Содержание темы желательно изучать в течение двух уроков. Если тема изучается на одном уроке, то знакомство со стихотворениями «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…» и «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») проводится в режиме концерта-миниатюры и краткой беседы, а их анализ включается в самостоятельную домашнюю работу.
Основное содержание урока
Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Стихотворения в актёрском исполнении.
Просмотр содержимого документа
«Урок 43. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. 9 класс.»
Урок 43. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.
Основное содержание урока
Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Стихотворения в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.
I. Своеобразие воплощения темы
поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова:
«Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…»
Вступительное слово учителя о теме поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.
II. Групповая работа.
Чтение и обсуждение ранних стихотворений Лермонтова о поэтическом творчестве.
Группа 1. «Нет, я не Байрон, я другой…».
Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении.
Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
В чём лирический герой М. Ю. Лермонтова видит своё сходство с Байроном?
Почему поэт заявляет, что он «не Байрон», а «другой»?
Почему поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли?
Какова роль образа Мирового океана?
Группа 2. «Я жить хочу! хочу печали…»
Какие два мира противопоставлены в стихотворении?
Как понять слова: «Я жить хочу!»?
С какими интонациями следует читать стихотворение?
Прокомментируйте два последних стиха.
III. Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
Группа 3. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
Как в стихотворении показаны отношения лирического я и Бога?
О чём поэт просит Всесильного?
Каков основной пафос стихотворения?
В чём его философский смысл?
(Поэт просит Творца освободить его от поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара.)
IV. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».
Стихотворения в актёрском исполнении
Сообщение учителя об истории создания стихотворения «Смерть поэта»
(см. http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/nay/nay096-.htm).
При жизни А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов не был с ним знаком, хотя преклонялся перед его талантом. Лермонтоведы нашли подтверждение такому факту, что Лермонтов поехал знакомиться с Пушкиным в его квартиру на Мойке, 12, в Петербурге именно в роковой день дуэли с Дантесом. Когда Лермонтов позвонил, ему ответили, что господина Пушкина дома нет. Лермонтов решил подождать его возвращения и, выйдя на улицу, увидел карету барона Геккерена, переезжавшую Певческий мост. Лермонтов снова поспешил к дому, но увидел лишь тяжело раненного Пушкина, которого вносили в дом. Через два дня поэта не стало, и Лермонтов, мечтавший о знакомстве с Пушкиным, так и не успел с ним встретиться. Чувства, переполнявшие Лермонтова, вылились в стихотворение «Смерть Поэта», написанное сразу после смерти Пушкина. Текст стихотворения без последних 16 строк мгновенно разошёлся в списках по Петербургу. Деятельное участие в распространении стихотворения принимал друг М. Ю. Лермонтова С. Раевский. Через несколько дней была написана заключительная часть стихотворения, которая появилась у шефа жандармов Бенкендорфа с припиской «Воззвание к революции». Эпиграф к стихотворению был взят из трагедии французского драматурга Жана де Ротру (1609—1650) «Венцеслав», переведённой на русский язык А. А. Жандром, другом А. С. Грибоедова: Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу... Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.
«Эпиграф (это долго не отмечалось лермонтоведами) был воспринят как величайшая дерзость. Корнет лейб-гусарского полка вмешивается в дела царя! Это было вопиющим нарушением установленного порядка. В докладной записке Бенкендорфа к Николаю I читаем: „Вступление к этому сочинению (то есть эпиграф) дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное“». 1 февраля 1837 года М. Ю. Лермонтов и С. Раевский были арестованы. Несколько дней спустя Лермонтов был переведён в Нижегородский драгунский полк, который участвовал в военных действиях против горцев на Кавказе, а Раевский отправлен в Олонецкую губернию. Лермонтов вернулся в Петербург только через год. Стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Лондоне. В России оно было опубликовано впервые не полностью лишь в 1858 году.
V. Прослушивание стихотворения «Смерть Поэта» в актёрском исполнении и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
VI. Комплексный анализ стихотворения «Смерть поэта»:
— Выполните задание из раздела учебника «Развиваем дар слова» (после стихотворения «Смерть Поэта»).
Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?
— Как меняется настроение стихотворения?
Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— На какие смысловые части делится стихотворение?
С какими интонациями следует читать каждую часть?
(Стихи 1—12 — глубокая печаль, скорбь;
стихи 13—38 — укор, обвинение толпе в смерти поэта;
стихи 39—44 — сожаление;
стихи 45—56 — горечь, грусть, скорбь;
стихи 57—72 — гнев, призыв к возмездию.)
— Какие слова и выражения рисуют облик поэта?
— Каковы отличительные признаки толпы? С каким чувством поэт изображает толпу?
— Какие чувства вызывает образ убийцы поэта? Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?
— Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть Поэта» несколько адресатов? Аргументируйте свою точку зрения.
Каковы ключевые образы каждой смысловой части?
(В 1—12-м стихах автор обращается как бы к самому себе, размышляет о случившейся трагедии. Ключевые слова этой части — погиб, убит.
В 13—20-м стихах появляется образ толпы, который в 21—33-м стихах конкретизируется в образе убийцы поэта.
В 34—38-м стихах рождаются ассоциации с пушкинским творчеством, дуэлью Ленского.
В 39—44-м стихах адресатом становится как бы сам А. С. Пушкин.
В 45—56-м стихах ключевыми образами снова становятся поэт и толпа, но судьба поэта ассоциируется с мученической смертью Христа в терновом венце. Трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать». Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию национальной культуры.)
— Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы становятся здесь противопоставленными?
— Докажите, что Лермонтов осознаёт смерть Пушкина не как гибель человека и поэта, а как тяжелейшую утрату для России.
VII. Краткое сообщение учителя о понятии «пророк» и о библейских пророках Исайе и Иеремии.
VIII. Выразительное чтение и комплексный анализ стихотворения «Пророк»:
— Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Пророк»).
— Почему поэт-пророк отвергнут толпой и истинное признание обрёл в пустыне?
Каков контекстуальный смысл слова пустыня? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
— Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Как связаны его внешность и внутренняя сущность?
— В чём предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Пророк»).
— Охарактеризуйте лексику и синтаксис стихотворения. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка.
IX. Прослушивание стихотворения «Поэт» в актёрском исполнении.
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (после стихотворения «Поэт»).
X. Комплексный анализ стихотворения «Поэт»:
— Определите поэтические интонации стихотворения и их динамику.
Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем отличаются интонации 1—3-й и 4—6-й строф? В чём драматизм этой истории?
— Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящено истории кинжала?
— Какая лексика подчёркивает грозную силу кинжала?
Какие метафоры соотносят кинжал с образом человека?
Почему «золотая отделка», «богатая резьба» — это чуждый и постыдный «наряд» для кинжала?
Какова аллегория этих выражений и история кинжала в целом?
— Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8—9-й строфах?
Какие художественные средства это подчёркивают?
— Вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Какой характер придают описаниям старославянизмы?
XI. Групповая практическая работа:
Группа 1.
Проследите за ритмом и длиной стиха в стихотворении «Смерть Поэта».
С какой целью длина строки в стихотворении колеблется между четырёхстопным и шестистопным ямбом?
Проанализируйте поэтический синтаксис и стилистические фигуры (анафоры, перифразы, риторические вопросы, восклицания, обращения и др.).
Группа 2.
Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» с «Пророком» А.С. Пушкина.
Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
Заполнение обобщающей таблицы:
ТАБЛИЦА Сопоставление стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» с «Пророком» А. С. Пушкина |
Основания для сопоставления | «Пророк» А. С. Пушкина | «Пророк» М.Ю. Лермонтова |
Библейская основа | Книга Пророка Исайи | Книга Пророка Иеремии |
Настроение стихотворения | | |
Центральные образы | | |
Ключевая лексика и синтаксис | | |
Композиция стихотворения | | |
Взаимоотношения поэта с миром людей и природой | | |
Предназначение поэта | | |
Судьба поэта | | |
Смыслообразующая роль финала | | |
Составьте словарик старославянизмов.
Какой характер они придают стихотворению?
Какие образы соотнесены с библейскими сюжетами?
Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
Составьте к стихотворению словарик библейских и евангельских мотивов.
Группа 3.
Сопоставьте третью и десятую строфы стихотворения «Поэт».
Что подчёркивают в них формы глаголов?
Почему в седьмой и одиннадцатой строфах преобладают вопросительные интонации?
Проследите, как изменялся смысл второй строфы от редакции к редакции:
Первый вариант:
Наезднику в горах служил он много лет
Орудьем гибельного мщенья,
И слышал он один его полночный бред
И сердца гордого биенье.
Второй вариант:
Наезднику в горах служил он много лет,
Как брату старшему и другу,
Не по одной груди провёл кровавый след
И не одну порвал кольчугу.
Окончательный вариант:
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
Итоговые вопросы:
Почему стихотворение «Смерть Поэта» стало началом всенародного признания поэзии М. Ю. Лермонтова?
Как воспринимали миссию поэта-пророка А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов?
Почему во времена Лермонтова поэт «своё утратил назначенье»?
Как изменилось отношение Лермонтова к своему поэтическому предназначению в ранней и поздней лирике?
Домашнее задание
Составить тезисный план на тему «Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова» или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).
Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений.
Индивидуальные задания.
Используя лексику стихотворения «Смерть Поэта», составить словесный портрет поэта и произнести в его адрес слово защиты или составить словесный портрет убийцы поэта (толпы) и произнести в его адрес обвинительную речь.
Подготовить выразительное чтение стихов для участия в поэтической эстафете (см. следующий урок).
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.