СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5 "Приемы звукописи в лирических произведениях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассматривает такие фонетические средства как анафора, эпифора, ассонанас и аллитерация.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5 "Приемы звукописи в лирических произведениях"»

Приемы звукописи Звукопись - прием усиления изобразительности литературного текста преимущественно стихотворной формы посредством повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Является универсальным фонетическим средством.

Приемы звукописи

Звукопись - прием усиления изобразительности литературного текста преимущественно стихотворной формы посредством повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Является универсальным фонетическим средством.

Традиционно звукопись дифференцируется по 4 видам ( в рамках  экзамена могут встретиться все 4 варианта ) Аллитерация Ассонанс Анафора Эпифора

Традиционно звукопись дифференцируется по 4 видам ( в рамках экзамена могут встретиться все 4 варианта )

Аллитерация

Ассонанс

Анафора

Эпифора

« Дозировать аллитерацию надо  до чрезвычайности осторожно и  по возможности не выпирающими  наружу повторами»  В. В. Маяковский Аллитерация – повторение согласных звуков. На слух мы можем уловить его в предударном положении или в начале слова. Так, согласные могут быть не только одинаковы по звучанию, но и по признаку глухости-громкости, например. Функции аллитерации: визуальная и эмоциональная окраска придание словам музыкальной природы

« Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами» В. В. Маяковский

Аллитерация – повторение согласных звуков. На слух мы можем уловить его в предударном положении или в начале слова. Так, согласные могут быть не только одинаковы по звучанию, но и по признаку глухости-громкости, например.

Функции аллитерации:

  • визуальная и эмоциональная окраска
  • придание словам музыкальной природы
часто встречающиеся примеры:  Ч ере з  ч а с от с юда  Морозом выпитые лужи  В ч и с тый переулок  Хр устят и хр упки, как хр усталь  Выте ч ет по ч еловеку ваш  Обрюзгший жир И. Северянин В. В. Маяковский

часто встречающиеся примеры:

Ч ере з ч а с от с юда

Морозом выпитые лужи

В ч и с тый переулок

Хр устят и хр упки, как хр усталь

Выте ч ет по ч еловеку ваш

Обрюзгший жир

И. Северянин

В. В. Маяковский

Ассонанс – повторение гласных звуков. В основном повторяются ударные звуки. Зачастую ассонанс характеризуется неточной рифмой: совпадают гласные, но не совпадают согласные (огромность – опомнюсь; жажда – жалость). Функции ассонанса: создание неточной рифмы (созвучие одних гласных: по яс- по езд) подчеркивание длительности и характерности гласных

Ассонанс – повторение гласных звуков. В основном повторяются ударные звуки. Зачастую ассонанс характеризуется неточной рифмой: совпадают гласные, но не совпадают согласные (огромность – опомнюсь; жажда – жалость).

Функции ассонанса:

  • создание неточной рифмы (созвучие одних гласных: по яс- по езд)
  • подчеркивание длительности и характерности гласных
Часто встречающиеся примеры: Белеет п а рус одинокий Тих а укр а инская ночь. В тум а не моря голубом, Прозр а чно небо. Звезды блещут. Чт о ищет о н в стране далекой? Св о ей дрем о ты прев о змочь Чт о кинул о н в краю родн о м? Не х о чет в о здух. Чуть трепещут М. Ю. Лермонтов Сребристых т о полей листы. А. С. Пушкин

Часто встречающиеся примеры:

Белеет п а рус одинокий

Тих а укр а инская ночь.

В тум а не моря голубом,

Прозр а чно небо. Звезды блещут.

Чт о ищет о н в стране далекой?

Св о ей дрем о ты прев о змочь

Чт о кинул о н в краю родн о м?

Не х о чет в о здух. Чуть трепещут

М. Ю. Лермонтов

Сребристых т о полей листы.

А. С. Пушкин

Анафора – повторение одинаковых слов или сходных звуков в начале строфы. Составляет особенность аллитерационного стиха. Функции анафоры: придание экспрессивности определенным значимым словам создание эффекта приближения конфликта или кульминации создание эффекта чередующихся событий усиление ритма Чтобы определить анафору и не запутаться, стоит разобраться в видах этого фонетического средства…

Анафора – повторение одинаковых слов или сходных звуков в начале строфы. Составляет особенность аллитерационного стиха.

Функции анафоры:

  • придание экспрессивности определенным значимым словам
  • создание эффекта приближения конфликта или кульминации
  • создание эффекта чередующихся событий
  • усиление ритма

Чтобы определить анафору и не запутаться, стоит разобраться в видах этого фонетического средства…

А. звуковая   Грозой снесенные мосты  Гроба с размытого кладбища (А. С. Пушкин) В. морфемная  Черноглазую девицу,  Черноглазого коня! (М. Ю. Лермонтов)  С. лексическая  Не напрасно дули ветры  Не напрасно шла гроза (С. А. Есенин) D. синтаксическая  Брожу ли я вдоль улиц шумных,  Вхожу ль во многолюдный храм (А. С. Пушкин)

А. звуковая

Грозой снесенные мосты

Гроба с размытого кладбища (А. С. Пушкин)

В. морфемная

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня! (М. Ю. Лермонтов)

С. лексическая

Не напрасно дули ветры

Не напрасно шла гроза (С. А. Есенин)

D. синтаксическая

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм (А. С. Пушкин)

Эпифора – повторение одинаковых слов или сходных звуков в конце строфы. Функции эпифоры: усиление параллельной связи усиление значимости  Милый друг, и в этом тихом доме  Лихорадка бьет меня.  Не найти мне места в тихом доме  Возле мирного огня (А. А. Блок)

Эпифора – повторение одинаковых слов или сходных звуков в конце строфы.

Функции эпифоры:

  • усиление параллельной связи
  • усиление значимости

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня (А. А. Блок)