Урок № 38
Тема: «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный
нос».
Цель: Проанализировать образ русской женщины, созданный Н. А. Некрасовым,
визуализировать его, заставить учащихся задуматься о нравственных
качествах, которые вызывают уважение, восхищение, привить желание
воспитать в себе эти качества.
Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Некрасова;
развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных видов
искусств;
формировать читательские навыки: умение определять тему, идею произведения;
формировать навыки анализа лирического текста;
учить формировать свое отношение к прочитанному;
воспитывать чувство любви к русской поэзии;
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Анализ контрольной работы.
3. Актуализация знаний.
Чтобы войти в рабочий ритм, проведём небольшую разминку по изученному материалу в виде игры «Угадай словечко». Будьте внимательны, потому что эти знания пригодятся при анализе произведения. Итак, приготовились.
Созвучие окончаний стихотворных строк (рифма)
Какая это рифма, если рифмуются две строки подряд? (парная)
Какая это рифма, если рифмуются 1-3 и 2-4 строки? (перекрестная)
Какая это рифма, если рифмуются слова одной части речи? (грамматическая)
Какая это рифма, если ударение в рифмующемся слове падает на последний слог? (мужская)
Яркое красочное определение (эпитет)
Скрытое сравнение (метафора)
То, о чем или о ком говорится в тексте (тема)
То, чему учит текст (идея)
Певец народа? (Н.А.Некрасов)
4. Проверка домашнего задания задания (блок-схема по статье учебника, посвященной Некрасову)
5. Объявление темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока «Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.
А) Лексическая работа
Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Образ".
( Образ – 1.изображение человека в произведении; 2. тип, характер).
В) Целевая установка
-Как вы думаете, какой образ представил нам Н. Некрасов?
- Мы продолжаем знакомство с творчеством Н.А. Некрасова. В 1863 году, после отмены крепостного права, он написал поэму «Мороз, Красный Нос, в которой рассказывает о горестях и тяжелой работе дружной крестьянской семьи, о роли женщины-жены, матери в крестьянской семье. Обратимся к истории, и попытаемся понять, в каком тяжелом зависимом состоянии от помещиков находились крестьяне в 19 веке.
6. Доклад по теме: «Крепостная зависимость крестьян во времена Н.А. Некрасова» «В древней России большая часть земель была разобрана князьями, боярами в собственность. Крестьяне, которые были и работали на этих землях, заключали с владельцем этой земли арендные договоры. В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к бывшему хозяину. Постепенно вольный уход крестьян был запрещён; они были прикреплены к своему месту жительства своим хозяевам, постепенно к таким крестьянам прочно прикрепилось название «крепостные крестьяне». С тех пор положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили право суда и наказания крепостных без суда и следствия. Практически крепостные крестьяне были рабами у своих хозяев. Иногда крестьяне бунтовали от такой тяжелой жизни, но добиться хоть каких-то свобод смогли только в 1861 году, когда был издан указ об отмене крепостного права. Правда и тогда, свобода эта не была настоящей, и жизнь многих крестьян по-прежнему оставалась тяжелой. Таким образом, можно сказать, что жизнь крестьян, находившихся в крепостной зависимости от хозяина-помещика, была очень тяжела, и все же большинство из них не теряло веры в хорошую жизнь, во все светлое и доброе».
7. Работа с текстом
Чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» со слов «Есть женщины в русских селеньях».
Лексическая работа:
Убогий – крайне бедный.
Ловкий – обладающий физической сноровкой.
Величавый – внушающий почтение к себе, исполненный внутреннего достоинства.
Будни – не праздничные дни.
Утеха – удовольствие, забава, утешение.
Перл – жемчуг.
Ухват– надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставят в русскую печь.
Воздаянье – вознаграждение.
Обедня – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.
В поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» рассказывается о нелёгкой судьбе русской женщины, крестьянки Дарьи. Начинается поэма с того, что муж Дарьи, Прокл, как многие крестьяне, отправляется за много вёрст на базар с обозом. На дворе в это время стоит очень холодная зима, обоз попадает в метель, Прокл замерзает насмерть. Дарье приходится собственноручно похоронить мужа. Героиня остаётся одна с детьми, чтобы прокормить ребят, берётся за самую тяжёлую, мужскую работу. Вот в этой женщине, русской крестьянке, Н. А.Некрасов увидел не просто силу, а красоту, поэзию.
- Так почему же поэма названа именно «Мороз, Красный нос»?
Добрый это Мороз или злой? Символом чего является Мороз?
- Мороз – символ нелёгкой доли русского народа, символ испытаний, которые воспитывают в русских людях стойкость, силу духа и самоотверженность.
8. Физкультминутка
9. Слово учителя.
При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению- одно из самых сложных у Некрасова. Эта поэма - одно из лучших созданий Некрасова, отмечена особой задушевностью. Посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова.
Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.
Как писал Н.А. Некрасов:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали – всё к счастью стремилась,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
- Почему у русской женщины суровая доля?
-Найдите в тексте описание женщины: ( работа в группах) интересно представьте ответ.
10.Вывод:
-Какие качества характера героини вызывают уважение автора?
-Чем восхищается поэт? В тетради записать вывод.
( красотой, трудолюбием, чувством достоинства и т.д.)
внешней красотой женщины; красотой внутреннего мира; в чем она проявляется?
Прославляет крестьянку
В ней крепко и ясно сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.(в работе видит свое спасение)
(рассуждения учащихся)
«Ей некогда лясы точить...»
« Не жалок ей нищий убогий-
Вольно ж без работы гулять»
Какие средства художественной выразительности помогают автору создать портрет русской женщины? Приведите примеры.
Нахождение эпитетов, сравнений
(Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех …-эпитет)
(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле - т.е. удобно, надежно и т.д.)
Попробуем создать портрет Дарьи ( внешность,одежда,голос,походка)
Составим схему рифмовки, определим её вид:
11. Формулировка общего вывода
Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.
12.Закрепление нового материала.
1. Найти в тексте 4 художественных средства (метафоры, преувеличения, эпитеты, сравнения).
2. Записать художественные средства в 4 столбик по образцу:
Приём (примеры) – Метафора («Есть женщины в русских селеньях… с походкой, со взглядом цариц…», «…посмотрит – рублём подарит…», …)
3. Определить вид рифмовки в отрывке.
- Какие еще средства художественной выразительности использует автор?
- Крылатые выражения:
1. Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!
2. Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.
- Фразеологизм: лясы точить – заниматься пустой болтовней, пустословить. (Первонач.: вытачивать узорные фигурные столбики. Лясы – от польского «решетка», сетка)
Синоним – чесать язык.
13. Д/З: выучить отрывок наизусть.
14. Итог урока.