СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 38. С. ИВАНОВ «КАКИМ БЫВАЕТ СНЕГ». С. ЕСЕНИН «ПОРОША» .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением С. Иванова «Каким бывает снег», осуществления анализа, сравнения, высказывания своих умозаключений; способствовать развитию навыка выразительного чтения, личностных качеств (самооценки, самостоятельности), умения выслушивать товарищей; содействовать воспитанию интереса, любви к родной природе, Родине

Просмотр содержимого документа
«Урок 38. С. ИВАНОВ «КАКИМ БЫВАЕТ СНЕГ». С. ЕСЕНИН «ПОРОША» .»

Урок 38. С. Иванов «Каким бывает снег».
С. Есенин «Пороша»
(дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением С. Иванова «Каким бывает снег», осуществления анализа, сравнения, высказывания своих умозаключений; способствовать развитию навыка выразительного чтения, личностных качеств (самооценки, самостоятельности), умения выслушивать товарищей; содействовать воспитанию интереса, любви к родной природе, Родине

Планируемые результаты

Предметные: пересказывают рассказ по готовому плану; объясняют поступки героев и свое отношение
к ним

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают научно-познавательное и художественное произведения о природе; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;

регулятивные: умеют формулировать учебную задачу;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия

Личностные: испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

Образовательные ресурсы: снежинки, снежные тучки из бумаги, модель обложки, карточки для кластера


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Весело звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Договариваются и следуют правилам поведения
и общения на уроке

II. Проверка домашнего

задания

– Послушайте стихотворение З. Александровой «Зима», которое вы учили наизусть (опрашивает трех учеников)

Внимательно слушают, анализируют чтение, осуществляют оценку учебных действий

Владеют навыками контроля и оценки учебной деятельности на уроке

III. Актуализация знаний

– Как называется раздел, который мы изучаем?

– О чем сегодня будем читать?

– Какое произведение мы будем читать?

– Сформулируйте цель урока.






– Отгадайте загадку.

Он летает белой стаей и сверкает на снегу.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!

(Снег.)

На доске: снег.

– Какие слова-сравнения помогли вам догадаться?

– Я прочитаю небольшой отрывок из произведения «Разговор о снеге»:

«…Вдруг земля становится белой на долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым. Снег. Снега. Белы снега, снегурочка, снежень, снеговик. Снег ты наш, снежище, снежок. Снега во всю Россию…»

– Что вы можете сказать о снеге?

– «Снежок порхает, кружится…».

Высказывают свои предположения.


– Мы будем читать произведение
С. Иванова «Каким бывает снег», отвечать на вопросы, создавать модель обложки, учиться составлять план произведения, работать
в тетради.










Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Осуществляют логические действия.

Формулируют ответы на поставленные вопросы

IV. Постановка учебной задачи

– Оказывается, о снеге можно многое узнать. Сегодня вы сами в этом убедитесь.

– Прочитайте название произведение и фамилию автора.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением С. Иванова и узнаем много интересных сравнений и эпитетов о том, каким бывает снег. Постарайтесь запомнить их, и тогда ваша речь станет богаче и ярче

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками
и взрослыми, навыками осознанного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

V. Работа
по теме
урока.

1. Первичное чтение произведения




Читает 1-ю часть.

– Карандашом отмечайте знаком «?» непонятное слово, выражение или словосочетание во время чтения




Внимательно слушают.

Читают по цепочке 2-ю часть

2. Вопросы

по содержанию прочитанного

– Понравилось ли вам это произведение?

– Чем понравилось?

– Можете определить жанр произведения?

Отвечают на вопросы

3. Оформление модели обложки



4. Анализ произведения:

1) 1-я часть.

Словарная
работа

– В каком месяце выпал первый снег?

– Как описывается снег?


Бороздки – канавки на поверхности, проведенные каким-либо предметом.

Притаился – спрятался и притих.

Свежо сверкает – чистый, новый, ярко блестит,
сияет.

Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми.

– Как озаглавим эту часть?

– В октябре.

– Он «робок и тих», «извиняется», «белый и легкий».

Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю

Владеют навыками работы со справочной литературой

2) 2-я часть

– А теперь мы увидим другой снег, узнаем новые слова. (Слова вывешиваются на доску.)

Гнет – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь.

Бездонно – не имеет дна, чрезвычайно глубоко.

Дух захватывает – испытывать волнение.

Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся.

Натужно (тянет) – напряженно, медленно и про-тяжно.

– Как описывается январский снег?


– А что говорится о солнце?


– Какое небо в январе?

– Какие слова передают восхищение автора? Подчеркните.

– Как озаглавим эту часть?

Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю.







– «Силен и спокоен», «гнет», «сломает», «сыпучий».

– «Выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет».

– Синее и бездонное.

Физкультминутка

Снежинки – кружимся.

Снежки – лепим и кидаем.

Снеговик – присели.

Снегурочка – подпрыгнули (повторить несколько раз)

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

3) 3-я часть

– Какие слова вам непонятны? (Слова вывешиваются на доску.)

Колючий – имеющий колючки, способный колоть.

Метель – сильный ветер со снегом.

Мглистое (небо) – непрозрачное.

Нахлобучив – надвинув низко на лоб.

Лютует – злой, свирепый, беспощадный, причиняющий мучения.

– О каком снеге говорится в 3-й части?

– Какие слова нашел автор для описания февральского снега?

– Почему люди идут нахлобучив шапки на лоб?

– Автор олицетворяет февральский снег, наделяя его человеческими чертами: «лупит», «злится». Читать эту часть надо напряженно, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и особенности погоды.

– Как озаглавим эту часть?

Читают хором.


Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю.





– «Злой», «колючий», «злодей», «ведьмин сын», «колдун».

– Снег не дает им поднять голову.

Ориентируются в своей системе знаний

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы

на вопросы

4) 4-я часть
(работа
в парах)

– Какие правила работы в паре надо помнить?

– Прочитайте 4-ю часть, а затем, обсудив прочитанное, озаглавьте.

– Обратимся к словарику.

Проводит словарно-лексическую работу.

Оспинки – неровности в виде маленьких углублений.

– О каком снеге мы прочитали?

– Каков апрельский снег?


– Скажите, апрельский снег все так же чист?

– Много ли снега осталось?

– Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать?

На доске план.

1. Первый снег.

2. Январский снег.

3. Февральский снег.

4. Апрельский снег.

– Что особенно запомнилось?

– Какой снег вы считаете необычным? Почему?

– Какие слова вы написали бы на снежинке?







– Об апрельском.

– Он «плотный и липкий, словно белый пластилин», «дырявый».

– Нет, березы уже белее снега.

– Нет, он в проталинах.

– Что закончилась зима и скоро растает весь снег.








Переворачивают снежинку и на ее лучиках пишут новые слова.

5. Работа
в тетради

– Как будете работать самостоятельно?

– Как будете проверять выполненную работу?

в октябре

в январе

в феврале

в апреле

тяжелый

злой

дырявый

робкий

– Установите соответствие. Докажите свой выбор словами из текста

Выполняют самостоятельную работу в тетради с самопроверкой

Осуществляют взаимный контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

VI. Итог
урока. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили?

– Опишите первый снег.

– Какой снег в январе, феврале, апреле? Назовите сравнения, эпитеты.

– От чьего лица написан рассказ? Докажите.

– Что нового для себя вы открыли на уроке?

Природа – не слепок, 

Не бездушный лик. 

В ней есть душа, 

В ней есть свобода, 

В ней есть любовь,

В ней есть язык!

Будь наблюдательней немножко, 

И сам тогда увидишь ты,

Как много в мире красоты.

– Чему научились на уроке?

– Где эти знания можно применить?

– Если было интересно, урок понравился, – поднимите снежинку;

если неинтересно, не все поняли и урок не понравился – снеговую тучку

– О том, какой бывает снег.


Отвечают на вопросы.

– От автора.

– Как умело автор отметил особен-ности снега в разные месяцы, используя сравнение, олицетворение,
эпитеты…





Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество
и уровень усвоения учебного материала.

Устанавливают связь между целью деятельности
и ее результатом

Домашнее

задание

Прочитать и выполнить задания по выбору (с. 127–
130): подготовить пересказ близко к тексту той части, которая больше всего понравилась; выполнить рисунок или написать мини-сочинение по личным впечатлениям на тему «Первый снег»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их выполнения