СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве». 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Образ автора. Авторская позиция и язык «Слова...». Соединение языческой и христианской образности.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве». 9 класс.»

Урок 4. Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве».

Основное содержание урока


Образ автора. Авторская позиция и язык «Слова...». Соединение языческой и христианской образности.

Основные виды деятельности.

Конспектирование лекции учителя. Устный и письменный анализ фрагмента в формате ЕГЭ. Выводы об особенностях тематики, проблематики и художественного мира «Слова...».

I. Образ автора. Авторская позиция в «Слове о полку Игореве»

Основные положения лекции учителя:


Основным источником представлений об авторе «Слова...» является его текст. Ни в произведениях древнерусской литературы, ни в других документах нет сведений об авторе.

Д. С. Лихачёв исследовал образ автора и пришёл к следующим выводам:

— Автор «Слова...» был внимательным читателем и прекрасно знал текст «Повести временных лет», выбрав из неё описания событий прошлого.

— Близость образов «Слова...» к устной народной поэтике свидетельствует о широком художественном кругозоре автора.

— Автор использует исторические песни, летописи и устный эпос, пытаясь найти причины княжеских усобиц.

— Автор «Слова...» не историк и не летописец, но его отношение «к событиям современности в высшей степени исторично».

— Автор хорошо знает политическую обстановку своего времени, точность в изображении незначительных реалий; подтверждает, что «Слово...» писалось вскоре после похода Игоря Святославича в 1185 году.

— Автор «Слова...» принадлежит к феодальным верхам, он образован, знает военное дело, политические и родовые связи князей и княжеств.

— Автор отразил в «Слове...» интересы народных масс, объективно описывая причины, приведшие Русь к феодальной раздробленности.

— Автор осуждает безрассудность похода: он был не продуман, закончился поражением, вызвал волну набегов половцев на Русь. Но автору симпатичны Игорь, его брат Всеволод, всё «гнездо» потомков Олега Святославича (он назван Гориславичем за то, что принёс на Русь горе).

Существует множество гипотез об авторстве «Слова...». По мнению Д. С. Лихачёва, «автор „Слова“ мог быть приближённым Игоря Святославича: он ему сочувствует. Он мог быть и приближённым Святослава Киевского: он сочувствует и ему. Он мог быть дружинником: дружинными понятиями он пользуется постоянно. Он, несомненно, был книжно образованным человеком, и по своему социальному положению он вряд ли принадлежал к эксплуатируемым классам населения. Автор „Слова“ занимал свою независимую от правящей верхушки феодального общества патриотическую позицию. Ему были чужды местные интересы феодальных верхов и были близки интересы широких слоёв трудового населения Руси — единых повсюду и повсюду стремившихся к единству Руси».

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Каким вы представляете себе автора «Слова...»?

Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Соединение языческой и христианской образности
II. Практическая работа.


Д. С. Лихачёв пишет, что автор упоминает в «Слове...» языческих богов, но нельзя утверждать, что верит в них. Языческие божества в «Слове...» — символы природы, художественные образы. Одушевление природы — это не отражение религиозных представлений автора, а образы художественной системы «Слова...». Он одушевляет природу поэтически, потому что поэзия ещё связана для него с языческими, дофеодальными корнями. Сам автор — христианин: Игорю помогает бежать из плена Бог, Игорь едет к Богородице Пирогощей и т. д.

Заполните цитатную таблицу, вписав в неё примеры языческой и христианской образности из «Слова...» (в переводе Н.А. Заболоцкого):

ТАБЛИЦА
Примеры языческой и христианской образности из «Слова...»

Языческие образы

Христианские образы

Боян, оратай, поле брани

Колокольный перезвон, за христиан, песни

Серый волк, орёл, лебеди, соколы, галки, буй тур, лисы, чёрный ворон, кукушка

Нет соответствия

Внук Велеса, Див, Стрибожьи внуки, внук Даждь-бога, Карна, Желя

Господь, Пирогощая Богородица

Солнце, ветер, месяц, молнии, гром, дождь, мать-земля, река, сине-море, небо, Днепр-словутич

Мрак, свет (солнце)


Заполнение таблицы примерами может быть завершено дома.

III. Язык произведения
Аналитическая беседа:


— Почему нельзя судить о языке «Слова...» по современному переводу?

— Найдите в «Слове...» примеры метафор, сравнений, олицетворений, образов-символов, гипербол, рефренов, анафор и объясните их роль.

— Вопрос 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Ответы на вопросы викторины No 1 из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Итоговые вопросы:

Какими чертами обладает в «Слове...» образ автора?

Почему в «Слове...» присутствуют и языческие, и христианские образы?

Каковы особенности языка «Слова...»?

IV. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
Комментирование положений статьи Д.С. Лихачёва «Золотое слово русской литературы» (См. файл-дополнительный материал):

1. Чем привлекательны образы русских князей в «Слове...»?

2. Какие лучшие черты русской женщины отражены в образе Ярославны?

3. Каким предстаёт в «Слове...» образ Русской земли?

4. Каковы способы выражения авторской позиции в «Слове...»?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из проблемных вопросов или выполнить задание 1 из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).

Составить таблицу «Периодизация русской литературы XVIII века (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.