Урок 41
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц, ц
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ц, ц, выяснению (выделению) особенностей звука ц, использованию схем и моделей звукового состав слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Ц, ц, особенности звука ц; умеют использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; понимают содержание прочитанного произведения Г. Юдина «Цыплёнок Цып».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – разгадывание кроссворда; отгадывание загадок.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
Игра «Рифмы».
Це-це-це – скучно принцу во ... (дворце).
Ца-ца-ца – нет у бублика ... (конца).
Цо-цо-цо – уронила я ... (кольцо).
Цо-цо-цо – снесла курица ... (яйцо).
И вдруг… К нам явился в жёлтой шубке
И сказал: «Прощай, скорлупки!»
– Догадались, кто? (Цыплёнок.)
– Именно он главный герой нашего урока.
– Послушайте стихотворение и определите, какой звук чаще других встречается в нём:
Любовалась цыплятами курица: Букв немало мы узнали,
Что ни цыплёнок – то умница! Добрались до буквы Ц.
Молодец, удалец, Есть слова, где Ц в начале,
Очень ценный птенец! Где – в середине, где – в конце.
– Сегодня нам предстоит определить, какие звуки обозначает новая буква, глухой это звук или звонкий, твёрдый или мягкий.
II. Открытие нового знания.
1. Фонетическая разминка.
– Цыплёнок, где ты? Не отзывается. Ребята, как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
– Произнесите отчётливо первый звук. Расскажите о нём. (согласный, глухой, непарный, твёрдый.)
2. Звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».
– Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит, Тычет клювом наугад,
В воду пристально глядит, Ищет в речке лягушат.
(Цапля.)
– Закройте глаза и представьте цаплю. Расскажите о своих представлениях. (Вариант ответа: окраска цапли – бурая, жёлтая, белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. Гнездо строят самцы, самки высиживают яйца.)
– Проведём исследование: какие особенности имеет звук [ц].
– Выполните звуковой анализ слова «синица».
– Вы видели синиц? А слышали? Почему их так назвали? (Синицы попискивают: «Си-си-си».)
– Зима – трудное время для птиц. Как мы можем им помочь?
– Выполните звуковой анализ слова «цапля».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, твёрдые.)
Вывод: звук [ц] – твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.
Цып-цып-цып, пришли цыплятки,
Букву Ц нашли на грядке.
– Рассмотрите букву ц.
3. Знакомство с буквой.
Вот какая буква Ц: Коготок-царапка,
С коготочком на конце, Как кошачья лапка.
А. Шибаев
– На что похожа буква ц?
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Е. Тарлапан
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Посчитайте, сколько мягких согласных звуков и сколько твёрдых согласных звуков в этих словах.
– Расскажите, чем похожи и чем отличаются гласные в слове «цапля». (В этом слове два гласных звука [а], но первый из них стоит после твёрдого согласного и поэтому обозначен буквой а, этот звук ударный; второй звук [а] стоит после мягкого согласного и поэтому обозначен буквой я, этот звук безударный.)
– Чем различаются звуки [и] в слове «синица»? (Первый звук безударный, а второй ударный.)
– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.
4. Игра «Живые буквы».
– Убираем буквы в слове «синица» в следующем порядке:
буквы, которые обозначают твёрдый согласный, у которого нет мягкой пары [ц];
букву, которой обозначен звук [л];
букву, которой обозначен звук [с] (это ловушка, такого звука в слове нет);
буквы, обозначающие звуки [с’], [н’].
– Скажите, какие буквы остались? (Гласные.)
Убрать буквы, которыми записаны ударные гласные;
убрать буквы, которыми записаны безударные гласные.
III. Включение в систему знаний.
1. Чтение слов и предложений.
– Прочитайте слова парами.
– По какому принципу объединены слова в данные пары? (Один предмет и много предметов.)
– Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог «цы».
– Сравните слоговой состав слов первого и второго столбиков.
– Объясните, почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а слогов больше.
– Какие слова должны быть записаны справа от данных? Прочитайте парами.
– Прочитайте самостоятельно загадку № 1.
– Кто это? (Цыплёнок.)
– Как вы догадались?
– Что значит «золотой»? (Цвет.)
– Прочитайте вторую загадку.
– Что это?
– Какие слова помогли отгадать?
– Заполните строчки кроссворда, используя буквы из кассы букв. (Работа в парах.)
– Какое слово располагается по горизонтали? Какое по вертикали?
2. Составление пар.
– Прочитайте слова левого столбика.
– Прочитайте слова правого столбика.
– Прочитайте по строчкам.
– Объясните, почему получилась чепуха.
– Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбца.
Цапля, стоя на крыльце, Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Объясняет букву Ц: Если выучишь урок,
– Подойди, цыплёнок Цып! Подарю тебе цветок.
Г. Сапгир
3. Дифференцированная работа.
– Прочитайте произведение Г. Юдина «Цыплёнок Цып».
– Назовите героев этого произведения.
– Какой совет Цыпу дала цапля? Чему учит нас это произведение? (Всему надо учиться.)
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему?
– Выполните самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».
1) Закрепление зрительного образа буквы ц.
– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква ц.
2) Впишите букву ц в слова.
– Найдите слово, в котором все согласные твёрдые.
– Найдите слова, в которых два слога.
– Найдите слова, в которых три слога.
– Найдите слова, в которых четыре слога.
3) Разделите слова первого и второго заданий на слоги.
– Прочитайте только те пары слов, в которых слова различаются количеством слогов.
– Ребята, как вы думаете, цыплёнок Цып получил новые знания на нашем уроке? Какие?
– Нарисуйте цветок, который подарила ему цапля.
Выставка рисунков.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что особенного в новой букве? (Обозначает согласный, твёрдый непарный звук.)
– Буквы е, и не оказывают на ц никакого влияния. Звук [ц] всегда произносится твёрдо. Однако в русском языке принято в середине слова писать е, и, хотя слышим звуки [э], [ы], а в конце слова надо писать ы.
Самооценка своего труда на уроке.
– Выберите и продолжите одно из предложений.
Запись на доске:
Я доволен собою, я всё запомнил…
Я работал хорошо, но надо ещё…
Не всё получилось, как хотелось бы…
Получилась только часть задания, не всё понял…