Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Весело звенит звонок, Начинаем наш урок. | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Договариваются и следуют правилам поведения и общения на уроке |
II. Проверка домашнего задания | – Послушайте стихотворение З. Александровой «Зима», которое вы учили наизусть (опрашивает трех учеников) | Внимательно слушают, анализируют чтение, осуществляют оценку учебных действий | Владеют навыками контроля и оценки учебной деятельности на уроке |
III. Актуализация знаний | – Как называется раздел, который мы изучаем? – О чем сегодня будем читать? – Какое произведение мы будем читать? – Сформулируйте цель урока. – Отгадайте загадку. Он летает белой стаей и сверкает на снегу. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке румяный, под луною – голубой. Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой. Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь. Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (Снег.) На доске: снег. – Какие слова-сравнения помогли вам догадаться? – Я прочитаю небольшой отрывок из произведения «Разговор о снеге»: «…Вдруг земля становится белой на долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым. Снег. Снега. Белы снега, снегурочка, снежень, снеговик. Снег ты наш, снежище, снежок. Снега во всю Россию…» – Что вы можете сказать о снеге? | – «Снежок порхает, кружится…». Высказывают свои предположения. – Мы будем читать произведение С. Иванова «Каким бывает снег», отвечать на вопросы, создавать модель обложки, учиться составлять план произведения, работать в тетради. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные вопросы |
IV. Постановка учебной задачи | – Оказывается, о снеге можно многое узнать. Сегодня вы сами в этом убедитесь. – Прочитайте название произведение и фамилию автора. – Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением С. Иванова и узнаем много интересных сравнений и эпитетов о том, каким бывает снег. Постарайтесь запомнить их, и тогда ваша речь станет богаче и ярче | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыками осознанного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
V. Работа по теме урока. 1. Первичное чтение произведения | Читает 1-ю часть. – Карандашом отмечайте знаком «?» непонятное слово, выражение или словосочетание во время чтения | Внимательно слушают. Читают по цепочке 2-ю часть |
2. Вопросы по содержанию прочитанного | – Понравилось ли вам это произведение? – Чем понравилось? – Можете определить жанр произведения? | Отвечают на вопросы |
3. Оформление модели обложки | | |
4. Анализ произведения: 1) 1-я часть. Словарная работа | – В каком месяце выпал первый снег? – Как описывается снег? Бороздки – канавки на поверхности, проведенные каким-либо предметом. Притаился – спрятался и притих. Свежо сверкает – чистый, новый, ярко блестит, сияет. Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми. – Как озаглавим эту часть? | – В октябре. – Он «робок и тих», «извиняется», «белый и легкий». Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю | Владеют навыками работы со справочной литературой |
2) 2-я часть | – А теперь мы увидим другой снег, узнаем новые слова. (Слова вывешиваются на доску.) Гнет – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь. Бездонно – не имеет дна, чрезвычайно глубоко. Дух захватывает – испытывать волнение. Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся. Натужно (тянет) – напряженно, медленно и про-тяжно. – Как описывается январский снег? – А что говорится о солнце? – Какое небо в январе? – Какие слова передают восхищение автора? Подчеркните. – Как озаглавим эту часть? | Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю. – «Силен и спокоен», «гнет», «сломает», «сыпучий». – «Выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет». – Синее и бездонное. |
Физкультминутка | Снежинки – кружимся. Снежки – лепим и кидаем. Снеговик – присели. Снегурочка – подпрыгнули (повторить несколько раз) | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
3) 3-я часть | – Какие слова вам непонятны? (Слова вывешиваются на доску.) Колючий – имеющий колючки, способный колоть. Метель – сильный ветер со снегом. Мглистое (небо) – непрозрачное. Нахлобучив – надвинув низко на лоб. Лютует – злой, свирепый, беспощадный, причиняющий мучения. – О каком снеге говорится в 3-й части? – Какие слова нашел автор для описания февральского снега? – Почему люди идут нахлобучив шапки на лоб? – Автор олицетворяет февральский снег, наделяя его человеческими чертами: «лупит», «злится». Читать эту часть надо напряженно, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и особенности погоды. – Как озаглавим эту часть? | Читают хором. Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю. – «Злой», «колючий», «злодей», «ведьмин сын», «колдун». – Снег не дает им поднять голову. Ориентируются в своей системе знаний | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
4) 4-я часть (работа в парах) | – Какие правила работы в паре надо помнить? – Прочитайте 4-ю часть, а затем, обсудив прочитанное, озаглавьте. – Обратимся к словарику. Проводит словарно-лексическую работу. Оспинки – неровности в виде маленьких углублений. – О каком снеге мы прочитали? – Каков апрельский снег? – Скажите, апрельский снег все так же чист? – Много ли снега осталось? – Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? На доске план. 1. Первый снег. 2. Январский снег. 3. Февральский снег. 4. Апрельский снег. – Что особенно запомнилось? – Какой снег вы считаете необычным? Почему? – Какие слова вы написали бы на снежинке? | – Об апрельском. – Он «плотный и липкий, словно белый пластилин», «дырявый». – Нет, березы уже белее снега. – Нет, он в проталинах. – Что закончилась зима и скоро растает весь снег. Переворачивают снежинку и на ее лучиках пишут новые слова. |
5. Работа в тетради | – Как будете работать самостоятельно? – Как будете проверять выполненную работу? в октябре в январе в феврале в апреле | тяжелый злой дырявый робкий | – Установите соответствие. Докажите свой выбор словами из текста | Выполняют самостоятельную работу в тетради с самопроверкой | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
VI. Итог урока. Рефлексия | – О чем мы сегодня говорили? – Опишите первый снег. – Какой снег в январе, феврале, апреле? Назовите сравнения, эпитеты. – От чьего лица написан рассказ? Докажите. – Что нового для себя вы открыли на уроке? Природа – не слепок, Не бездушный лик. В ней есть душа, | В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык! | Будь наблюдательней немножко, И сам тогда увидишь ты, Как много в мире красоты. – Чему научились на уроке? – Где эти знания можно применить? – Если было интересно, урок понравился, – поднимите снежинку; если неинтересно, не все поняли и урок не понравился – снеговую тучку | – О том, какой бывает снег. Отвечают на вопросы. – От автора. – Как умело автор отметил особен-ности снега в разные месяцы, используя сравнение, олицетворение, эпитеты… Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала. Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом |
Домашнее задание | Прочитать и выполнить задания по выбору (с. 127– 130): подготовить пересказ близко к тексту той части, которая больше всего понравилась; выполнить рисунок или написать мини-сочинение по личным впечатлениям на тему «Первый снег» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их выполнения |