СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 39. Стихотворение «Сороковые» Д.С. Самойлова. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Актёрское чтение стихотворения. Образ ы и картины военного времени. Звукописные образы. Антитеза молодости и войны.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 39. Стихотворение «Сороковые» Д.С. Самойлова. 6 класс.»

Урок 39. Стихотворение «Сороковые» Д.С. Самойлова.


Основное содержание урока

Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Актёрское чтение стихотворения. Образ ы и картины военного времени. Звукописные образы. Антитеза молодости и войны.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Давид Самуилович Самойлов» и составление её плана. Сообщения о военной биографии поэта с показом его портретов. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Сопоставление стихотворений Симонова и Самойлова. Определение общего и индивидуального, неповторимого в созданном поэтами образе Родины в период военной страды. Прослушивание и обсуждение песни В. Берковского «Сороковые» на стихи Д. Самойлова.

Содержание урока

I. Краткий рассказ о поэте-фронтовике

Рассказ о поэте Давиде Самойлове, рассматривание его портретов помогают понять, что война — это такое событие, которое никогда не забывается, сколько бы лет ни прошло. Тогда информация о том, что стихотворение «Сороковые» написано много лет спустя после войны, станет близкой и понятной.

В рассказ учителя можно включить сообщения учащихся о военной биографии Д. Самойлова, подготовленные на основе поиска материалов о нём.

ИЗ ВОЕННОЙ БИОГРАФИИ
Д. С. САМОЙЛОВА

Окончив в 1939 году школу, Давид Самойлович Самойлов поступил в ИФЛИ. В 1941 году, окончив ИФЛИ, публикует свои первые стихи.

Через несколько дней после начала войны уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачислен курсантом Гомельского военно-пехотного училища, где был только два месяца – по тревоге были подняты и отправлены на Волховский фронт.

Служил пулемётчиком на Волховском фронте. Весной 1943 года пулемётчик 1-го отдельного стрелкового батальона 1-й отдельной стрелковой бригады красноармеец Кауфман был награждён медалью «За отвагу». Во время атаки он первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат. Тогда же получил первое тяжелое ранение.

После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Был разведчиком на Белорусском фронте. В 1944 году за участие в боях на Волховском и Первом Белорусском фронтах и полученные тяжелые ранения был награжден медалью «За боевые заслуги». Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, с войсками дошел до Берлина.

Во время боев за Берлин захватил немецкий бронетранспортёр и трёх пленных, в том числе унтер-офицера, давшего ценные сведения, за что в июне 1945 и был награждён орденом Красной Звезды. Поэт был награждён еще несколькими медалями и почётным знаком «Отличный разведчик». Последнее звание – старший сержант.

В годы войны сочинял стихотворные сатиры на Гитлера для гарнизонной газеты под псевдонимом «Семён Шило».

После войны Самойлов долгое время выступал как переводчик поэзии. Первая книга «Ближние страны» вышла в 1958 году.

Вспоминая о войне, Самойлов пишет: «Мы ведь были очень молоды тогда, в сорок первом и в сорок пятом году. Это время было нашей юностью, и все прекрасное, что связано с юностью, у нас отнесено в то время. Когда я пишу о войне, я пишу еще и о юности. И эта тема, неувядаемая для каждого писателя, тоже возвращает меня к войне и высветляет темный ее фон... Многое из того, что я видел на небольшом участке, доступном обозрению солдата, складывается теперь в большую историческую картину. Собственные впечатления и переживания придают этой картине особую, живую содержательность и как бы личное отношение к истории. Война помогла мне понять, как народ участвует в истории, как великие исторические события формируют сознание народа».

О фронтовой поэзии Давид Самойлов писал: «До настоящего времени не совсем точно определён термин «фронтовая поэзия». То ли это стихи, написанные на фронте, то ли вообще стихи о войне, то ли просто стихи, написанные фронтовиками. Я под этим термином разумею стихи о войне, созданные фронтовиками, не зависимо от времени написания.

А война была разной. Бой – это вещь особая. Кто воевал, тот знает.

С конца августа 1942 года по конец марта 1943 бессменно находился на передовой при речке Назия, в составе пулемётного расчёта 3-го батальона 1-ой Отдельной горно-стрелковой бригады. Получил тяжёлое ранение в руку в бою под Мгой. К осени оказался я в Горьком, в учебной роте запасного полка. Я просился на фронт и получил направление в распоряжение Разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта в конце января 1944 года. С той поры до демобилизации я находился в составе 3-ей Отд. моторазведроты, её комсоргом. Последний чин – старший сержант. На фронте стихов не писал, записывал отдельные строфы, а стоя на посту в бесконечные зимние ночи, в голове сочинял роман.»

Давид Самойлов в 1943-м пишет в дневнике: «Я встретился с “максимом” как со старым знакомым. Я его знаю. Он меня знает. И говорить нам не о чем»


II. Актёрское чтение стихотворения


Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Сороковые».

III. Образы и картины военного времени. Звукописные образы.
Антитеза молодости и войны


Чтение и обсуждение статьи учебника «Давид Самуилович Самойлов», подбор цитат из стихотворения «Сороковые», подтверждающих положения статьи, составление цитатной таблицы.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Статья учебника «Давид Самуилович Самойлов» и стихотворение «Сороковые»

Тезис из статьи учебника

Пример из стихотворения

Это стихотворение о войне, юности, мечтах и испытаниях

           

...Вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью


Немножко иронично, насмешливо улыбнуться тому, как тогда, в сороковые... пытался выглядеть опытнее и взрослее


Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино


Совпадение — великая трагедия и юность героя

           

В конце стихотворения... нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого

           



Групповая работа:

Группа 1.

Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны?

Какие чувства вызывают у читателя эти слова и выражения?
Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких выражений, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы и др. Они вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды, горя.

Группа 2.
Как поэт использует для этого звукопись?
В первых строфах картину мира, разорванного войной, дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на «р»: сороковые, роковые, фронтовые, похоронные, перестуки, рельсы, просторно, погорельцы.

Группа 3.
Как поэт создаёт в своём стихотворении образ времени?
Образ времени помогает воссоздать композиция стихотворения, построенного по «кинематографическому» принципу. Первая картина (1-2 строфы) заканчивается многоточием, что подчёркивает раздумья автора о войне. Фрагментарность описаний, общий план увиденных, как в кино, картин в 1—8-м стихах приводят читателя к мысли, что военные «кадры» поэт воссоздаёт в своей памяти уже после войны, когда он далеко не мальчишка, а закалённый жизнью человек.
Вторая картина (3-5 строфы) рисуется с самоиронией. Зрелый человек вспоминает себя юным солдатиком, когда он для важности хотел казаться старше. Приметы напускной взрослости — «табак в кисете», «мундштук наборный»; он и весело «с девчонкой балагурит», и хромает «больше нужного». С иронией звучит строка «и всё на свете понимаю». Так старый солдат подшучивает над собой, вспоминая юность.

Группа 4.
Почему в 6-7 строфах так много восклицательных интонаций?

В чём трагизм последних двух строк стихотворения?
Поэт сожалеет о юности, опалённой войной, когда в жертву были принесены жизни миллионов мальчишек. Поэт, как и они, был «худым, весёлым и задорным», может быть не осознавая тогда всего ужаса происходящего и осмыслив это только значительно позже. Чувства лирического «я» яркие, интонации экспрессивные, они подчёркнуты восклицательными конструкциями. Но поэт понимает, что война — это школа жизни, и она закалила характер, научила стойкости, гуманизму и мудрости. Его юность совпала с войной, но ему повезло: его на войне не убили. Поэтому много лет спустя в нём «очнулись» воспоминания о войне, которая, наверное, и сделала его настоящим человеком. Он понимает, что для защиты мира необходима вечная память о погибших и суровая правда о войне, сохранённая её участниками.

В одном из послевоенных стихов Д. Самойлов напишет:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь вновь к ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты,
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны...

IV. Прослушивание песни «Сороковые, роковые...» на стихи Давида Самойлова в исполнении Виктора Берковского.

Практические работы.
Составление сопоставительной цитатной таблицы «Образ Родины в стихах о войне К. Симонова и Д. Самойлова»

или подбор цитат к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне».

V. Чтение и обсуждение статьи Г. Артоболевского «Художественное чтение и задачи чтеца», поиск в ней советов исполнителю и их использование при подготовке выразительного чтения.

VI. Стихи о войне читаются учениками в заключительной части урока в виде монтажа-переклички, когда каждую строфу произносит новый исполнитель.

Домашнее задание

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть.

Письменный ответ на вопрос «Почему антитеза молодости и войны придаёт стихотворению „Сороковые“ трагическое звучание?».


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.