Урок 38
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ш, ш и выяснению (выделению) особенностей звука ш, использованию схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; научить выполнять звуковой анализ слов «груша», «катушка»; обеспечить условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Ш, ш, особенности звука ш; умеют использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают содержание прочитанного и прослушанного произведения Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ш.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
– Отгадайте загадку:
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок.)
– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.
II. Открытие нового знания.
1. Знакомство с буквой.
– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.
На доске представлен рисунок с изображением теремка и записаны слова.
Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка-трусишка, волк – зубами щёлк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ёжик-ёршик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.
– В свою сказку возьмём не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ёжик-ёрш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.
– Догадались? (Возьмём животных, в названии которых есть звук ш.)
– Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук ш, который обозначается буквами Ш, ш. Рассмотрите букву ш. На что она похожа? (Ответы учеников.)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру
– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:
Когда у расчёски три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
– Поэт А. Шибаев увидел букву ш вот так:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
2. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
– Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые вписана буква ш. (Шляпа.)
– Сказка начинается…
На доске записано слово «шалаш».
– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чём его особенность? (Оно читается одинаково: и слева, и справа.)
Бежала мимо … (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живёт?
А шалаш отвечает:
– Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить.
Мышка согласилась.
– Давайте мы тоже выучим скороговорку.
Скороговорка записана на доске.
МЫШКИ И ПЫШКИ
На столе лежали пышки, Если б не были здесь мышки,
А в углу играли мышки. Были б целы эти пышки.
Ю. Щербаков
– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо ёжик-ёршик.
– Кто в шалаше живёт? Пусти меня к себе жить.
А мышка-норушка отвечает:
– Выполнишь моё задание, пущу.
3. Звукобуквенный анализ слова «груша» (по учебнику).
– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.
– Интонационно выделите первый звук в слове. (Гггруша.)
– Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твёрдый, звонкий.)
– Интонационно выделите второй звук в слове. (Гррруша.)
– Назовите второй звук, расскажите о нём. (Звук [р] – согласный, твёрдый, звонкий.)
– Назовите третий звук, расскажите о нём. (Груууша. Звук [у] – гласный.)
– Назовите четвёртый звук. (Грушшша. Звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой.)
– У этого звука есть пара по звонкости-глухости. ([ш] – [ж].)
– Назовите пятый звук. (Грушааа. Звук [а] – гласный.)
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слово на слоги.
– На какой слог падает ударение?
Аналогично проводится анализ слова «катушка».
– Сравните звук ш в словах «груша», «катушка».
– Какой звук слышится: твёрдый или мягкий? (Звук ш всегда твёрдый.)
– Прочитайте правило в учебнике.
– Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка – зелёная, так как звук ш всегда твёрдый.)
– Впустила мышка-норушка ёжика-ёршика. Живут-поживают. Скачет к шалашу.
Лягушка-попрыгушка – Прячьтесь от лягушки,
Глазки на макушке. Комары да мушки.
– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.
А ёжик-ёршик говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
4. Подбор слов со звуком ш.
– Придумайте слова со звуком ш.
– Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы Ш.
– Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.
– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.
А лягушка-попрыгушка говорит:
– Выполнишь наше задание, пустим.
III. Включение в систему знаний.
1. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.
Хоровое чтение.
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.
– Какими буквами различаются слова в первом столбике? (ж – ш.) А во втором? (ш – с.)
– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихотворения.
Хорошо читающие ученики читают стихотворения.
ВесЁлые звуки
На десятом этаже
Жили буквы Ш и Ж.
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час. И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять – сено … (ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар … (тушили).
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых … (шарил).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая … (ушами).
– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ёжик-ёршик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у него такое необычное прозвище.
Хоровое чтение слов.
Это интересно!
Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ёрш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щёки», также вооружённые зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнёт на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство её защиты: перед этим лесом твёрдых шипов отступает и голодная щука*.
– Вы можете объяснить, почему у ёжика-ёршика такое необычное прозвище?
Идёт по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.
А зайчишка- трусишка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
2. Игра «Найди слово в слове».
– Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?
– Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова.
(Шар; фарш. Утка, шут; тушь, туша, тушка. Шина; Маша, Миша, ниша, наша.)
– Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, по вечерам играют в игру «Доскажи». Хотите поиграть?
3. Игра «Соедини слоги так, чтобы получились новые слова».
– Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.
– Дополните предложения получившимися словами.
Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника.
Я с одноклассниками … (дружу).
Я воздухом … (дышу).
Я на солнышке … (лежу).
Я прощения … (прошу).
В гости приходили … (Саша, Даша, Маша).
Божьи коровки – это … (жуки).
Папа в шкаф вкрутил … (шуруп).
Я читаю … (журнал).
– В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели. (Мыши.)
Синяя фишка | Красная Фишка | Синяя фишка | Красная фишка |
Вывод: звук ш всегда твёрдый.
– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.
– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.
А лисушка-подружка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
4. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
– Прочитайте предложения. Соотнесите предложения и картинки.
– Мальчики, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисован мальчик. (3, 2.)
– Девочки, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисована девочка. (4, 1.)
– Впустили в шалаш волчишку – серый хвостишко. А он весёлым оказался, научил друзей новой игре.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Слушайте внимательно».
– Я буду называть слова. Когда вы услышите в слове звук ш, поднимайте руку. А когда услышите слово, в котором есть звук ж, хлопайте в ладоши.
Шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф, лопата.
В тех случаях, когда в названном слове отсутствуют звуки ш, ж, учащиеся молчат.
5. Дифференцированная работа по учебнику.
1-я группа работает с учителем, читает рассказ про кошку Пушинку.
– Как звали кошку?
– Как шалила Пушинка?
– Подчеркните слова с буквой ш. (12 слов.)
2-я группа самостоятельно читает рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».
Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
– Как вы думаете, ребята, герои прочитанных нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук ш.)
– А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.
– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.
– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдёт мишка в лес. Только мышка-норушка ещё умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.
6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Карточка 1.
Ш ш
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)
Карточка 2.
Ж ж
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)
Карточка 3.
Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестёрка.)
Карточка 4.
Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и «шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)
Карточка 5.
Ш или Ж?
Впишите букву ш или ж.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придётся мишке-топтыжке уйти.
– Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?
Ребус:
К а м ы ш (мышка)
4 5 1 2 3
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку.
– Назовите его пару по звонкости-глухости.
– Выделите сначала слова, в которых есть звук ш, потом ж.
Запись на доске:
Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьёт кукле новую рубашку.