СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 38 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ш, ш и выяснению (выделению) особенностей звука [ш], использованию схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; научить выполнять звуковой анализ слов «груша», «катушка»; обеспечить условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 38 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш.»

Урок 38
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ш, ш и выяснению (выделению) особенностей звука ш, использованию схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; научить выполнять звуковой анализ слов «груша», «катушка»; обеспечить условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Ш, ш, особенности звука ш; умеют использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают содержание прочитанного и прослушанного произведения Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ш.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

– Отгадайте загадку:

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок.)

– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.

II. Открытие нового знания.

1. Знакомство с буквой.

– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

На доске представлен рисунок с изображением теремка и записаны слова.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка-трусишка, волк – зубами щёлк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ёжик-ёршик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.

– В свою сказку возьмём не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ёжик-ёрш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.

– Догадались? (Возьмём животных, в названии которых есть звук ш.)

– Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук ш, который обозначается буквами Ш, ш. Рассмотрите букву ш. На что она похожа? (Ответы учеников.)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчёски три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву ш вот так:

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

2. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

– Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые вписана буква ш. (Шляпа.)

– Сказка начинается…

На доске записано слово «шалаш».

– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чём его особенность? (Оно читается одинаково: и слева, и справа.)

Бежала мимо … (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:

– Кто в шалаше живёт?

А шалаш отвечает:

– Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить.

Мышка согласилась.

– Давайте мы тоже выучим скороговорку.

Скороговорка записана на доске.

МЫШКИ И ПЫШКИ

На столе лежали пышки, Если б не были здесь мышки,

А в углу играли мышки. Были б целы эти пышки.

Ю. Щербаков

– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо ёжик-ёршик.

– Кто в шалаше живёт? Пусти меня к себе жить.

А мышка-норушка отвечает:

– Выполнишь моё задание, пущу.

3. Звукобуквенный анализ слова «груша» (по учебнику).

– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.

– Интонационно выделите первый звук в слове. (Гггруша.)

– Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твёрдый, звонкий.)

– Интонационно выделите второй звук в слове. (Гррруша.)

– Назовите второй звук, расскажите о нём. (Звук [р] – согласный, твёрдый, звонкий.)

– Назовите третий звук, расскажите о нём. (Груууша. Звук [у] – гласный.)

– Назовите четвёртый звук. (Грушшша. Звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой.)

– У этого звука есть пара по звонкости-глухости. ([ш] – [ж].)

– Назовите пятый звук. (Грушааа. Звук [а] – гласный.)

– Замените фишки в схемах слов буквами.

– Разделите слово на слоги.

– На какой слог падает ударение?

Аналогично проводится анализ слова «катушка».

– Сравните звук ш в словах «груша», «катушка».

– Какой звук слышится: твёрдый или мягкий? (Звук ш всегда твёрдый.)

– Прочитайте правило в учебнике.

– Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка – зелёная, так как звук ш всегда твёрдый.)

– Впустила мышка-норушка ёжика-ёршика. Живут-поживают. Скачет к шалашу.

Лягушка-попрыгушка – Прячьтесь от лягушки,

Глазки на макушке. Комары да мушки.

– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.

А ёжик-ёршик говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

4. Подбор слов со звуком ш.

– Придумайте слова со звуком ш.

– Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы Ш.

– Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.

– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.

А лягушка-попрыгушка говорит:

– Выполнишь наше задание, пустим.

III. Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.

Хоровое чтение.

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.

– Какими буквами различаются слова в первом столбике? (ж – ш.) А во втором? (ш – с.)

– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихотворения.

Хорошо читающие ученики читают стихотворения.

ВесЁлые звуки

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час. И вот что, кстати,

Получилось в результате.

Две вороны ворожили,

Десять – сено … (ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар … (тушили).

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых … (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая … (ушами).

– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ёжик-ёршик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у него такое необычное прозвище.

Хоровое чтение слов.

Это интересно!

Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ёрш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щёки», также вооружённые зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнёт на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство её защиты: перед этим лесом твёрдых шипов отступает и голодная щука*.

– Вы можете объяснить, почему у ёжика-ёршика такое необычное прозвище?

Идёт по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:

– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.

А зайчишка- трусишка говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

2. Игра «Найди слово в слове».

– Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?

– Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова.

(Шар; фарш. Утка, шут; тушь, туша, тушка. Шина; Маша, Миша, ниша, наша.)

– Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, по вечерам играют в игру «Доскажи». Хотите поиграть?

3. Игра «Соедини слоги так, чтобы получились новые слова».

– Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.

– Дополните предложения получившимися словами.

Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника.

Я с одноклассниками … (дружу).

Я воздухом … (дышу).

Я на солнышке … (лежу).

Я прощения … (прошу).

В гости приходили … (Саша, Даша, Маша).

Божьи коровки – это … (жуки).

Папа в шкаф вкрутил … (шуруп).

Я читаю … (журнал).

– В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели. (Мыши.)

Синяя фишка

Красная Фишка

Синяя фишка

Красная фишка

Вывод: звук ш всегда твёрдый.

– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.

– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.

А лисушка-подружка говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

4. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

– Прочитайте предложения. Соотнесите предложения и картинки.

– Мальчики, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисован мальчик. (3, 2.)

– Девочки, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисована девочка. (4, 1.)

– Впустили в шалаш волчишку – серый хвостишко. А он весёлым оказался, научил друзей новой игре.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Слушайте внимательно».

– Я буду называть слова. Когда вы услышите в слове звук ш, поднимайте руку. А когда услышите слово, в котором есть звук ж, хлопайте в ладоши.

Шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф, лопата.

В тех случаях, когда в названном слове отсутствуют звуки ш, ж, учащиеся молчат.

5. Дифференцированная работа по учебнику.

1-я группа работает с учителем, читает рассказ про кошку Пушинку.

– Как звали кошку?

– Как шалила Пушинка?

– Подчеркните слова с буквой ш. (12 слов.)

2-я группа самостоятельно читает рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

– Как вы думаете, ребята, герои прочитанных нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук ш.)

– А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.

– Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить.

– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдёт мишка в лес. Только мышка-норушка ещё умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.

6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Карточка 1.

Ш ш

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)

Карточка 2.

Ж ж

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)

Карточка 3.

Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестёрка.)

Карточка 4.

Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и «шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)

Карточка 5.

Ш или Ж?

Впишите букву ш или ж.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придётся мишке-топтыжке уйти.

– Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?

Ребус:

К а м ы ш (мышка)

4 5 1 2 3

– С каким звуком мы познакомились на уроке?

– Дайте характеристику этому звуку.

– Назовите его пару по звонкости-глухости.

– Выделите сначала слова, в которых есть звук ш, потом ж.

Запись на доске:

Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьёт кукле новую рубашку.