Урок 5
Речевой этикет: слова просьбы и ИЗВИНЕНИя.
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, практического овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что?); осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Придумано кем-то просто и мудро −
При встрече здороваться: … («Доброе утро!»)
Доброе утро! − солнцу и птицам.
Доброе утро! − улыбчивым лицам.
− Услышишь «Доброе утро!» − и сразу становится теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?
II. Введение в тему урока.
Речевое общение (упражнение 1) (К.).
Учитель читает стихотворение из учебника (с. 16–17) до слов «И с тех пор я присмирел…».
− Поделитесь впечатлениями. Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Добрые тёплые слова, улыбка, доброжелательные взгляды.)
Учитель дочитывает стихотворение до конца.
− Как теперь звучат просьбы старшего брата? Почему?
Учитель показывает книгу В. Осеевой «Волшебное слово» и рекомендует её для чтения.
− Добрые слова – цветы человеческой души.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
− Тема нашего урока – «Речевой этикет». (Запись на доске.) Сегодня вы разыграете ситуации использования слов приветствия и благодарности, научитесь писать ещё одно доброе, волшебное слово.
Словарная работа (П. + К.).
− Отгадайте, какое слово изменило героя стихотворения?
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю … («пожалуйста»).
Речевое общение (упражнение 2).
− Откройте учебник. Прочитайте слово «пожалуйста» орфографически правильно. Запомните.
− Рассмотрите рисунки. Где происходит действие? Что произошло? Прочитайте вежливые слова.
− Воспроизведите разговор между учительницей и девочкой.
Выполнение упражнения 3 в рубрике «Если осталось время».
Разграничение слов, отвечающих на вопросы кто? что?
− Посмотрите вокруг. Нас окружает целый мир. Маленький человек, познавая его, хочет знать, как называется всё то, что его окружает: люди, животные, предметы. Он ещё не умеет говорить и на всё окружающее показывает пальчиком, как бы спрашивая: что это? А вот первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим их предметам и явлениям, тем самым, о которых спрашивают: что это? кто это?
− Прочитайте сведения о языке – «Тайны языка». Что вы узнали? (П.)
− Устно закончите предложения в упражнении 4 на с. 18. Обратите внимание на вопросы. Используйте слова-подсказки.
− Прочитайте задание к упражнению. Какие слова надо выписать? (Слова, которые отвечают на вопрос «кто?».)
Мы найдём слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
− С помощью слов можно творить чудеса. Рассмотрите предметные картинки в упражнении 5 на с. 19. На какие группы их можно разделить?
− Запишите слова, которые отвечают на вопрос что?
2. Работа в тетради «Русский язык».
Всему название дано −
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз, −
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, −
Означено словами.
А. Шибаев
− На какие вопросы отвечают слова и что они называют?
Физкультминутка (Л. + Р.)
Наши пальчики сплетём,
Руки вытянем потом.
Пальцы выгнутся чуть-чуть –
Их расслабить не забудь.
Учащиеся сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы.
Упражнение «Чистописание» (Р.).
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 14 (Р.).
Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 14 (Р.).
− Прочитайте слова. (Слова из упражнения 4 вынесены на слайд.)
− Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:
Кто, кто в этой комнате живёт?
Кто, кто вместе с солнышком встаёт?
– Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Брат, ребята, попугай, братишка, девочка, сестра.) Докажите свой выбор (П. + К.).
– Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.
Прочитайте слова. На какие вопросы они отвечают? Для каждого слова предлагаются две звуковые модели, но только одна из них правильная. Ваша задача – соединить стрелкой слово и правильную звуковую модель.
После самостоятельной работы проводится взаимопроверка (К.).
− Почему вы выбрали именно эти модели?
Упражнение в постановке вопросов кто? что? к словам.
На доске запись: Кто это? Что это?
– Распределите слова из упражнения 4 в два столбика. Запишите их в тетрадь. О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? (Живой или неживой предмет они обозначают.)
Упражнения 5–6 «Спиши текст».
Ученик ты будешь славный,
Коль начнёшь писать с заглавной
И возьмёшь в соображение
Точкой кончить предложение!
− Прочитайте слова. Как должно быть обозначено первое слово в предложении? Впишите пропущенные слова в предложения.
− Какие знаки надо поставить в конце данных предложений? Объясните свой выбор. Прочитайте предложения. О каких волшебных словах в них говорится? Как вы догадались, ведь слова не назывались?
Подготовка к списыванию. Списывание предложений.
Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся выполняли все правила списывания.
Письмо по памяти (П.).
− Вспомните и запишите волшебные слова, которые делают людей добрее. Буквенные схемы этих слов помогут вам. (Даны схемы слов «до свидания», «пожалуйста».)
Проводится самопроверка (К. + Р.).
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности (К. + П.).
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Будем вежливы всегда!»
Занимательный материал (П.).
− Удалось ли вам разгадать загадки-ребусы рубрики «Переменка»? (Тигр, витрина.) Задайте вопросы к словам-отгадкам.
− Какие слова-названия вы сегодня учились разграничивать?
Какие слова-названия отвечают на вопрос кто? а на вопрос что?
Игра «Волшебные превращения» (П.).
Слова: коса, мак, капля, сон.
– Какой вопрос вы зададите к данным словам? Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом.)
6