СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 41 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц, ц.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ц, ц, выяснению (выделению) особенностей звука [ц], использованию схем и моделей звукового состав слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 41 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц, ц.»

Урок 41
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц, ц

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ц, ц, выяснению (выделению) особенностей звука ц, использованию схем и моделей звукового состав слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Ц, ц, особенности звука ц; умеют использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; понимают содержание прочитанного произведения Г. Юдина «Цыплёнок Цып».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – разгадывание кроссворда; отгадывание загадок.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.

Игра «Рифмы».

Це-це-це – скучно принцу во ... (дворце).

Ца-ца-ца – нет у бублика ... (конца).

Цо-цо-цо – уронила я ... (кольцо).

Цо-цо-цо – снесла курица ... (яйцо).

И вдруг… К нам явился в жёлтой шубке

И сказал: «Прощай, скорлупки!»

– Догадались, кто? (Цыплёнок.)

– Именно он главный герой нашего урока.

– Послушайте стихотворение и определите, какой звук чаще других встречается в нём:

Любовалась цыплятами курица: Букв немало мы узнали,

Что ни цыплёнок – то умница! Добрались до буквы Ц.

Молодец, удалец, Есть слова, где Ц в начале,

Очень ценный птенец! Где – в середине, где – в конце.

– Сегодня нам предстоит определить, какие звуки обозначает новая буква, глухой это звук или звонкий, твёрдый или мягкий.

II. Открытие нового знания.

1. Фонетическая разминка.

– Цыплёнок, где ты? Не отзывается. Ребята, как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)

– Произнесите отчётливо первый звук. Расскажите о нём. огласный, глухой, непарный, твёрдый.)

2. Звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».

– Отгадайте загадку:

На одной ноге стоит, Тычет клювом наугад,

В воду пристально глядит, Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

– Закройте глаза и представьте цаплю. Расскажите о своих представлениях. (Вариант ответа: окраска цапли – бурая, жёлтая, белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. Гнездо строят самцы, самки высиживают яйца.)

– Проведём исследование: какие особенности имеет звук [ц].

– Выполните звуковой анализ слова «синица».

– Вы видели синиц? А слышали? Почему их так назвали? (Синицы попискивают: «Си-си-си».)

– Зима – трудное время для птиц. Как мы можем им помочь?

– Выполните звуковой анализ слова «цапля».

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, твёрдые.)

Вывод: звук [ц] – твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.

Цып-цып-цып, пришли цыплятки,

Букву Ц нашли на грядке.

– Рассмотрите букву ц.

3. Знакомство с буквой.

Вот какая буква Ц: Коготок-царапка,

С коготочком на конце, Как кошачья лапка.

А. Шибаев

– На что похожа буква ц?

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Е. Тарлапан

– Замените фишки в схемах слов буквами.

– Посчитайте, сколько мягких согласных звуков и сколько твёрдых согласных звуков в этих словах.

– Расскажите, чем похожи и чем отличаются гласные в слове «цапля». (В этом слове два гласных звука [а], но первый из них стоит после твёрдого согласного и поэтому обозначен буквой а, этот звук ударный; второй звук [а] стоит после мягкого согласного и поэтому обозначен буквой я, этот звук безударный.)

– Чем различаются звуки [и] в слове «синица»? (Первый звук безударный, а второй ударный.)

– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.

4. Игра «Живые буквы».

– Убираем буквы в слове «синица» в следующем порядке:

 буквы, которые обозначают твёрдый согласный, у которого нет мягкой пары [ц];

 букву, которой обозначен звук [л];

 букву, которой обозначен звук [с] (это ловушка, такого звука в слове нет);

 буквы, обозначающие звуки [с’], [н’].

– Скажите, какие буквы остались? (Гласные.)

 Убрать буквы, которыми записаны ударные гласные;

 убрать буквы, которыми записаны безударные гласные.

III. Включение в систему знаний.

1. Чтение слов и предложений.

– Прочитайте слова парами.

– По какому принципу объединены слова в данные пары? (Один предмет и много предметов.)

– Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог «цы».

– Сравните слоговой состав слов первого и второго столбиков.

– Объясните, почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а слогов больше.

– Какие слова должны быть записаны справа от данных? Прочитайте парами.

– Прочитайте самостоятельно загадку № 1.

– Кто это? (Цыплёнок.)

– Как вы догадались?

– Что значит «золотой»? (Цвет.)

– Прочитайте вторую загадку.

– Что это?

– Какие слова помогли отгадать?

– Заполните строчки кроссворда, используя буквы из кассы букв. (Работа в парах.)

– Какое слово располагается по горизонтали? Какое по вертикали?

2. Составление пар.

– Прочитайте слова левого столбика.

– Прочитайте слова правого столбика.

– Прочитайте по строчкам.

– Объясните, почему получилась чепуха.

– Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбца.

Цапля, стоя на крыльце, Повторяй-ка: цып, цып, цып!

Объясняет букву Ц: Если выучишь урок,

– Подойди, цыплёнок Цып! Подарю тебе цветок.

Г. Сапгир

3. Дифференцированная работа.

– Прочитайте произведение Г. Юдина «Цыплёнок Цып».

– Назовите героев этого произведения.

– Какой совет Цыпу дала цапля? Чему учит нас это произведение? (Всему надо учиться.)

– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему?

– Выполните самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».

1) Закрепление зрительного образа буквы ц.

– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква ц.

2) Впишите букву ц в слова.

– Найдите слово, в котором все согласные твёрдые.

– Найдите слова, в которых два слога.

– Найдите слова, в которых три слога.

– Найдите слова, в которых четыре слога.

3) Разделите слова первого и второго заданий на слоги.

– Прочитайте только те пары слов, в которых слова различаются количеством слогов.

– Ребята, как вы думаете, цыплёнок Цып получил новые знания на нашем уроке? Какие?

– Нарисуйте цветок, который подарила ему цапля.

Выставка рисунков.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Что особенного в новой букве? (Обозначает согласный, твёрдый непарный звук.)

– Буквы е, и не оказывают на ц никакого влияния. Звук [ц] всегда произносится твёрдо. Однако в русском языке принято в середине слова писать е, и, хотя слышим звуки [э], [ы], а в конце слова надо писать ы.

Самооценка своего труда на уроке.

– Выберите и продолжите одно из предложений.

Запись на доске:

 Я доволен собою, я всё запомнил…

 Я работал хорошо, но надо ещё…

 Не всё получилось, как хотелось бы…

 Получилась только часть задания, не всё понял…