Урок 39
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Щ, щ
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с новой буквой Щ, щ и правилами написания гласных после щ’, ч’, выяснению (выделению) особенностей звука щ’, выполнению звукового анализа слов «ящик», «клещи», использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; сформировать представление учащихся о звуке [щ’] как о глухом, мягком, непарном звуке; совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов; способствовать развитию монологической и диалогической речи, воображения, внимания, памяти.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Щ, щ, правила написания гласных после щ’, ч’; умеют выделять в речи звук щ’, использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, рассуждать об особенностях звука щ’.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; логические – составление слов по схемам.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
– Что вы знаете о Емеле? (Лентяй.)
– О чём мечтал он, лёжа на печи?
– Сегодня нас ждёт встреча со сказкой. Прочитайте её название. («По щучьему велению».)
Показ иллюстрации к сказке «По щучьему велению».
– Жил-был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха-мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идёт Емеля по деревне, а навстречу ему…
Два щенка щека к щеке Палка есть над головой.
Щиплют щётку в уголке. Палка щёлк щенков с плеча!..
Да у щётки половой Два щенка ушли ворча.
С. Михалков
– Сейчас мы попробуем изобразить этих щенков. Выйдите из-за парт. Покажите, какие щенки маленькие. Присядьте, колени обхватите руками.
– Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.
– Покажите, как щенки подпрыгивают. Прыжки на месте.
– Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.
– Сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите: «Гав!».
– Идёт Емеля дальше, а навстречу ему…
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
– Сейчас попробуем изобразить эту лошадку.
Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему. (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.)
– Зачерпнул Емеля одним ведром – а там «..ука, ово.., товари.., ле.., ..епка» (запись на доске).
– Какой звук надо добавить, чтобы получились слова? (Звук [щ’].)
– Выполним артикуляционную зарядку. Произнесите звук несколько раз.
Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.
– Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’]. Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)
– Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».
– Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’].
Кепка – щепка, мука – щука, кит – щит, мель – щель, тётка – щётка, река – щека, венок – щенок.
– Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.
II. Открытие нового знания.
1. Звукобуквенный анализ слов «ящик», «клещи».
– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «ящик»? (5.)
– Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «ящик».
– Выполните звукобуквенный анализ слова «клещи».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.)
2. Знакомство с буквой.
– На что похожа буква щ?
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Е. Тарлапан
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В. Степанов
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.
3. Игра «Живые буквы» (слово «ящик»).
– Убираем буквы в следующем порядке:
букву, которая обозначает твёрдый согласный;
букву, которой обозначен звук [й’] (это ловушка, такого звука в слове нет);
букву, обозначающую согласный непарный мягкий звук.
– Скажите, какие буквы остались? (Гласные.)
Убрать букву, которой записан безударный гласный;
убрать букву, которой записан ударный гласный.
– В чём особенность этой буквы в начале слова?
4. Поиск слов в слове.
– Найдите слово в слове «овощи». (Щи.)
– Найдите слова в слове «товарищи». (Товар, ищи, щи.)
– Какое слово повторилось?
– Емеля проголодался. Давайте, ребята, сварим щи!
У шипящей этой буквы Сколько свёклы, сколько брюквы
Щи и борщ кипят в котлах. И капусты на столах!
По С. Маршаку
– О какой шипящей букве рассказала старуха-мать? Что вы о ней узнали?
III. Первичное закрепление.
1. Чтение слогов, слов и рассказа «Щенок».
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте слова, которые были составлены из слогов.
– Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка. (Такое слово одно – «щука».)
– Сравните слоговой состав слов. Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог.
– Прочитайте слова, в которых два слога.
– Какое слово осталось непрочитанным? Почему? (Овощи, 3 слога.)
– Приведите примеры овощей, в названии которых было бы 3 слога. (Помидор, картофель, огурец, баклажан и т. д.)
– Прочитайте слова, где щ в начале, в середине, в конце.
Хорошо читающие ученики работают по индивидуальным или групповым заданиям:
1) Подготовить инсценировку стихотворения А. Шибаева «И я бы мог…».
2) Прочитать слова: пильщик, ныряльщик, каменщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.
– Какие из них обозначают профессии? Почему эти люди так называются?
3) Подобрать как можно больше слов со слогом «ще» или со слогом «щи».
– Вышел Емеля на улицу, а навстречу ему мальчик Митя идёт. В руках он держит маленькую собачку-детёныша. Как сказать по-другому? (Щенок.)
– Расскажите, каким мог быть этот щенок. (Учащиеся подбирают слова-признаки: маленький, хорошенький, забавный, игривый, добрый.)
– Прочитайте рассказ «Щенок».
Хорошо читающие учащиеся получают тексты для чтения:
1) А. Барто «Щенок», «Встреча».
2) С. Михалков «Мой щенок» (отрывки).
3) Е. Благинина «Мой щенок».
Выразительное чтение.
– У Юнны Мориц есть стихотворение «Огромный собачий секрет».
Учитель может прочитать это стихотворение, включить запись песни, показать отрывок из мультфильма.
– Как вы понимаете выражение «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?
– Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к этим животным, зависит подчас их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда он вырастает взрослым псом, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется надеяться, что вы так никогда поступать не будете.
2. Работа со считалкой.
– У Емели в доме тоже живёт щенок. Вот послушайте.
Что щенок опять стащил? Только грызть её не хочет,
Щётку в угол утащил, Щётка нос щенку щекочет.
– Какие назначения могут быть у щёток?
Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой чищу брюки,
Этой щёткой – башмаки, Все три щётки мне нужны.
– Емеля знает очень много считалок. Ребята, зачем нужны считалки? (Чтобы определить, кто водит в игре.)
– Послушайте любимую считалку Емели и постарайтесь запомнить все слова с буквой щ.
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
Словно щёлкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
Е. Ефимовский
– Какие слова вы запомнили?
IV. Включение в систему знаний.
1. Лексическая работа.
– Прочитайте слова: клещи, трещотка, щит.
– Объясните значения этих слов. (Учащиеся объясняют, учитель показывает иллюстрации с изображенем данных предметов.)
– Послушайте стихотворение «Нина раз считала вещи».
– Чем необычно это стихотворение?
– Как правильно ответить на вопрос: «Сколько было бы вещей, если б не было клещей»? Расскажите, как вы рассуждали.
– Кто внимательно слушал, скажите: все ли предметы, о которых говорится в стихотворении, нарисованы на рисунке?
– Перечитайте стихотворение самостоятельно и проверьте своё предположение.
– Какие из перечисленных предметов относятся к одежде, инструментам, письменным принадлежностям, музыкальным инструментам?
2. Знакомство с правилом написания гласных после звуков [ч’] и [щ’]. Составление слов по схемам.
– Емеля очень любит слушать сказки, которые рассказывает старуха-мать.
Учитель включает запись сказки.
– Прочитайте стихотворение-правило.
– О чём в нём говорится? (В буквосочетаниях ча – ща пишется буква а, в буквосочетаниях чу – щу пишется буква у.)
– Постарайтесь подобрать слова к схемам. (Роща, чаща, пища; туча, свеча, саранча; лечу, кричу, молчу; свищу; щука.) Запишите слова, которые вы подобрали к данным схемам, в тетрадь. Подчеркните буквосочетания, о которых говорится в правиле.
– Объясните, почему после щ не пишутся буквы ю, я.
3. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Задания:
1) Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква щ.
2) прочитать и дать ответ на стихотворение-задачу.
3) подчеркнуть названия овощей, необходимых для приготовления щей.
4) найти и подчеркнуть слова с буквосочетаниями ши, ща, щу.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Придумайте слова с новым звуком.
– Какой буквой он обозначается?
– Напечатайте слова в тетради.
– Вспомните, о чём мечтал Емеля, лёжа на печи?
– Какие его мечты сбылись? (Вода сама приходит в дом – водопровод; машина или трактор перевозят грузы; мотоцикл или машина – средство передвижения женихов.)
Вывод: мечта может стать реальностью. Что для этого нужно? (Учиться.)
– Чему вы научились сегодня?