту желудочного сока нейтрализовать щелочью?

Слайд 3 – Работа с рисунком.

Участок какого отдела кишечника изображен на рисунке?

Какую функцию он выполняет?

/Тонкая кишка. Принимает участие во всех этапах пищеварения, включая всасывание и перемещение пищи. В тонкой кишке вырабатываются ферменты, способствующие расщеплению пищи на отдельные компоненты./

Слайд 4 – На рисунке представлены основные функции печени. Расскажите о механизме их выполнения.

Слайд 5 – В чем заключается барьерная роль печени?

/Благодаря прохождению всей крови из пищеварительного канала через печень, ядовитые продукты распада белков и ядовитые соединения, образовавшиеся в кишках в результате деятельности микробов, после всасывания поступают в печень и обезвреживаются в ней./

Отметить, что ядовитые вещества, как, например, индол, скатол, фенол, в печени соединяются с серной кислотой и глюкуроповой кислотами и образуют мало ядовитые эфирные кислоты. Следовательно, в печени осуществляется синтез, имеющий защитный характер. В этом состоит барьерная функция печени, обеспечивающая избавление организма от ядовитых продуктов обмена веществ.

Слайд 6 – Аппендицит проявляется в любом возрасте, однако чаще в возрасте 10—30 лет, частота встречаемости у детей не более 1-3 %; болеют и мужчины, и женщины.

Заболеваемость острым аппендицитом составляет 4—5 случаев на 1000 человек в год.

Острый аппендицит — наиболее частая причина развития перитонита.

Задание. Найдите у себя аппендицит! /Не возможно. Это заболевание./

Можно ли с ним бороться?

Слайды 7-8 – Дополните предложения:

Внутренность … (толстой) кишки выстлана … (слизистой) оболочкой, облегчающей продвижение кала и предохраняющей стенки кишки от вредного воздействия пищеварительных … (ферментов) и … (механических) повреждений. Мышцы … (толстой) кишки работают независимо от воли человека.

Слайды 9-10 – Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

/Для экономии времени можно провести демонстрационно/

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%-й), вода.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта — показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются светлыми.

Ход работы

Приготовьте реактив на крахмал — йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5% -й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1—2 мин).

Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.

Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Объясните результаты опыта.

Ответьте на вопросы:
1. Что было субстратом, а что — ферментом, когда вы писали букву на бинте?
2. Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?
3. Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?


/Письменная индивидуальная работа. Для удобства работы рекомендуется распечатать листы с заданиями/

Слайды 11-12 – Задание 1. Выделите номера верных высказываний:

  1. Тонкий кишечник - отдел пищеварительного тракта человека, расположенный между желудком и толстой кишкой.

  2. Всасывание питательных веществ происходит в толстой кишке.

  3. Толстый кишечник является производным задней кишки.

  4. Всасывание питательных веществ, воды, электролитов осуществляется в основном в тонкой кишке и сопряжено с гидролизом питательных веществ.

  5. В остатках пищи отсутствует клетчатка, потому что полностью переваривается в кишечнике.

  6. Кишечная палочка погибает под действием ферментов.

  7. Всасывание питательных веществ в толстой кишке незначительно, так как при нормальном пищеварении большая часть их уже всосалась в тонкой кишке.

  8. Печень выполняет только важнейшую функцию обезвреживания ядовитых веществ. 

  9. Даже при выраженных симптомах аппендицит, воспаление желчного пузыря и другие заболевания в домашних условиях диагностировать неспециалисту невозможно.

  10. В двенадцатиперстную кишку поступает только желчь из печени.

Ответы: 1, 3, 4, 7, 9

Слайд 13 – Задание 2. Найдите соответствие понятий и определений:



А - Тонкий кишечник

Б - Толстый кишечник

В - Всасывание

Г - Печень

Д - Аппендицит

  1. отдел пищеварительного тракта человека, расположенный между желудком и толстой кишкой.

  2. процесс транспорта компонентов пищи из полости пищеварительного тракта во внутреннюю среду, кровь и лимфу.

  3. нижняя, оконечная часть пищеварительного тракта, а именно нижняя часть кишечника, в которой происходит в основном всасывание воды и формирование из пищевой кашицы (химуса) оформленного кала.

  4. Одно из наиболее частых воспалительных заболеваний брюшной полости, требующих хирургического лечения

  5. жизненно важный непарный внутренний орган  человека, находящийся в брюшной полости под диафрагмой и выполняющий большое количество различных физиологических функций.


Ответы: А – 1, Б – 3, В – 2, Г – 5, Д – 4.

Слайд 14 – Задание 3. Дополните таблицу «Изменение пищи в пищеварительном тракте

при участии ферментов»

Отдел пищеваритель-ного канала

Ферменты пищеварительных желез

Субстрат

Действие фермента и конечные продукты

Ротовая полость

Ферменты слюны (амилаза)

1 - ?


Глюкоза

Желудок

Фермент желудка (пепсин)

2 - ?


Разрывает белковую молекулу на ряд коротких фрагментов, пептидов

Двенадцати-перстная кишка

Ферменты поджелудочной железы (трипсин)

3 - ?


Отрывает у пептидов концевые аминокислоты вплоть до полного распада пептидов

Ферменты поджелудочной железы (амилаза)

4 – ?


Глюкоза


Ферменты поджелудочной железы (липаза) и желчь печени

5 - ?


Глицерин и жирные кислоты

Ответы: 1 - крахмал, 2 – белки, 3 - пептиды (фрагменты белковой молекулы),

4 - оставшиеся молекулы крахмала, 5 - жиры.

Слайды 15-20 - Задание 4. Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1 вариант – четные номера,

2 вариант – нечетные номера.

/При достаточном урочном времени можно провести взаимопроверку/


  1. Подведение итога урока


Слайд 21 – Домашнее задание: повторить §§ 30 - 33














Тестовый контроль по теме «Пищеварение»


1.    В ротовую полость открываются протоки:
А) поджелудочной железы; Б) печени; В) слюнных желез; Г) надпочечников.
2. Протоки печени открываются в:
А) пищевод; Б) тонкую кишку; В) двенадцатиперстную кишку; Г) желудок.
3. Протоки поджелудочной железы открываются в:
А) пищевод; Б) тонкую кишку; В) двенадцатиперстную кишку; Г) желудок.
4. Кишечный сок вырабатывается в:
А) железах тонкой кишки; Б) печени; В) железах желудка; Г) поджелудочной железе.
5. Железы желудка выделяют:
А) поджелудочный сок; Б) желчь; В) желудочный сок; Г) слюну.
6. Желчь вырабатывается:
А) печенью; Б) поджелудочной железой; В) железами кишечника; Г) железами желудка.
7. Поджелудочная железа вырабатывает:
А) поджелудочный сок; Б) желудочный сок; В) желчь; Г) слюну.
8. Всасывание питательных веществ в основном происходит в:
А) пищеводе; Б) желудке; В) печени; Г) тонком кишечнике.
9. Не переваренные  остатки  еды накапливаются в:
А) желудке; Б) толстой кишке; В) поджелудочной железе; Г) тонкой кишке.
10. Не переваренные остатки еды из организма удаляются сквозь:
А) аппендикс; Б) двенадцатиперстную кишку; В) прямую кишку; Г) толстую кишку.
11. под влиянием чего происходит расщепление питательных веществ:
А) воды; Б) витаминов; В) гормонов; Г) ферментов.
12. Среда желудка:
А) нейтральная; Б) слабощелочная; В) кислая; Г) щелочная.
13. В желудке происходит расщепление:
А) белка; Б) воды; В) минеральных солей; Г) крахмала.
14. Что делает желчь?
А) расщепляет белки; Б) расщепляет углеводы; В) расщепляет белки;

Г) облегчает переваривание жиров.
15. Ферменты поджелудочной железы расщепляют:
А) только крахмал; Б) только жиры; В) только белки; Г) и крахмал, и жиры, и белки.
16. Барьерная задача печени заключается в том, что в ней:
А) обезвреживаются ядовитые вещества; Б) образуется гликоген;
В) происходит лимфообразование; Г) образуется витамин А.
17. С помощью ворсинок кишечника:
А) удаляются органические вещества;

Б) увеличивается его поверхность;
В) пищевые вещества имеют возможность передвигаться;

Г) обеззараживаются пищевые вещества.
18. В лимфу кишечных ворсинок всасываются:
А) жирные кислоты и глицерин; Б) аминокислоты;
В) вода; Г) глюкоза.