СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4 СКАЗКИ О ПРИРОДЕ. М. МИХАЙЛОВ «ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, автора, жанр, тему, соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой; развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«Урок 4 СКАЗКИ О ПРИРОДЕ. М. МИХАЙЛОВ «ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ».»

Урок 4
СКАЗКИ О ПРИРОДЕ.
М. МИХАЙЛОВ «ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, автора, жанр, тему, соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой; развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения;

метапредметные: регулятивные – принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей, оценивают уровень владения учебным действием (отвечают на вопрос «что я знаю и умею?»); познавательные – применяют модели для получения информации, выбирают книгу на выставке по интересам, выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные – воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, проявляют интерес к общению в групповой работе, входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;

предметные: научатся определять тему и жанр произведения, называть произведение, сравнивать народные и авторские сказки с похожими сюжетами; получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Много книжек есть чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, веселых

В городах, станицах, селах…

Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

− О чём вы любите читать и слушать? Рассмотрите обложки книг на нашей выставке. Какие книги вас заинтересовали? Почему?

Личностные УУД: смыслообразование – мотивация к учебной деятельности.

Слайд: «Все больше прочитанных книжек семья – все больше хороших друзей у меня!»

− Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Коммуникативные УУД: слушают одноклассников, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Игра «Чье это прозвище?».

На доске записаны прозвища: кумушка, сестричка (лиса); пискун (комар); цокотуха, горюха (муха); попрыгуха, поскакуха (блоха); бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щелк» (волк); толстопятый, косолапый, «давай реветь», всем пригнетыш (медведь); норушка (мышка); квакушка (лягушка); поплутайка, побегайка, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); серый лоб (кот).

− Узнайте животных по их прозвищам. Где их так называют? (В сказках.) Какие сказки вы знаете?

Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

• голосок тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

• голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

• голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

• голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

• голосок писклявый, звенящий (комар);

• голос жужжащий, надоедливый (муха);

• голос громкий, квакающий (лягушка);

• голосок пищащий, негромкий, немного испуганный (мышка).

Игра «Ребус».

– Что за буквы странные – совсем как иностранные?

(Теремок.)

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, проявляют доверие к одноклассникам в деятельности.

Работа в парах. Составление модели обложки сказки «Теремок» (коллективная проверка).

II. Объявление темы урока, постановка целей.

Познавательные УУД: выявляют особенности в изображениях художниками-иллюстраторами теремка.

− На выставке было представлено много народных сказок о животных, а выбрали мы сказку «Теремок», и это не случайно. Рассмотрите, как изобразили теремок художники-иллюстраторы.

− Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Вспомните правила поведения в лесу. (Учитель показывает экологические знаки: «не шуметь!», «не сорить!», «не рвать!», «не трогать!».)

− С лесом надо дружить. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж в этом он мастер!

Нас ждут удивительные встречи. Итак, в путь.

Бежит тропинка через лес,

Не прячется в кусты.

И пусть твой след в песке исчез –

Не огорчайся ты.

На ней поет веселый дрозд

Почти что целый день.

И муравей по ней всерьез

Свою таскает тень.

Ведет тропинка свой рассказ,

Душа ее светла.

Она, наверное, без нас

Травой бы заросла.

Г. Новицкая

Познавательные УУД: высказывать предположения.

− Ребята, смотрите, какие хоромы на пути. Кто знает, что такое хоромы? Какими вы их представили?

В конце урока проверим ваши представления.

III. Работа по теме урока.

1. Работа со сказкой М. Михайлова «Лесные хоромы».

− Сейчас я вам прочитаю сказку, которая называется «Лесные хоромы».

Познавательные УУД: применяют модели для получения информации.

Моделирование обложки.

− Что я вам читала? Правильно, это сказка. Нарисуйте на листочке «заместитель». (Дети рисуют круг.)

− О ком эта сказка? (Сказка о животных.) Закрасьте круг коричневым цветом.

− А вы хотите узнать, кто написал это произведение? Автор этой сказки − Михаил Михайлов. Нарисуем вместо фамилии автора в верхней части листочка красную рамочку.

− Как Михайлов озаглавил свою сказку? (Михайлов дал своей сказке заголовок «Лесные хоромы».) Нарисуйте на листочке в нижней части синюю рамочку.

Работа с готовой моделью.

− Покажите фамилию автора. Прочитайте: Михайлов. (Дети, поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию − Михайлов.) Что мы прочитали? (Фамилию автора.) Прочитайте заголовок. (Дети указывают заголовок и «читают»: «Лесные хоромы».)

Упражнение в чтении по учебнику, выполнение заданий в тетради.

− Прочитайте, кто герои сказки. Что они о себе говорят? Попробуйте объяснить необычные имена героев сказки. (Муха-громотуха громко жужжит, комар-пискун тонко пищит, оса-пеструха носит красивую желто-черную «одежду», которая пестрит на лету. Жигать – это значит резко, сильно, больно кусать. Слепень назван жигуном из-за того, что он очень больно кусается.)

Самостоятельное выполнение задания 2 (коллективная проверка).

− Сравните изображения героев сказки, сделанные в учебнике и в рабочей тетради. На каких рисунках насекомые больше похожи на сказочных?

Познавательные УУД: конструируют высказывание о герое сказки.

– Расскажите об одном из героев, не называя его, а остальные ученики попробуют отгадать.

Лексическая работа.

− Рассмотрите иллюстрацию под номером 3 в рабочей тетради. Что на ней изображено? (Корзиночка, кузовок и лукошко.) Как можно использовать эти предметы? (Корзиночка, кузовок и лукошко нужны для того, чтобы собирать грибы и ягоды.) Чем кузовок отличается от корзиночки и лукошка? (Корзиночку и лукошко можно носить в руках, а кузовок, как портфель или рюкзак, – за спиной. Он удобнее тем, что у него есть крышка, и внутрь не насыплется ни веток, ни листьев. Если пойдет дождь, грибы и ягоды останутся сухими.)

Важная порода – люди, которые родились и выросли в знатных семьях.

Вести род исстари – знать поименно всех своих предков.

Кто знатнее меня… – чей род самый древний и уважаемый.

Мы не из простых... – мы тоже знатные люди.

Я всем взяла: и красотой... – я сильно отличаюсь от других красотой…

И нарядиться, и спеть мастерица… – никто не умеет так красиво, как я, одеваться и петь.

Приятность в голосе – красота, привлекательность голоса, доставляющая удовольствие.

Перекоряться укорять друг друга, обмениваться упреками.

Мы – лягушки-попрыгушки

(четыре хлопка ладонями по столу),

Неразлучные подружки.

(Руки перед грудью, пальцы «в замок».)

Животы зеленые

(руки поднять вперед ладонями кверху),

С детства закаленные.

(Руки в стороны, предплечья поднять вверх,

пальцы сжать в кулак.)

Не грустим мы и не плачем.

(Кисти рук вправо-влево, пальцы раскрыты,

ладони вперед перед собой.)

Дружим, не ругаемся.

(Дружеские рукопожатия то правой рукой

сверху, то левой рукой сверху.)

Целый день по лужам скачем

(четыре хлопка ладонями по столу),

Спортом занимаемся.

(Хлопок перед собой, руки поднять вверх.)

2. Повторное чтение и беседа, сравнение сказки М. Михайлова с русской народной сказкой «Теремок».

Учитель читает сказку, стараясь передать интонационно эмоциональные картины повествования.

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания.

− Понравилась ли вам сказка? Поделитесь впечатлениями. (Сказка грустная, все герои погибли.)

− На какую русскую народную сказку она похожа? Вспомните, как начинается сказка писателя Михайлова.

− Чем кузовок понравился мухе-громотухе – первой обитательнице кузовка? (Муха нашла в кузовке хлебные крошки.) Как муха себя там ощущала? (Муха маленькая, и для неё в кузовке очень много места.) А как начинается народная сказка?

3. Составление цепочки (схематического плана) событий (работа в трех группах).

− Кто поселился в кузовке?

Коммуникативные УУД: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят информацию, необходимую для ее решения.

− Как ведут себя герои? Какие события происходят?

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Знакомимся с героями (муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун). Превращение кузовка в дом

Споры героев о своих достоинствах. Появление нового героя

Герои опасаются. Спор становится ссорой. Когда они догадываются, что паук плетет паутину вокруг кузовка, то сильно пугаются. Гибель самых-самых

Герои ведут себя вежливо

Герои хвастаются

Герои ссорятся

Регулятивные УУД: анализируют собственную работу.

− Какая группа лучше справилась с заданиями?

4. Игра-драматизация сцены первой ссоры.

− В конце сказки сказано, что «пока герои спорили и вздорили, паук плел свою паутину». Из-за чего они спорили и вздорили? (Кому первому спасаться: самому знатному, самому голосистому, самому нарядному или самому сильному?) Кто из них оказался прав? (Никто. Все погибли.) Вы хотели бы оказаться на месте героев? (Нет.) Чтобы не оказаться на месте героев, давайте подумаем, в чем разница между спором и ссорой.

Спор1) словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; 2) пререкания, ссора, вызванные несогласием с чем-либо.

Ссора1) состояние взаимной вражды, серьезная размолвка; 2) взаимные упреки, обвинения, препирательства, перебранка.

– Порассуждайте, чем спор отличается от ссоры, когда спор превращается в ссору?

«Кто прав?»

Спор – умная беседа

Ссора – обидная беседа

Умение слышать

Неумение слышать

Умение объяснять

Неумение объяснять

Умение понимать

Неумение понимать

Спор как обидная беседа есть ссора

Вывод. Если вы спорите с кем-то без обидных слов, значит, вы умеете слышать то, что вам предлагают; значит, вы умеете объяснять то, чего вы хотите; вы умеете понимать, как можно прийти к согласию. Если в споре вы говорите обидные слова, он превращается в ссору.

5. Оформление книжки-самоделки, итоговая беседа.

− Почему все герои попали в паутину? Расскажите по модели обложки о произведении, с которым сегодня познакомились.

− Расскажите сказку по схематическому плану.

− Объясните, что такое хоромы. (Хоромы – это не только большой, но еще и богатый дом. Люди хранят свои корзинки и кузовки дома. А кузовок из сказки превратился в лесные хоромы – стал настоящим богатством для насекомых.)

− Чему учит сказка М. Михайлова «Лесные хоромы»? (Не попадать в сети собственной глупости, бахвальства, недальновидности.)

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твоё молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

И. Никитин

– Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно встретить в нём. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека.

Берегите лес, и тогда он подарит вам много новых сказок!

6. Работа по рубрике «Книжная полка» (в учебнике): рассматривание обложек, выполнение заданий.

На карточках даны отрывки из произведений о Родине и родной природе. Хорошо читающие дети читают отрывки, определяют автора и название, рассматривают обложки, нарисованные художником учебника.

Карточка 1.

…Только есть потолок –

Голубой-голубой,

Только много дорог –

Знай шагай по любой!..

Е. Серова «Мой дом»

Карточка 2.

«…Москва названа по Москве-реке. История знает много случаев, когда город или селение нарекались именем реки…» (С. Романовский «Москва».)

Карточка 3.

«…Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья…» (И. Соколов-Микитов «Русский лес».)

− Прочитайте фамилии авторов и заголовки книг, из которых не было отрывков.

– У кого в домашней библиотеке есть книги о Родине и родной природе? Рассмотрите их, принесите в класс.

IV. Итог урока.

Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность.

− С какой сказкой сегодня познакомились? Кто её автор? Докажите, что «Лесные хоромы» М. Михайлова – сказка.

Я к вам обращаюсь, милые дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.