Урок 43
речевая ситуация: уточнение значения
незнакомых слов. знакомство с правилом
правописания Сочетаний чк, чн
Педагогические задачи: создать условия для выявления слов, значение которых требует уточнения; научить различать твердые и мягкие согласные звуки, правописанию слов с сочетаниями чк, чн.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания чк, чн; правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание о театре; освоение практических навыков работы с толковым словарём с целью уточнения значения незнакомых слов; уяснение правила правописания сочетаний чк, чн; различение твёрдых и мягких согласных звуков на практике; логические – осуществление анализа текстов для определения нарушений правил речевого поведения (неправильное обращение к взрослому); формулирование вывода о написании сочетаний чк, чн на основе рассуждений об особенностях звука [ч’].
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий; оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения грамматических и этических норм.
Коммуникативные: использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.
Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя (Л. + Р.).
Просмотр фрагмента м/ф «Золотой ключик, или Приключения Буратино» о том, как Буратино не пошёл в школу, а повернул в сторону кукольного театра.
− Как Буратино обратился к продавцу билетов? А как это сделать правильно?
II. Включение в систему знаний (П. + К. + Р.).
− Чем спектакль в театре отличается от кинофильма? Когда вы были в театре последний раз? Какой спектакль смотрели? Назовите слова по теме «Театр».
• В театре действие происходит на … (сцене).
• Спектакль ставит … (режиссёр).
• Художественное оформление сцены – это … (декорации).
– Театр – это чудо, сказка.
Слово «театр» в переводе с греческого означает «место для зрелищ», да и само зрелище, то есть представление. Театр вырос из игр, обрядов первобытных людей и постоянно развивался, совершенствовался. Наши предки, славяне, обращались к своим богам и силам природы, просили у них защиты и удачи в делах, молили об урожае. Всё это сопровождалось игровыми действиями. Игра – главный элемент театрального искусства.
III. Работа по теме урока (П. + К. + Р.).
1. Работа по учебнику.
Коллективное выполнение упражнения 2.
Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 140.
− Где можно найти значения незнакомых слов? Какие слова на театральную тему вам разъяснила рубрика «Обрати внимание»? Попробуйте дома самостоятельно найти толкования слов «фойе», «кулисы», «антракт».
Игра «Отгадайте, кто это?».
– В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали… (Дюймовочка).
– А эта девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик. Говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка).
– Какая одинаковая орфограмма объединяет имена этих героинь?
− Отгадайте загадки:
Прибежит и солнце спрячет,
А потом ещё заплачет.
(Тучка.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка.)
Коллективное выполнение упражнения 3.
Чтение рубрики «Обрати внимание».
− С каким новым правилом вы познакомились?
Игра «Кто больше запомнит слов».
Кто быстрее всех читает Свечка, печка, строчка,
И слова запоминает: Булочка и точка −
Ёлочка и белочка, Ты теперь наверняка
Тучка, щучка, стрелочка, Назовёшь слова с -чк-.
Работа в парах (упражнения 4, 5).
Физкультминутка
2. Работа по резервным страницам рабочей тетради (Р. + П.).
Учитель подбирает задания на резервных страницах прописи по своему усмотрению.
Домашнее задание: упражнение 6 (рубрика «Если осталось время»).
3