СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 36. А.С. Пушкин. Главные женские образы в романе "Евгений Онегин". 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 36. А.С. Пушкин. Главные женские образы в романе "Евгений Онегин". 9 класс.»

Урок 36. А. С. Пушкин. Главные женские образы в романе «Евгений Онегин»

Основное содержание урока

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Сопоставление Татьяны и Ольги.

I. Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина

Вступительная беседа:


— Выразительное чтение фрагментов главы II (стр. XXIV-XXXIV).

Почему Татьяна у себя дома «казалась девочкой чужой»?

Почему в начале романа героиня живёт только чувствами?

— Выразительное чтение фрагментов главы III (стр. VII—X, XII, XV и др.).

Как изменило внутренний мир Татьяны знакомство с Онегиным?

Каково авторское отношение к любви Татьяны?

— Выразительное чтение фрагментов главы V (стр. IV-X).

Почему автор говорит, что Татьяна «русская душою»?

Какую роль в становлении характера Татьяны сыграла народная мораль?

— Выразительное чтение фрагментов главы VII (стр. XLIII-XLIV, XLVI—XLIX, LI—LIII).

Как чувствовала себя Татьяна в окружении московского дворянства? Каков его облик?

Каковы авторские приёмы изображения внутреннего мира Татьяны в VII главе?

II. Групповая работа.
Анализ ключевых эпизодов с использованием 
плана анализа эпизода:

Группа 1.
Диалог Татьяны и няни
 (гл. III, стр. XVII-XXI, XXXII—XXXV).

Какую роль в изображении состояния Татьяны играют особенности синтаксических конструкций в этих строфах?

Группа 2.
Ожидание Татьяной приезда Онегина 
(стр. XXXVIII-XXXIX, XL—XLI).

Каковы способы изображения душевного состояния Татьяны?

Группа 3.
Сон Татьяны
 (гл. V, стр. X-XXI).

Как сон характеризует героиню? Какова роль в нём образов-символов?

Группа 4.
Именины Татьяны
 (стр. XXV-XLV).

Как чувствуют себя Татьяна и Онегин в сцене именин? Аргументируйте своё мнение.

Группа 5.
Посещения Татьяной дома Онегина после отъезда Ольги
 (гл. VII, стр. XVII—XXIV).

Какой предстаёт Татьяна в доме Онегина?

Что она поняла в Онегине?

Обобщающая беседа:

Какова роль этих эпизодов в понимании образа Татьяны и композиции романа?

Каков внутренний мир Татьяны? Почему он находится в противоречии с миром внешним?

Какова композиционная роль сна Татьяны?

*Как он связан с мотивом сна в русской литературе (по произведениям, изученным в 9 классе)?

Что узнаёт Татьяна об Онегине в VII главе? Как это её характеризует?

Как в образе Татьяны отразилась пушкинская мысль о необходимости сближения дворянства и народа?

III. Сопоставьте оценки образа Татьяны Лариной в литературоведении XIX и XX веков.
Сделайте выводы о сходстве и различиях этих оценок:

— «Жизнь женщины… сосредоточена на жизни сердца; любить — значит для неё жить, а жертвовать — значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну, но общество пересоздало её» (В. Г. Белинский);

— «Русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит… Но она [Татьяна] „другому отдана и будет век ему верна“. Пусть она вышла за него [за генерала] с отчаяния, но теперь он её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье других?» (Ф. М. Достоевский);

— «Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье… Поэт в своей VIII-й главе похож на Татьяну сам…» (Ю. М. Лотман);

— «Жизнь Татьяны — не растворение в автоматизме ритуализованной череды дней, не потеря личности, запретившей себе свободу выбора, а добровольно принятый подвиг…» (Ю. М. Лотман).

Какая из этих оценок близка вашему восприятию образа героини? Почему?

IV. Татьяна и Ольга

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героинь.


Подбор цитат на тему «Татьяна и Ольга» (гл. II, стр. XXI-XXIX, гл. III, стр. V) и составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Татьяна и Ольга

Основания для сопоставления

Татьяна

Ольга

1) Происхождение

      

      

2) Воспитание

      

      

3) Смысл имени

      

      

4) Первое упоминание в романе

      

      

5) Портрет; авторская оценка внешности

      

      

6) Пейзажи, времена года, связанные с героиней

      

      

7) Вещи, характеризующие героиню

      

      

8) Поступки, раскрывающие её характер

      

      

9) Характерные художественные детали

      

      

10) Героиня в оценке других персонажей, в авторской оценке

      

      


Заполнение цитатной таблицы может быть завершено дома.

Обобщающая беседа:

Какова роль образов Татьяны и Ольги в романе?

Что общего у героинь?

Почему у них больше различий, чем сходства?

Почему образ Татьяны меняется, а образ Ольги остаётся почти неизменным?

Итоговые вопросы:

Почему Татьяну считают пушкинским идеалом женщины?

В чём состоит жизненная драма Татьяны?

Домашнее задание

Прочитать и обдумать главы III, IV, VIII, обратив внимание на письма героев.

Письменно проанализировать один из эпизодов романа или составить письменную сравнительную характеристику Татьяны и Ольги (по выбору учащихся).


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.