СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 41. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДЕТИ ДЕДА МОРОЗА». НЕМЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БАБУШКА МЕТЕЛИЦА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создавать условия для формирования навыка выразительного чтения (четкое произношение слов, соблюдение пауз и логических ударений, интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски); способствовать развитию памяти, кругозора, наблюдательности, навыка беглого, осознанного и правильного чтения, умения пользоваться различными видами чтения (выборочным, по ролям, про себя, вслух); содействовать воспитанию любви к устному народному творчеству, доброты.

Просмотр содержимого документа
«Урок 41. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДЕТИ ДЕДА МОРОЗА». НЕМЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БАБУШКА МЕТЕЛИЦА».»

Урок 41. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза».
Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица»
(дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создавать условия для формирования навыка выразительного чтения (четкое произношение слов, соблюдение пауз и логических ударений, интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски); способствовать развитию памяти, кругозора, наблюдательности, навыка беглого, осознанного и правильного чтения, умения пользоваться различными видами чтения (выборочным, по ролям, про себя, вслух); содействовать воспитанию любви к устному народному творчеству, доброты

Планируемые результаты

Предметные: отличают авторскую сказку от народной; соотносят текст с готовым планом и пересказывают по данному плану

Метапредметные:

познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения; знакомятся с содержанием сказок; осознанно воспринимают литературные произведения; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; сравнивают сказки; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; строят рассуждения;

регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;

коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения

Образовательные ресурсы: раздаточный материал, наглядный материал


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

– Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне

Осуществляют самоконтроль готовности к уроку, адекватно воспринимают реакцию учителя, акцентируют внимание

Планируют учебное сотрудничество с учителем

и сверстниками

II. Проверка домашнего

задания

– Какую сказку вы читали дома?

– Какая это сказка?

– Назовите главного героя.

– Какие «крышки» приготовил Морозко?

– Э. Шим «Всем вам крышка».

– Авторская, автор Э. Шим

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка проблемы урока

Звучит музыка «В гостях у сказки».

На фоне музыки:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка.

– Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Что такое
сказка?


– Какие бывают сказки?

– В чем их отличие?

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Дети Деда Мороза».

– О ком мы будем говорить сегодня, вам подскажут загадки. (См. ресурсный материал.)

– Как вы думаете, почему эти герои собрались вместе?

– Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября, и именно с этого времени ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге.

– О ком будете читать сегодня? Откройте учебник
на с. 140, прочитайте тему урока.

– Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

– Какие дети могут быть у Деда Мороза?

– Чему мы научились на уроках литературного чтения?

– Что нового вы хотели бы узнать на уроке?

– Давайте наметим план наших действий.

На доске:

• Познакомиться с произведением.

• Узнать новое.

• Научиться читать выразительно по ролям.

– В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех?»
(на доске)

Внимательно слушают.










– Сказка – устный рассказ о чем-то необычном, невероятном, фантастическом.





Высказывают свои предполо-
жения.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, мыслительные операции и учебные
навыки.

Отвечают на вопросы.












Выдвигают гипотезы



Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное чтение текста




Читают текст

Умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Моделируют, осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль
и оценку учебных
действий.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

2. Первичное восприятие

– Какое настроение передано в сказке? (Слова записаны на листочках.)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Веселое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

– Скажите, как называется произведение, которое вы прослушали.

– Назовите жанр этого произведения. Докажите.



– Что можете сказать об авторе?

– Определите тему произведения

Читают слова на доске и выби-
рают.






– «Дети Деда Мороза».


– Жанр этого произведения – сказка. Явления природы представлены как живые существа.

– Это народная сказка.

– «Природа»

3. Моделирование обложки

– Составьте модель обложки этого произведения в паре.

– У кого все правильно, покажите свою работу, а кто допустил ошибки, исправьте их.

– Работая над содержанием сказки, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос.

– Какие непонятные слова встретились?

– Кто может объяснить значение этих слов?

– Если мы не знаем значения слова, как надо поступить?

Составляют модель обложки
в парах.





Объясняют значение слов.

– Найти его в словаре

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь.

Нам советует балерина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Один, два, три, четыре, пять,

Повторяйте-ка опять:

Один, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть.

Отдохнули? Снова в путь!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Работа
с текстом



– Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте ответ в тексте.

– Сколько детей было у Деда Мороза?

– Как их звали?

– Какую работу сделали дети Деда Мороза?

– Что сделал Ветер?

– Какую работу сделал Лед?

– О чем говорил Иней?

– О чем рассказывала Снежинка?

– Какая Снежинка? Охарактеризуйте ее, прочитайте и выберите нужные слова.

Злая

Жалостливая

Равнодушная

Добрая

Заботливая

Беспокойная

Хвастливая

Скромная

– Каких детей вырастил Дед Мороз? Какую пользу они принесут людям? Докажите.

– Почему отец особенно похвалил Снежинку? («Почему Снежинка помогла больше всех»?)

– Какова главная мысль сказки?



– Четыре: три сына и одна дочка.

– Ветер, Лед, Иней и Снежинка.










Высказывают свои предположения.





– Надо приносить добро, пользу людям

Осуществляют логические операции (анализ объектов с целью выделения признаков).

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

5. Показ иллюстраций «Какие бывают снежинки» и сообщение учителя

(См. ресурсный материал.)

– Как Снежинка пожалела Землю? (См. ресурсный материал.)

Внимательно слушают


V. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

– Почему сказка называется «Дети Деда Мороза»?

– Кто из героев вам понравился больше? Почему?

– Что больше всего запомнилось?

– Что показалось трудным?

– Удалось вам сохранить хорошее настроение?

Отвечают на вопросы учителя.





Осуществляют самооценку

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Домашнее
задание

По выбору: подготовить подробный пересказ по плану
(учебник, с. 141); сделать книжку-малышку для классной библиотеки; выполнить задания в тетради

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,
соотносят цель и результаты,
устанавливают степень их соответствия

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить


Ресурсный материал

Загадки

1) Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но, когда весна придет,

Одеяло пропадет.

(Лед.)

2) По ночам, в морозной мгле,

Я рисую на стекле.

Утром виден из-за штор

Мой затейливый узор:

И деревья, и кусты

Небывалой красоты.

(Иней.)

3) Видел зимнюю картинку?

Там присутствую всегда!

Как моя сестрица Льдинка,

Я – замерзшая вода.

Посмотрите, я резная,

Как салфетка кружевная.

(Снежинка.)

4) Без рук, без ног,

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

(Ветер.)

Сообщение учителя

1. Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.

И сам фотограф получил прозвище Снежинка. «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, – писал Бентли, – и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа».

2. Снежинки приносят пользу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, поэтому во время снегопада всегда легко дышится.

Более того, снег отражает губительные солнечные лучи. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане. Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.

Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90 % состоит из воздушной «начинки».

Под такой периной растениям тепло. Скрип снега – это треск раздавливаемых кристалликов.

Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но миллиарды раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.