СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 38 Тема: «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 38 Тема: «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». 5 класс»

Урок № 38

Тема: «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный

нос».

Цель: Проанализировать образ русской женщины, созданный Н. А. Некрасовым,

визуализировать его, заставить учащихся задуматься о нравственных

качествах, которые вызывают уважение, восхищение, привить желание

воспитать в себе эти качества.

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Некрасова;

развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных видов

искусств;

формировать читательские навыки: умение определять тему, идею произведения;

формировать навыки анализа лирического текста;

учить формировать свое отношение к прочитанному;

воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Анализ контрольной работы.

3. Актуализация знаний.

Чтобы войти в рабочий ритм, проведём небольшую разминку по изученному материалу в виде игры «Угадай словечко». Будьте внимательны, потому что эти знания пригодятся при анализе произведения. Итак, приготовились.


  • Созвучие окончаний стихотворных строк (рифма)

  • Какая это рифма, если рифмуются две строки подряд? (парная)

  • Какая это рифма, если рифмуются 1-3 и 2-4 строки? (перекрестная)

  • Какая это рифма, если рифмуются слова одной части речи? (грамматическая)

  • Какая это рифма, если ударение в рифмующемся слове падает на последний слог? (мужская)

  • Яркое красочное определение (эпитет)

  • Скрытое сравнение (метафора)

  • То, о чем или о ком говорится в тексте (тема)

  • То, чему учит текст (идея)

  • Певец народа? (Н.А.Некрасов)

4. Проверка домашнего задания задания (блок-схема по статье учебника, посвященной Некрасову)

5. Объявление темы и цели урока.

Итак, тема нашего урока «Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).


  • Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

А) Лексическая работа

Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Образ".

( Образ – 1.изображение человека в произведении; 2. тип, характер).


В) Целевая установка

-Как вы думаете, какой образ представил нам Н. Некрасов?

- Мы продолжаем знакомство с творчеством Н.А. Некрасова. В 1863 году, после отмены крепостного права, он написал поэму «Мороз, Красный Нос, в которой рассказывает о горестях и тяжелой работе дружной крестьянской семьи, о роли женщины-жены, матери в крестьянской семье. Обратимся к истории, и попытаемся понять, в каком тяжелом зависимом состоянии от помещиков находились крестьяне в 19 веке.

6. Доклад по теме: «Крепостная зависимость крестьян во времена Н.А. Некрасова» «В древней России большая часть земель была разобрана князьями, боярами в собственность. Крестьяне, которые были и работали на этих землях, заключали с владельцем этой земли арендные договоры. В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к бывшему хозяину. Постепенно вольный уход крестьян был запрещён; они были прикреплены к своему месту жительства своим хозяевам, постепенно к таким крестьянам прочно прикрепилось название «крепостные крестьяне». С тех пор положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили право суда и наказания крепостных без суда и следствия. Практически крепостные крестьяне были рабами у своих хозяев. Иногда крестьяне бунтовали от такой тяжелой жизни, но добиться хоть каких-то свобод смогли только в 1861 году, когда был издан указ об отмене крепостного права. Правда и тогда, свобода эта не была настоящей, и жизнь многих крестьян по-прежнему оставалась тяжелой. Таким образом, можно сказать, что жизнь крестьян, находившихся в крепостной зависимости от хозяина-помещика, была очень тяжела, и все же большинство из них не теряло веры в хорошую жизнь, во все светлое и доброе».


7. Работа с текстом

Чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» со слов «Есть женщины в русских селеньях».

Лексическая работа:

Убогий – крайне бедный.

Ловкий – обладающий физической сноровкой.

Величавый – внушающий почтение к себе, исполненный внутреннего достоинства.

Будни – не праздничные дни.

Утеха – удовольствие, забава, утешение.

Перл – жемчуг.

Ухват– надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставят в русскую печь.

Воздаянье – вознаграждение.

Обедня – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.

  • В поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» рассказывается о нелёгкой судьбе русской женщины, крестьянки Дарьи. Начинается поэма с того, что муж Дарьи, Прокл, как многие крестьяне, отправляется за много вёрст на базар с обозом. На дворе в это время стоит очень холодная зима, обоз попадает в метель, Прокл замерзает насмерть. Дарье приходится собственноручно похоронить мужа. Героиня остаётся одна с детьми, чтобы прокормить ребят, берётся за самую тяжёлую, мужскую работу. Вот в этой женщине, русской крестьянке, Н. А.Некрасов увидел не просто силу, а красоту, поэзию.


- Так почему же поэма названа именно «Мороз, Красный нос»?

Добрый это Мороз или злой? Символом чего является Мороз?


- Мороз – символ нелёгкой доли русского народа, символ испытаний, которые воспитывают в русских людях стойкость, силу духа и самоотверженность.

8. Физкультминутка

9. Слово учителя.

При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению- одно из самых сложных у Некрасова. Эта поэма - одно из лучших созданий Некрасова, отмечена особой задушевностью. Посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова.

Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

Как писал Н.А. Некрасов:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Века протекали – всё к счастью стремилась,

Всё в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

Однако же речь о крестьянке

Затеяли мы, чтоб сказать,

Что тип величавой славянки

Возможно и ныне сыскать.

- Почему у русской женщины суровая доля?

-Найдите в тексте описание женщины: ( работа в группах) интересно представьте ответ.

  • женщина в работе;

  • женщина на отдыхе;

  • женщина как хранительница домашнего очага;

  • женщина - мать.

10.Вывод:

-Какие качества характера героини вызывают уважение автора?

-Чем восхищается поэт? В тетради записать вывод.

( красотой, трудолюбием, чувством достоинства и т.д.)

внешней красотой женщины; красотой внутреннего мира; в чем она проявляется?

Прославляет крестьянку

  • Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

В ней крепко и ясно сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.(в работе видит свое спасение)


  • Что хочет сказать поэт о русской женщине этими строчками:

(рассуждения учащихся)

  • Как вы понимаете выражение:

«Ей некогда лясы точить...»

« Не жалок ей нищий убогий-

Вольно ж без работы гулять»


  • Какие средства художественной выразительности помогают автору создать портрет русской женщины? Приведите примеры.

Нахождение эпитетов, сравнений

(Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех …-эпитет)


(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле - т.е. удобно, надежно и т.д.)


  • Какие из слов не относятся к характеристике Дарьи?

Попробуем создать портрет Дарьи ( внешность,одежда,голос,походка)

Составим схему рифмовки, определим её вид:


11. Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.


12.Закрепление нового материала.

1. Найти в тексте 4 художественных средства (метафоры, преувеличения, эпитеты, сравнения).

2. Записать художественные средства в 4 столбик по образцу:

Приём (примеры) – Метафора («Есть женщины в русских селеньях… с походкой, со взглядом цариц…», «…посмотрит – рублём подарит…», …)


3. Определить вид рифмовки в отрывке.

- Какие еще средства художественной выразительности использует автор?

- Крылатые выражения:

1. Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит!

2. Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.

- Фразеологизм: лясы точить – заниматься пустой болтовней, пустословить. (Первонач.: вытачивать узорные фигурные столбики. Лясы – от польского «решетка», сетка)

Синоним – чесать язык.

13. Д/З: выучить отрывок наизусть.

14. Итог урока.