СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 46. Проблематика, образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» А.И. Солженицына. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Основное содержание урока Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 46. Проблематика, образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» А.И. Солженицына. 8 класс.»

Урок 46. Проблематика, образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» А.И. Солженицына.


Основное содержание урока
Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

I. Слово о писателе

Актуализация имеющихся знаний об А. И. Солженицыне:


— Что вам известно о жизни и творчестве Солженицына?

— Какие произведения принесли ему мировую известность?

— Почему в России он долгое время был опальным писателем?

Обсуждение эпиграфа к статье учебника «Александр Солженицын»:

— Прокомментируйте имена Лидия Чуковская и Жорж Нива.

— Как понять выражение оскорблённая любовь?

II. Основные положения лекции учителя:

ТАБЛИЦА

Этапы жизни

Главные события каждого этапа

1918 г. — рождение писателя

Рождение в Кисловодске через полгода после смерти отца. Мать воспитывала сына одна, работая машинисткой и стенографисткой

Годы учёбы

1936 г. — окончание средней школы и поступление на математическое отделение Ростовского университета. Его окончание за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. 1939— 1941 гг. — одновременная учёба на заочном отделении МИФЛИ. Вера в идеалы коммунизма, желание назвать роман «Люби революцию»

Великая Отечественная война

Фронты Великой Отечественной войны, служба на звукобатарее. Награждение двумя боевыми орденами. Создание первых рассказов

Первый арест, тюрьма, лагерь

1945 г. — арест за переписку, где выражена уверенность, что Сталин извратил ленинские идеи. Отбывание срока в спецтюрьме в Москве, в Особлаге под Экибастузом (Казахстан). Пересмотр своих взглядов на большевистский режим. Замысел повести «Один день Ивана Денисовича»

Лагеря, ссылка

1953—1956 гг. — ссылка в Кок-Терек (юг Казахстана). Удаление раковой опухоли в Ташкенте. Реабилитация Верховным судом. Переезд в Центральную Россию

Преподавательская работа

Работа в сельской школе деревни Мильцево Курловского района Владимирской области

Первые писательские опыты

1957 г. — переезд в Рязань. Роман «В круге первом», повесть «Один день Ивана Денисовича» (1959, опубликована в 1962 г.), рассказ «Матрёнин двор» (1963)

Создание произведений разных жанров

1963—1967 гг. — работа над романом «Архипелаг ГУЛАГ», рассказами, сценарием, пьесой, романом «Раковый корпус»

Конфликт с тоталитарной системой СССР

1963—1967 гг. — работа над романом «Архипелаг ГУЛАГ», рассказами, сценарием, пьесой, романом «Раковый корпус»

Начало мирового признания

1970 г. — присуждение Нобелевской премии. Издание в Париже романа «Август четырнадцатого» (1971) и книги «Архипелаг ГУЛАГ» (1973)

Вдали от Родины

1974 г. — лишение советского гражданства и выдворение из СССР. Жизнь в Германии и Швейцарии. Выход в Париже книги «Бодался телёнок с дубом. Очерк литературной жизни» (1975). Переезд в США (1976)

Возвращение в Россию

1994 г. — возвращение в Россию. Активная творческая и общественная деятельность

Признание на Родине. 2008 г. — писатель умер

Публикация собрания сочинений писателя. 1997 г. — учреждение литературной премии А. Солженицына



Обобщающая беседа:

Вопросы 1—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

II. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка

Вступительная беседа о рассказе «Матрёнин двор».

— Какие женские образы русской литературы близки образу Матрёны?

Чем Матрёна похожа на бабушку Акулину Ивановну («Детство» М. Горького), крестьянских женщин в поэзии Н. А. Некрасова и «Записках охотника» И. С. Тургенева?

— Какие чувства вызывает Матрёна: сочувствие, жалость, раздражение или восхищение? Обоснуйте своё мнение.

— Почему рассказ начинается с «загадки»: «ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход»? Можно ли догадаться, после чего?

— Какое впечатление производит язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?

III. Групповая работа:

Группа 1.
Фрагмент с начала рассказа до слов «…в жизни рабочего человека».

Прокомментируйте местные слова: нутряная, пображивать, подпыривать, кондовую, лопотно, подпруженной, не так уборно.

Какой характер они придают повествованию?

Прочитайте выразительно начало части 1 со слов «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни…» до слов «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!».

Что радовало рассказчика, который вернулся в «нутряную Россию»?

Прочитайте описание посёлка Торфопродукт. Какие чувства оно вызывает?

Найдите описание внешнего вида дома Матрёны. Какие мысли вызвал вид дома у рассказчика? Почему?

Озаглавьте эту часть рассказа.

Группа 2.
Фрагмент со слов «Просторная изба…» до слов «…глядя в окошко на улицу».

Прокомментируйте местные слова и выражения: угожей, утрафишь, грево, картовь необлупленная, суп картонный, неурядное.

Что значит работать «за палочки трудодней»? Какие ещё приметы времени есть в этом фрагменте?

Прочитайте выразительно описания интерьера избы Матрёны.

Что поражает современного читателя в описании избы?

Почему рассказчик свыкся с неудобствами в доме Матрёны?

Почему в шуршании тараканов «не было лжи»?

Озаглавьте эту часть рассказа.

Группа 3.
Фрагмент со слов «В ту осень много было у Матрёны обид…» до слов «…она уходила со своими вилами».

Прокомментируйте местные слова: перенашивать, иззаботилась, любота, дуель, летось, сколища и др.

Прочитайте, как Матрёна добивалась назначения пенсии.

Какие бюрократические порядки характеризуют государственное устройство России тех лет?

Почему жители деревни воровали торф?

Почему Матрёна помогала колхозу, хотя по болезни не была колхозницей?

Озаглавьте эту часть рассказа.

Группа 4.
Фрагмент со слов «Но не колхоз только…» до конца части 1.

Прокомментируйте местные слова: вопрятаешь, тижелью, неуладкой, забудни, из колотной житёнки.

Почему Матрёна не могла вылечить свою «немочь»?

Прочитайте по ролям отрывок со слов «Дела звали к жизни» до слов «Маненько и я спокой увидала, Игнатич».

Какие события были для Матрёны «счастьем»?

О каких событиях в жизни России Матрёна и Игнатич узнавали по радио?

Озаглавьте эту часть рассказа.

Обобщающая беседа:

На какие факты жизни деревни и всей страны обращает внимание писатель? Почему? Какую оценку им даёт?

Вопросы 6—9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Образ рассказчика
Практическая работа. Составление таблицы «Чувства рассказчика».

— Что в жизни послевоенной деревни, райцентра и всей страны вызывает у рассказчика светлые чувства, а что — раздражение?


ТАБЛИЦА
«Чувства рассказчика» (по рассказу "Матрёнин двор")

Светлые чувства

Раздражение

«Хотелось в среднюю полосу, без жары, с лиственным рокотом леса»

«Каждую букву в моих документах перещупали»

«Высокое Поле. От одного названия веселела душа»

«Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!». «Председатель… свёл под корень изрядно гектаров леса, а себе получил Героя Социалистического Труда»

«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий». «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне»

«Жребий мой был — поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом… с двумя яркими рублёвыми плакатами»

«Удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся…»

«Пенсии ей не платили… Она работала… за палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»

«Изба Матрёны… вполне была хороша»

«Крупной картошки… огород её не давал»

«Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица…»

«Наворочено было много несправедливостей с Матрёной»


Таблица может быть продолжена другими примерами и завершена дома.

Аналитическая беседа:

— Каков авторский пафос изображения деревни Тальново?

— Почему о тараканах и мышах рассказчик говорит спокойно, а о порядках в деревне — с раздражением?

— Охарактеризуйте рассказчика. Что для него важно, а что второстепенно? Приведите примеры авторского юмора.

— Проследите жизненный путь учителя Игнатича. Как относилась к нему Матрёна? Почему они «жили запросто»?

— Подберите цитаты на тему «Художественное пространство рассказа» и заполните цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
«Художественное пространство рассказа»

Изба и двор Матрёны

Деревня Тальново

Близлежащие территории (посёлок, райцентр, областной город)

Россия и мир

    

    

    

    

    

    

    

    





Работа может быть завершена дома.

Обобщающая беседа:

Ограничивается ли художественное пространство рассказа деревней Тальново?

*Какие сквозные образы связаны с художественным пространством рассказа?

*В чём их символический смысл?

Каково первоначальное название рассказа? Почему автор изменил его?

Как на примере частного случая из жизни одной крестьянки писатель рассказывает о судьбе деревни и целой страны?

Каким показан учитель Игнатич?

Итоговые вопросы:

О каких противоречиях в жизни послевоенной деревни повествует рассказ «Матрёнин двор»?

Как художественное пространство рассказа связано с размышлениями автора о мире и о человеке?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. И. Солженицына.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Дочитать рассказ до конца и подумать над вопросами 9—11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Групповые задания.

Составить планы сообщений о жизни героев рассказа: Матрёны, Игнатича, Фаддея, жителей деревни Тальново (по группам).



Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.