СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 45. Поэтика рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Основное содержание урока Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм М. А. Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 45. Поэтика рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова. 8 класс.»

Урок 45. Поэтика рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова.


Основное содержание урока
Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм М. А. Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение рассказа. Соотнесение его содержания с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия композиция, автор, рассказчик, рассказ-эпопея. Обсуждение кинематографической версии рассказа.

I. Особенности авторского повествования в рассказе.
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
Смысл названия рассказа. Широта типизации, особенности жанра

Работа со словарём 
литературоведческих терминов.

Выяснение смыслового наполнения понятий композиция, автор, рассказчик, рассказ-эпопея.

Аналитическая беседа:

— В чём особенности композиции рассказа «Судьба человека»? Сколько в нём рассказчиков? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Почему рассказ так называется? Можно ли было назвать его «Судьба Андрея Соколова»? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Почему жанр рассказа «Судьба человека» определяют как «рассказ-эпопея»? Каковы характерные черты этого жанра?

II. Чтение и изучение статьи учебника «В творческой лаборатории писателя. О сказовой форме повествования в рассказе М. А. Шолохова (Приложение 1)

Подбор цитат (по группам) и составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Черты поэтики рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

Номер группы

Черты поэтики рассказа

Примеры

1

Роль главного рассказчика принадлежит герою (сказовая манера повествования)

        


Конкретная и достоверная основа рассказа: точная топография, приметы времени года и др.

        

2

Основную нагрузку несут глаголы, передающие живую динамику, и ёмкие определения

        


Знание деталей, отражающих житейский опыт автора; неповторимость авторских наблюдений

        

3

Разные по форме, но одинаковые по содержанию определения предметов и явлений

        


Точно описанные обстоятельства, важные для последующего повествования

        

4

Образность речи: поговорки, меткие слова, разговорные формы речи

        


Шофёрские профессионализмы в речи героя

        





III. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа

Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Роль картин природы в раскрытии идеи рассказа».

— Найдите в рассказе:

• описание ранней весны на Дону. Почему автор включает в рассказ описание именно этого времени года?

• описание дальней степи в дымке. Почему, говоря о прошлом, автор использует именно этот образ?

• описание места, где был дом Андрея Соколова. Как автор добивается психологизма этого описания?

• описание летней зарницы. Почему автор сравнивает детскую память с летней зарницей?

— Почему описания картин природы занимают всего по несколько строк?

— Как пейзажные детали помогают читателю понять идею рассказа?

IV. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
Углубление понятия о реалистической типизации

Аналитическая беседа:

— Что такое типизация? Приведите примеры из рассказа.

— Прокомментируйте черты реализма, указанные в «Словаре литературоведческих терминов» С. П. Белоусовой:

• «В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени».

• «Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни».

• «Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — всё это связано с точкой зрения художника на жизнь и зависит от его мировоззрения, от умения уловить движения эпохи».

• «В основе реалистического художественного метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный заказ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация».

— Приведите примеры из рассказа, иллюстрирующие эти положения.

Итоговые вопросы:

Каков смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Какие черты мастерства писателя проявились в рассказе «Судьба человека»?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Написать отзыв на фильм С. Бондарчука «Судьба человека».


Приложение 1

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПИСАТЕЛЯ
О сказовой форме повествования в рассказе М. А. Шолохова

Связь с традицией русской прозы заметна в художественном оформлении его произведений. Шолохов передал роль рассказчика герою, искренне поведал о всей скорби души. Формой сказа умело пользовались Гоголь, Даль, Достоевский, Лесков, Глеб Успенский. Шолохов продолжил эту линию. Он попутно комментирует события, чтоб ввести в обстановку беседы, лирическим словом завершить рассказ.

Сильная сторона произведения, присущая вообще Шолохову,— конкретная и достоверная основа. Точная топография, выверенные приметы времени года — ранней весны. Стиль напоминает манеру Пушкина и Чехова. Основную нагрузку несут глаголы, передающие живую динамику, емкие определения: «...И степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли стопные речки, и дороги стили почти совсем непроездны», «остро и пьяняще запахло лошадиным потом».

Достоверность достигается знанием деталей, которые отражают житейский опыт автора. Когда мы читаем: «Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли» — мы убеждаемся, насколько тонко знает, осязает этот мир Шолохов, как -индивидуальны его наблюдения.

Или вот какими конкретными деталями наполняет автор рассказ: «в недобрую пору бездорожья», «видавший виды виллис», разные по форме, но одинаковые по содержанию определения паромного сооружения: «на утлой плоскодонке», «ветхая лодчонка», «подручным средством конопатил ненадежную посудину», «из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода», «проклятое корыто».

Шолохов точно выписывает обстоятельства, которые важны для последующего повествования.

Солдатские ватные штаны и стеганка, которые увидел Соколов на отдыхавшем около плетня авторе, сразу расположили его к общению: «Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй. Я пожал протянутую мне большую черствую руку».

Во время переправы, пишет автор, «волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, но пояс окатила меня мутной волной». Поэтому отсырели, размокли папиросы. Пришлось сушить на плетне. Это стало предметом разговора и сближения с Соколовым.

«— Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то курить и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим».

Так вяжутся узлы повествования, которое идет плавно, ритмично, убеждает во всех деталях.

Начинается собственно сказ. В нем нет той затейливой словесной вязи, которую любили Даль и Лесков. Но речевой узор хорошо заметен и в рассказе Соколова. Он говорит образно, любит поговорки, меткие слова, разговорные формы, не всегда соответствующие грамматическим нормам.

Вот пример: «Пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше» (сравнение с тонущим на воде), «Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!», «Подался на Кубань, ишачить на кулаков», «Толкнул [жену] вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья», «А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо [с фронта] — и трудящую женщину как рюхой под ноги. Она после этого письма, горемыка, и руки опустит, и работа ей не в работу», «везло-везло, да и довезло до самой ручки», «работал [на фронте] так, что гимнастерка к лопаткам прикипала», «Там товарищи мои... погибают, а я тут чухаться буду?», «Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности», «расстреляли этих бедолаг [русских пленных]», «А били Богом проклятые гады и паразиты [фашисты] так, как у нас животину не бьют», «Ох, и толстый же был фашист! Маленький, пузатый, что в ширину, что в длину одинаковый, и в заду плечистый, как справная баба», «стал я запохаживать на человека», «Вижу, идет пьяный, как грязь, немецкий унтер, за стенку руками держится. Остановил я машину, завел его в развалины и вытряхнул из мундира». О парнишке: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать». Обращается к нему так: «Пойди, милок, поиграй возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только гляди ноги не промочи!»

Проникали в его речь и слова шоферской профессии: «Последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добрался», «Сердце у меня раскачалось, поршня надо менять».

Много раз он скажет собеседнику дружеское «браток». Во всем этом виден человек суровой трудовой закалки, отзывчивый, прямой.

Сказовая речь представляет нам как бы в лучах света характер героя и душу, и драматизм переживаний.
По материалам Ф. Г. Бирюкова

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.