СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 43. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание темы желательно изучать в течение двух уроков. Если тема изучается на одном уроке, то знакомство со стихотворениями «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…» и «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») проводится в режиме концерта-миниатюры и краткой беседы, а их анализ включается в самостоятельную домашнюю работу. Основное содержание урока Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Стихотворения в актёрском исполнении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 43. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. 9 класс.»

Урок 43. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.


Основное содержание урока
Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.

I. Своеобразие воплощения темы
поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова:

«Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…»

Вступительное слово учителя о теме поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.

II. Групповая работа.
Чтение и обсуждение ранних стихотворений Лермонтова о поэтическом творчестве.

Группа 1. «Нет, я не Байрон, я другой…»
.

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении.

Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

В чём лирический герой М. Ю. Лермонтова видит своё сходство с Байроном?

Почему поэт заявляет, что он «не Байрон», а «другой»?

Почему поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли?

Какова роль образа Мирового океана?

Группа 2. «Я жить хочу! хочу печали…» 

Какие два мира противопоставлены в стихотворении?

Как понять слова: «Я жить хочу!»?

С какими интонациями следует читать стихотворение?

Прокомментируйте два последних стиха.

III. Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Группа 3. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
 

Как в стихотворении показаны отношения лирического я и Бога?

О чём поэт просит Всесильного?

Каков основной пафос стихотворения?

В чём его философский смысл?
(Поэт просит Творца освободить его от поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара.)


IV. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».
Стихотворения в актёрском исполнении

Сообщение учителя об истории создания стихотворения «Смерть поэта»

(см. http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/nay/nay096-.htm).

При жизни А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов не был с ним знаком, хотя преклонялся перед его талантом. Лермонтоведы нашли подтверждение такому факту, что Лермонтов поехал знакомиться с Пушкиным в его квартиру на Мойке, 12, в Петербурге именно в роковой день дуэли с Дантесом. Когда Лермонтов позвонил, ему ответили, что господина Пушкина дома нет. Лермонтов решил подождать его возвращения и, выйдя на улицу, увидел карету барона Геккерена, переезжавшую Певческий мост. Лермонтов снова поспешил к дому, но увидел лишь тяжело раненного Пушкина, которого вносили в дом. Через два дня поэта не стало, и Лермонтов, мечтавший о знакомстве с Пушкиным, так и не успел с ним встретиться. Чувства, переполнявшие Лермонтова, вылились в стихотворение «Смерть Поэта», написанное сразу после смерти Пушкина. Текст стихотворения без последних 16 строк мгновенно разошёлся в списках по Петербургу. Деятельное участие в распространении стихотворения принимал друг М. Ю. Лермонтова С. Раевский. Через несколько дней была написана заключительная часть стихотворения, которая появилась у шефа жандармов Бенкендорфа с припиской «Воззвание к революции». Эпиграф к стихотворению был взят из трагедии французского драматурга Жана де Ротру (1609—1650) «Венцеслав», переведённой на русский язык А. А. Жандром, другом А. С. Грибоедова: Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу... Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.

«Эпиграф (это долго не отмечалось лермонтоведами) был воспринят как величайшая дерзость. Корнет лейб-гусарского полка вмешивается в дела царя! Это было вопиющим нарушением установленного порядка. В докладной записке Бенкендорфа к Николаю I читаем: „Вступление к этому сочинению (то есть эпиграф) дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное“». 1 февраля 1837 года М. Ю. Лермонтов и С. Раевский были арестованы. Несколько дней спустя Лермонтов был переведён в Нижегородский драгунский полк, который участвовал в военных действиях против горцев на Кавказе, а Раевский отправлен в Олонецкую губернию. Лермонтов вернулся в Петербург только через год. Стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Лондоне. В России оно было опубликовано впервые не полностью лишь в 1858 году.

V. Прослушивание стихотворения «Смерть Поэта» в актёрском исполнении и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VI. Комплексный анализ стихотворения «Смерть поэта»:

— Выполните задание из раздела учебника «Развиваем дар слова» (после стихотворения «Смерть Поэта»).

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?

— Как меняется настроение стихотворения?

Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— На какие смысловые части делится стихотворение?

С какими интонациями следует читать каждую часть?
(Стихи 1—12 — глубокая печаль, скорбь;
стихи 13—38 — укор, обвинение толпе в смерти поэта;
стихи 39—44 — сожаление;
стихи 45—56 — горечь, грусть, скорбь;
стихи 57—72 — гнев, призыв к возмездию.)

— Какие слова и выражения рисуют облик поэта?

— Каковы отличительные признаки толпы? С каким чувством поэт изображает толпу?

— Какие чувства вызывает образ убийцы поэта? Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?

— Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть Поэта» несколько адресатов? Аргументируйте свою точку зрения.

Каковы ключевые образы каждой смысловой части?
(В 1—12-м стихах автор обращается как бы к самому себе, размышляет о случившейся трагедии. Ключевые слова этой части — погиб, убит.
В 13—20-м стихах появляется образ толпы, который в 21—33-м стихах конкретизируется в образе убийцы поэта.
В 34—38-м стихах рождаются ассоциации с пушкинским творчеством, дуэлью Ленского.
В 39—44-м стихах адресатом становится как бы сам А. С. Пушкин.
В 45—56-м стихах ключевыми образами снова становятся поэт и толпа, но судьба поэта ассоциируется с мученической смертью Христа в терновом венце. Трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать». Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию национальной культуры.)

— Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы становятся здесь противопоставленными?

— Докажите, что Лермонтов осознаёт смерть Пушкина не как гибель человека и поэта, а как тяжелейшую утрату для России.

VII. Краткое сообщение учителя о понятии «пророк» и о библейских пророках Исайе и Иеремии.

VIII. Выразительное чтение и комплексный анализ стихотворения «Пророк»
:

— Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Пророк»).

— Почему поэт-пророк отвергнут толпой и истинное признание обрёл в пустыне?

Каков контекстуальный смысл слова пустыня? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?

— Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Как связаны его внешность и внутренняя сущность?

— В чём предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?

— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Пророк»).

— Охарактеризуйте лексику и синтаксис стихотворения. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка.

IX. Прослушивание стихотворения «Поэт» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (после стихотворения «Поэт»).

X. Комплексный анализ стихотворения «Поэт»:

— Определите поэтические интонации стихотворения и их динамику.

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем отличаются интонации 1—3-й и 4—6-й строф? В чём драматизм этой истории?

— Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящено истории кинжала?

— Какая лексика подчёркивает грозную силу кинжала?

Какие метафоры соотносят кинжал с образом человека?

Почему «золотая отделка», «богатая резьба» — это чуждый и постыдный «наряд» для кинжала?

Какова аллегория этих выражений и история кинжала в целом?

— Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8—9-й строфах?

Какие художественные средства это подчёркивают?

— Вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какой характер придают описаниям старославянизмы?

XI. Групповая практическая работа:

Группа 1.


Проследите за ритмом и длиной стиха в стихотворении «Смерть Поэта».

С какой целью длина строки в стихотворении колеблется между четырёхстопным и шестистопным ямбом?

Проанализируйте поэтический синтаксис и стилистические фигуры (анафоры, перифразы, риторические вопросы, восклицания, обращения и др.).

Группа 2.

Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» с «Пророком» А.С. Пушкина.

Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?

Заполнение обобщающей таблицы:

ТАБЛИЦА
Сопоставление стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» с «Пророком» А. С. Пушкина

Основания для сопоставления

«Пророк» А. С. Пушкина

«Пророк» М.Ю. Лермонтова

Библейская основа

Книга Пророка Исайи

Книга Пророка Иеремии

Настроение стихотворения

         

         

Центральные образы

         

         

Ключевая лексика и синтаксис

         

         

Композиция стихотворения

         

         

Взаимоотношения поэта с миром людей и природой

         

         

Предназначение поэта

         

         

Судьба поэта

         

         

Смыслообразующая роль финала

         

         


Составьте словарик старославянизмов.

Какой характер они придают стихотворению?

Какие образы соотнесены с библейскими сюжетами?

Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?

Составьте к стихотворению словарик библейских и евангельских мотивов.

Группа 3.

Сопоставьте третью и десятую строфы стихотворения «Поэт».

Что подчёркивают в них формы глаголов?

Почему в седьмой и одиннадцатой строфах преобладают вопросительные интонации?

Проследите, как изменялся смысл второй строфы от редакции к редакции:

Первый вариант:

Наезднику в горах служил он много лет
Орудьем гибельного мщенья,
И слышал он один его полночный бред
И сердца гордого биенье.

Второй вариант:

Наезднику в горах служил он много лет,
Как брату старшему и другу,
Не по одной груди провёл кровавый след
И не одну порвал кольчугу.

Окончательный вариант:

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну порвал кольчугу.

Итоговые вопросы:

Почему стихотворение «Смерть Поэта» стало началом всенародного признания поэзии М. Ю. Лермонтова?

Как воспринимали миссию поэта-пророка А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов?

Почему во времена Лермонтова поэт «своё утратил назначенье»?

Как изменилось отношение Лермонтова к своему поэтическому предназначению в ранней и поздней лирике?

Домашнее задание

Составить тезисный план на тему «Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова» или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений.

Индивидуальные задания.

Используя лексику стихотворения «Смерть Поэта», составить словесный портрет поэта и произнести в его адрес слово защиты или составить словесный портрет убийцы поэта (толпы) и произнести в его адрес обвинительную речь.

Подготовить выразительное чтение стихов для участия в поэтической эстафете (см. следующий урок).



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.