Урок 40. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» в критике.
Основное содержание урока
Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М. Лотман, философская критика начала ХХ века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение фрагментов литературно-критических статей. Конспектирование литературно-критической статьи. Выводы об особенностях художественного мира романа, его сюжета, проблематики и тематики в оценках русской критики. Сопоставление романа А. С. Пушкина и одноимённой оперы П. И. Чайковского. Обсуждение театральных или кинематографических версий романа в стихах.
I. Литературная критика о романе:
В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М. Лотман,
философская критика начала ХХ века; писательские оценки
Групповая работа.
Отчёты групп о самостоятельной домашней работе.
Группа 1.
В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статьи 8 и 9.
Группа 2.
Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине.
Группа 3.
Д. И. Писарев. Пушкин и Белинский (фрагменты).
Группа 4.
С. М. Бонди. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (фрагменты).
Группа 5.
Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова (фрагменты главы о творчестве Пушкина).
Общий план выступления групп:
1. Сообщение о критике и времени написания критической работы.
2. Главные герои и автор романа в оценке критика.
3. Оценка критиком фактов русской жизни, отражённых в романе.
II. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Герои, автор, русская жизнь в романе: оценки русской критики».
Составление цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Герои, автор, русская жизнь в романе "Евгений Онегин": оценки русской критики» |
Группы | Герои | Автор | Русская жизнь | Выводы |
Группа 1. В. Г. Белинский | Онегин — «лишний человек», «страдающий эгоист»; сущность Татьяны — «жажда любви», но брак без любви — «профанация чувства и чистоты женственности» | В романе «с такою полнотою, светло и ясно... отразилась личность Пушкина; здесь вся его жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы» | «„Онегина“ можно назвать „энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением“» | |
Группа 2. Ф. М. Достоевский | Татьяна «глубже Онегина и… умнее его. Это положительный тип… это апофеоза русской женщины» | «Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто... Он… отметил… тип русского скитальца и тип положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины» | «Он [Пушкин]... самым прозорливым образом отметил глубь нашей сути, нашего верхнего над народом стоящего общества» | |
Группа 3. Д. И. Писарев | «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде 20-х годов…» «Татьяна до конца романа остаётся… рыцарем печального образа, каким мы видели её в письме к Онегину…» «Она ничего не любит… ни о чём не думает, а просто живёт со дня на день, подчиняясь заведённому порядку» | «Отношения Пушкина к… явлениям жизни до такой степени пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях человека… до такой степени смутны и неправильны, что „любимое дитя“ пушкинской музы должно было действовать на читателей, как усыпительное питьё, по милости которого человек забывает о том, что ему необходимо помнить постоянно, и примиряется с тем, против чего он должен бороться неутомимо» | «Все картины этого романа нарисованы такими светлыми красками, вся грязь действительной жизни так старательно отодвинута в сторону… самому поэту живётся так весело и дышится так легко, — что впечатлительный читатель… должен вообразить себя счастливым обитателем какой-то Аркадии» | |
Группа 4. С. М. Бонди | В образе Онегина Пушкин «обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей». В Татьяне показан тип «провинциальной барышни, лишённой… романтических необычных… черт, но… удивительно привлекательной и поэтичной» | «Став художником-реалистом, он [Пушкин] стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность» | «…Неправильно… устроена та жизнь, которую… развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только… обыватели, посредственности… Люди же… с высокими требованиями… тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны…» | |
Группа 5. Ю. М. Лотман | «Жизнь Татьяны — результат развития личности, её постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути» | «Поэт в своей 8-й главе похож на Татьяну сам… везде заметно чувство, которым Пушкин переполнен» | «Отрывая шедевры от их реального исторического контекста, мы убиваем их. Забывая литературный „фон“ начала XIX века, мы убиваем Пушкина» | |
Сформулируйте выводы об оценках романа в критике, используя материал статьи учебника «”Евгений Онегин” в критике».
(Заполнение таблицы может быть завершено дома.)
Обобщающая беседа:
1) В. А. Кожевников в работе «Вся жизнь, вся душа, вся любовь...» так написал о романе «Евгений Онегин»:
«И всё же сама по себе „энциклопедичность“ не в широте охвата изображаемого мира в его материальном выражении, но в глубинных, сущностных духовных процессах и основах бытия, которые и составляют суть высшего значения философского произведения, каковым и является „Евгений Онегин“».
Совпадает ли эта оценка с мнением В. Г. Белинского? Обоснуйте свой ответ.
2) Найдите в статье учебника «В творческой лаборатории А.С. Пушкина» отзывы о романе «Евгений Онегин», данные
Д. В. Веневитиновым, И. В. Киреевским, А. И. Герценом, И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым, М. Горьким.
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
А. С. ПУШКИНА
Вслушаемся в отзывы о романе «Евгений Онегин»:
В. Белинский: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
М. Горький: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».
Д. Веневитинов: «О новом романе г. Пушкина, — что он есть новый прелестный цветок на ноле нашей словесности, что в нем нет описания, в котором бы не видна была искусная кисть, управляемая живым, резвым воображением; почти нет стиха, который бы не носил отпечатка или игривого остроумия, или очаровательного таланта в красоте выражения».
И. Киреевский: «Характер Татьяны есть одно из лучших созданий нашего поэта; мы не будем говорить об нем, ибо он сам себя выказывает вполне».
А. Герцен: «Каждая глава «Онегина», которая появлялась после 1825 года, отличалась все большей и большей глубиной».
И. Гончаров: «Пушкин... был наш учитель — и я воспитывался, так сказать, его поэзиею... Я узнал его с «Онегина», который выходил тогда периодически, отдельными главами: Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг — и какие правды — и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!..»
Л. Толстой: «Я сегодня все время читал... «Евгения Онегина»! И всем советую его перечесть. Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени. Не говорю уже о таких шедеврах, как письмо Татьяны...»
Ф. Достоевский: «...В «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто...»
(Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение).
Что общего в их оценках романа?
Кто из критиков наиболее резко отозвался о романе «Евгений Онегин»?
В чём причины его отрицательных оценок:
• в непонимании сущности героев;
• в стремлении к отрицанию авторитетов;
• в обусловленности взглядов критика другим историческим временем;
• в другой причине? Обоснуйте свой ответ.
3) Сопоставьте оценки романа С. М. Бонди и В. С. Непомнящим ( раздел учебника).
ОПЫТ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Известный пушкинист С. Бонди в книге «А. С. Пушкин. «Евгении Онегин» рассказывает:
«Пушкин писал «Евгения Онегина» больше восьми лет (1823—1831). За это время многое изменилось и в жизни Пушкина, и в характере его творчества. Самое главное было то, что он (приблизительно с 1825 года) из поэта-романтика превратился в поэта-реалиста...
Если раньше он, как всякий романтик, в своих стихах, поэмах ставил главной задачей излить свою душу, отразить в сюжетах и образах поэм свои собственные чувства, переживания, страдания, причиненные ему жизнью, то, став художником-реалистом, он стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.
...Роман «Евгений Онегин» сделался первым подлинно реалистическим русским романом. В... 1833 году Пушкин выпустил в свет весь роман полностью в таком виде, в каком мы его сейчас и читаем...
Много интересного и важного говорит Пушкин в лирических отступлениях «Евгения Онегина» о литературе вообще, об особенностях своего поэтического творчества, о значении поэзии, о связи поэзии с жизнью...
В «Евгении Онегине» он хотел создать образ, характер молодого человека того времени, во многом вовсе не похожего на автора романа. Он боялся, чтобы критики не приняли Онегина за автопортрет Пушкина:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной...
Пушкин пользовался в своих лирических стихах, иногда в поэмах строфами разного типа, уже известными в практике европейских поэтов. Но для «Евгения Онегина» он изобрел особую строфу, которую так и называют — «онегинской строфой».
«Онегинская строфа» состоит из четырнадцати стихов (строк) четырехстопного ямба. Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие (заключительное)...
В четверостишии стихи могут рифмоваться трояким способом — перекрестные рифмы, смежные, опоясывающие:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...
Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство...
Заканчивается строфа парой рифмующихся строк:
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Таким сложным чередованием стихов написан весь роман!
Пушкин сознательно старался сближать и народный язык, и народную поэзию с языком и литературой образованных классов. Письмо Татьяны к Онегину — одно из самых тонких, нежных, трогательно-поэтических лирических стихотворений Пушкина...
...Главное действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить даже, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их...
Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя...
...Характер Онегина не остается неизменным. Под влиянием событий, рассказанных Пушкиным в романе, в нем происходит значительная эволюция, и в восьмой, в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, каким мы его видели в первых шести главах...
...Воспитание, полученное Онегиным, было самое губительное. Он рос без матери; отец, легкомысленный петербургский барин-чиновник, видимо, не обращал на него никакого внимания, поручив его наемным «убогим» гувернерам и гувернанткам («мадам» и «мосье»)...
Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под спудом, не получали развития...
...Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей...
...Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Здесь главной задачей Пушкина было показать тип простой, казалось бы, обыкновенной русской девушки, провинциальной «барышни», лишенной по внешности каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходящих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной.
Пушкин все время подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми постоянно одаряли своих героинь авторы классических, сентиментальных и романтических произведений...».
Предваряя текст «Евгения Онегина» предисловием, С. Бонди задает читателям вопрос: «Какова же главная мысль, главная идея «Евгения Онегина»?» «Читая «Евгения Онегина», кажется сначала,— пишет он,— что автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи в свой роман не вкладывал... Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе, вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель должен прийти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенских соседей Онегина или отца Татьяны и Ольги... Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны... Или они гибнут, как Ленский... или продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье, как Онегин и Татьяна...»
Таков ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди. Согласны ли Вы с этим суждением? Выскажите свою точку зрения, подтвердите ее текстом.
Сопоставьте эти размышления с мнением пушкиниста В. Непомнящего.
В статье В. Непомнящего «„Евгений Онегин“ — про что это?» читаем:
«...Несовпадение личности и ее образа жизни и есть основа романа»; «...роман написан не для человека по имени Евгений Онегин и даже не про этого человека он написан о русском мыслящем человеке послепетровского времени, и написан он для всех. И главная проблема романа — это проблема человека, поставленная Пушкиным в конечном счете как проблема религиозная и раскрываемая им в глубоко христианском духе; об этом ярче всего говорит любовь Татьяны, раскрывающаяся как христианская любовь...»
Согласны ли Вы с этой оценкой литературоведа-пушкиниста? Подготовьте свой ответ в форме рассуждения.
Чьё мнение кажется вам более убедительным? Почему?
4) Сравните мнения В. Г. Белинского и Д. И. Писарева, данные в «Рабочей книге…» В. В. Голубкова ( раздел учебника «Опыт литературоведческого исследования»).
В «Рабочей книге...» В. В. Голубкова (Голубков В. В. Рабочая книга по литературе для II ступени. VIII группа.— М.; Л., 1928.) сравниваются два взгляда на характер и личность Онегина:
Два взгляда на характер и личность Онегина |
Взгляд Белинского | Взгляд Писарева |
1. Онегин выдающаяся, недюжинная натура: | 1. Онегин — обыкновенный пустой светский человек, дюжинная натура: |
а) он способен к чувствительности, к сочувствию людям, к дружбе, любви и поэзии; | а) он не способен ни к каким чувствам... |
б) у него есть «преданность мечтам» (правда, неясным) о другой, лучшей жизни; | б) мечтает он не о лучшей жизни, а о женской красоте; |
в) «он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность, пошлость жизни душат его»; | в)скучает в свете... его скука — «простое физиологическое последствие его беспорядочной жизни...»; |
г) он очень требователен к себе и людям; оттого — недоволен собой и разочарован в жизни; его тоска — «страдание истинное, без фраз и драпировки»; | г) разочарованность в жизни — напускная... |
д) он — умный, понимающий других и себя человек. | д) умственные способности его очень не блистательны... |
2. То, в чем обвиняют Онегина некоторые критики, говорит не о черствости и эгоизме его, а лишь о том, что он не герой: | 2. То, в чем Белинский оправдывает Онегина, не может быть оправдано... |
а) он испытывает к Татьяне «сильную и глубокую страсть»... | а) Онегин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки...»; |
б) Онегин виноват в убийстве Ленского, он испугался «общественного» мнения, но ведь «деспотизм предрассудков требует для борьбы с собой героев»; | б) согласившись на дуэль с Ленским, он проявил «бесхарактерность» ... |
в) притворство с больным дядей объясняется не черствостью Онегина, а его светской деликатностью. | в) притворство пред больным дядей доказывает способность Онегина «подличать из выгод...». |
3. Онегин не занимается плодотворной деятельностью не потому, что не способен к ней, а оттого, что такая деятельность в русском обществе его времени невозможна. Сама судьба осудила его на личную жизнь и скуку. Он — «эгоист поневоле, эгоист страдающий». | 3. Онегин — эгоист по природе — светский тунеядец. |
Какие взгляды критиков Вы разделяете? Обоснуйте свои суждения.
(Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение).
Задание 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).
III. Герои романа в оценке В. Г. Белинского (пример выполнения задания 10):
ТАБЛИЦА Герои романа в оценке В. Г. Белинского |
Онегин | Как объясняет В. Г. Белинский причины разочарования Онегина? В чём сложность его характера? | «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его...» «Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек... Онегин — страдающий эгоист... В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!..» «Письмо Онегина к Татьяне горит страстью... Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания?..» |
Татьяна | В чём глубина и сила характера Татьяны? Как критик объясняет её изменения в VIII главе? | «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры... Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило в её душе; ум её спал...» «Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожирающий её внутренний огонь, что её ум ничем не был занят...» «Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению деревенской девочки в светскую даму...» |
Ленский | Почему Белинский считает Ленского «чуждым действительности» и уверен, что герой пошёл бы по второму пути, указанному автором? | «Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени... Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная...» «Вечно толкуя о жизни, никогда не знал её... его радости и печали были созданием его фантазии». «В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это — повторяем — был романтик, и больше ничего» |
Ольга | Совпадают ли оценки Ольги Пушкиным и Белинским? Почему Белинский пишет о ней с иронией? | «Существо доброе, милое, весёлое, Ольга была очаровательна, как и все „барышни“, пока они ещё не сделались „барынями“». «…Существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чём не рассуждало, ни о чём не спрашивало и… которое всё зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» |
Работа с таблицей может быть завершена дома.
IV. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского
Сообщение об опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Музыковедческий комментарий о характере музыки и отражении в ней настроений романа, составленный на основе книги «100 опер».
V. Прослушивание и обсуждение фрагментов из оперы («Письмо Татьяны», ария Ленского перед дуэлью, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»):
— Почему П. И. Чайковский назвал свою оперу лирическими сценами?
(Чайковский не «инсценировал» пушкинское повествование, а создал новое произведение, взяв из романа то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев.)
— В чём сходство и различия романа и оперы?
(Роман начинается с размышлений Онегина о больном дяде и рассказа о происхождении, воспитании и образе жизни героя, а опера — с картин усадьбы Лариных, дуэта Татьяны и Ольги на слова из стихотворения А. С. Пушкина «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…».
Авторские строки из главы VIII «Ужель та самая Татьяна…» звучат в опере в арии Онегина.
Строки «Погибнешь, милая, но прежде…» (гл. III, стр. XV), предшествующие в романе письму Татьяны, звучат в опере дважды в несколько изменённом виде: и в сцене письма Татьяны, и в заключительном ариозо Онегина.
Слова арии князя Гремина «Среди лукавых, малодушных…», который в романе не имеет имени, взяты Чайковским из черновых набросков романа.)
VI. Просмотр и обсуждение иллюстраций к роману «Евгений Онегин».
Итоговые вопросы:
Почему споры о романе «Евгений Онегин» начались ещё при жизни А. С. Пушкина и не прекратились в XXI веке?
Чем обусловлено неоднозначное толкование романа в критике?
(Историзмом восприятия романа читателями разных эпох, что подтверждает его непреходящее значение для русской культуры.)
Домашнее задание
Завершить составление цитатных таблиц и выполнение сопоставительных заданий.
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Выполнить одно из «Творческих заданий» учебника.
Индивидуальные задания.
Выявить оценки языка и стиля романа «Евгений Онегин» несколькими критиками.
Написать отзыв на иллюстрации или на театральную (кинематографическую) версию романа в стихах.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.