СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 37. З. АЛЕКСАНДРОВА «ЗИМА». К. УШИНСКИЙ «ПРОКАЗЫ СТАРУХИ-ЗИМЫ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать представление о зиме на основе изученных произведений, восприятия новых произведений искусства; приобщать к миру искусства; решая учебно-художественные задачи, прививать интерес к поэзии; познакомить с литературными понятиями рифма, юмор, сравнение; совершенствовать навыки чтения; способствовать развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок 37. З. АЛЕКСАНДРОВА «ЗИМА». К. УШИНСКИЙ «ПРОКАЗЫ СТАРУХИ-ЗИМЫ».»

Урок 37. З. Александрова «Зима».
К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
(дополнительное чтение)

Тип урока: вхождение в тему

Педагогические задачи: создать представление о зиме на основе изученных произведений, восприятия новых произведений искусства; приобщать к миру искусства; решая учебно-художественные задачи, прививать интерес к поэзии; познакомить с литературными понятиями рифма, юмор, сравнение; совершенствовать навыки чтения; способствовать развитию речи

Планируемые результаты

Предметные: самостоятельно работают с текстом произведения; выразительно читают произведения, передавая свои чувства; анализируют произведения

Метапредметные:

познавательные: знакомятся с произведениями о зиме; осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения творческой задачи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: репродукции картин художников («Первый снег» А. Пластова, «Русская зима» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Зима» А. Саврасова); книги, детские журналы с заметками о зиме; портрет З. Александровой


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Ребята! Прозвенел звонок и сказал нам, что пора начинать наше занятие. Давайте вместе подумаем и скажем, ради чего вы хотите сегодня работать? Молодцы!

– Итак, сегодня на уроке мы с вами будем продолжать:

1. Учиться проверять домашнее задание по образцу.

2. Знакомиться с новым произведением и учиться со-ставлять план произведения.

3. Учиться работать в паре.

4. Учиться оценивать свою работу.

– А чтобы у нас все получилось, надо внимательно слушать друг друга и хорошо работать на уроке. Пожелаем друг другу удачи!


Чтобы понравиться учителю, чтобы получить хорошую отметку, чтобы похвалили родители.






Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют о правилах поведения и общения
в школе

II. Актуализация знаний

– Рассмотрите модели обложек. Какие из изученных произведений соответствуют этим моделям?



– Что общего в данных произведениях?

– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Он посвящен замечательному времени года. Отгадайте какому.

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратила лужи в стекла,

Сделав снежные следы.

(Зима.)

– Ребята, вам нравится зима? Почему?

– Вспомните, как писатели и поэты называют зиму.


– Что мы представляем, когда произносим слово зима?

– Конечно, в первую очередь мы представляем снег. Назовите снег ласково.

– Подберите прилагательные к слову снег, чтобы лучше представить, каким он бывает.



– Мы говорим «снег идет». Как еще можно сказать?


– Зиму называют красавицей. Почему?


– Зима укрывает землю снегом. С чем сравнивают поэты и писатели снег, лежащий на земле? (Словосочетания записываются на доске.)

– Вы сказали, что зима украшает, наряжает деревья.
Во что она их наряжает? (Словосочетания записываются на доске.)

– А. Пушкин «Уж небо осенью
дышало…», Е. Трутнева «Осень»,
Г. Скребицкий «Осень», Э. Шим «Белка и Ворон».

– Тема «Осень».








– Да: красиво, много снега и т. д.

– Красавица, волшебница, матушка, зимушка, старушка, лебедушка.

– Снег.

– Снежок.


– Белый, пушистый, свежий, серебристый, мягкий. (Слова записываются на доске, а дети фиксируют их на листочках.)

– Кружится, летает, порхает,
танцует.

– Потому что она украшает землю, деревья.

– С пуховым одеялом, белым покрывалом, белоснежной скатертью, волнистым ковром.

– В кружевные платья, белоснежные шубки, белые косынки

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя, ответов сверстников.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Осуществляют логические операции.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

III. Постановка учебной
задачи

– Прочитайте название раздела.

– О чем мы будем читать в этом разделе?

– Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

– Как выражают люди свою любовь к природе?

– На уроке мы познакомимся с произведением из этого раздела, проанализируем его и подготовимся к выразительному чтению

– «Снежок порхает, кружится…».

– О зиме.





– Пишут стихи, рассказы, музыку, картины, делают фотографии

Формулируют ответы

на вопросы.

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы порхаем, мы летаем,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Работа
по теме
урока.

1. Чтение стихотворения

– Послушайте произведение.

(Читает наизусть стихотворение.)

Внимательно слушают

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Осуществляют логические действия.

Осуществляют контроль
и оценку учебных действий.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

2. Изготовление модели обложки

– А сейчас вы на время станете оформителями.

– Приготовьте все для оформления модели обложки.

– К какому жанру относится это произведение?

– Отразите это на модели обложки.

– Какова тема стихотворения?

– Отобразите нужным цветом.

– Это произведение написала известная поэтесса
З. Н. Александрова (показывает портрет)



– Стихотворение.


– «Природа»

3. Рассказ учителя о З. Александровой

– Она – автор множества стихотворений для детей. Прошло столько лет, а ее произведения живут, всеми любимы и читаемы! (См. Ресурсный материал.)

– На модели обложки мы запишем только инициалы автора и фамилию. Какие правила мы должны вспомнить? (Обращает внимание на орфограммы.)

Читают имя автора

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя

4. Работа
над стихотворением

– С каким произведением мы познакомились?

– Откройте учебник, прочитайте название произведения, имя автора вполголоса.

– Как можно доказать, что это стихотворение?

– Прочитайте пары рифмующихся слов.

– Почему вы выбрали эти слова?

– Сколько смысловых частей в этом стихотворении?
(Вывешивает на доску.)

– Прочитайте 1-ю часть. 

– Какова главная мысль этой части?

– Какое настроение у вас она вызвала?

– Какие изменения в природе с приходом зимы описывает автор? Какими стали улицы? Почему?

– Почему З. Александрова называет снег снежком?

– Прочитайте строки, в которых автор описывает
снежок.

– Как вы понимаете смысл выражения «снежок
порхает»?

– Значение этого слова мы узнаем в толковом словаре Владимира Ивановича Даля. 

– Вновь обратимся к тексту.

– С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте.


– Прочитайте 2-ю часть стихотворения.

– Какова главная мысль этой части?

– Чему удивляется З. Александрова?

– Что вы знаете о зябликах? О снегирях?

– Обратимся к учебнику.

– Прочитайте о снегире в словаре учебника.

– Рассмотрите иллюстрацию и найдите слова, подходящие к ней. Прочитайте.

– С чем сравнивает автор снегирей?

– Как называется такой прием в литературе?

– Посмотрите, как точно уловила сходство З. Александрова!

Когда снегирь хохлится, то становится похожим на румяное яблочко

Выполняют задания, отвечают
на вопросы.







Читает ученик.

Отвечают на вопросы.







Порхать – перелетать, летать недалеко; взлетая, падать или садиться; летать с места на место.



– На фоне снега лед на лужах кажется чистым, прозрачным, светлым.

Читает ученик.

Отвечают на вопросы.







– С румяным яблоком.

– Сравнение

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют навыками осознанного чтения.

Умеют оформлять свою

мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Владеют навыками работы со справочной литературой, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют логические операции.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверстников, учебника

V. Итог
урока. Рефлексия

– С каким произведением мы познакомились?

– Прочитайте название раздела.

– Что вы заметили?

– Почему эти строчки стали названием раздела?

– Что вам понравилось на уроке?

– Что не понравилось?

– Что бы вы хотели изменить?

Отвечают на вопросы, делают
выводы

Устанавливают связь между целью деятельности
и ее результатом

Домашнее

задание

Прочитать, проиллюстрировать понравившийся отрывок из стихотворения

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала















Ресурсный материал

Рассказ учителя о З. Александровой

Зинаида Александрова (1907–1983) – советская поэтесса. Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам – товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов…

Потом началась Первая мировая война. Отец из-за плохого зрения на фронт не попал. Он работал в госпитале, занимаясь грамотой с выздоравливающими солдатами. Мать в том же госпитале работала фельдшером. Война окончилась. Дочку отдали в Мариинскую гимназию, в приготовительный класс. А тут – революция. Семья Александровых решила перебраться в деревню: считалось, что там безопаснее и сытнее. Маленькая Зина стала ходить в сельскую школу.

В 1919 г. от туберкулеза умирает отец, а через год – мать, заразившись сыпным тифом от больных, которых она неутомимо и самоотверженно спасала, мотаясь по самым отдаленным деревням.

Детство кончилось. Тетка отдала свою племянницу в детский дом – бывший Павловский институт. К детдомовскому периоду относятся первые поэтические опыты З. Н. Александровой. В детдоме она закончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка». Некоторые были напечатаны. А вскоре вышли две ее книжки (по словам автора, «тоненькие, робкие») – «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни». К этому времени З. Н. Александрова уже училась в Ленинградском техникуме печати.

Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930–1931 годах. Первое обращение к малышам стихотворение «Ветер на речке» вышло отдельным изданием в 1932 г. Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые другие стихи З. Н. Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой», знаменитые «Бескозырка белая» и «Гибель Чапаева». На конкурсе 1936 г. эти две последние песни поделили 2-е и 3-е места.

В 1934 г. выходит в свет последняя «взрослая книжка» Александровой – «Биография песни». Теперь она пишет исключительно для ребят. Одна за другой у нее выходили новые книжки для малышей: «Колхозная весна» (1932), «Майка», «Зима» (1933), «Наши ясли» (1934), «Мишкины соседи» (1936), «Гибель Чапаева» (1937), «Хорошо живется» (1939), «Мой Мишка» (1940), «У нас в саду» (1941).

1944-м и 1945-м годами датированы военные книжки Александровой «Островок на Каме» и «Салют». Следует назвать сборники, вышедшие в 50-е – 70-е годы. Это «Топотушки», своеобразный итог многолетней работы для самых маленьких, «Про девочку Да и мальчика Нет», «Невидимка», «Станция Весна» и др.

Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг – как отдельных стихов, так и сборников. Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. После Ленинграда она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала работать заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята».

Много внимания уделяла Александрова работе с литературной молодежью. Многие ныне хорошо известные поэты, пишущие для детей, назовут ее имя среди своих учителей. Другой большой и важный раздел ее работы – популяризация детской литературы народов СССР. Известны ее переводы грузинских, украинских, литовских, еврейских поэтов, пишущих для детей.

Время брало свое. В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать – рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно было судить, что творческие возможности писательницы далеко не исчерпаны. Умерла З. Н. Александрова в 1983 г.