СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРОСЬБЫ И ИЗВИНЕНИЯ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КТО?», «ЧТО?».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, практического овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРОСЬБЫ И ИЗВИНЕНИЯ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КТО?», «ЧТО?».»

Урок 5
Речевой этикет: слова просьбы и ИЗВИНЕНИя.
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, практического овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что?); осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.

Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.

Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто.

Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

Придумано кем-то просто и мудро −

При встрече здороваться: … («Доброе утро!»)

Доброе утро! − солнцу и птицам.

Доброе утро! − улыбчивым лицам.

− Услышишь «Доброе утро!» − и сразу становится теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

II. Введение в тему урока.

Речевое общение (упражнение 1) (К.).

Учитель читает стихотворение из учебника (с. 16–17) до слов «И с тех пор я присмирел…».

− Поделитесь впечатлениями. Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Добрые тёплые слова, улыбка, доброжелательные взгляды.)

Учитель дочитывает стихотворение до конца.

− Как теперь звучат просьбы старшего брата? Почему?

Учитель показывает книгу В. Осеевой «Волшебное слово» и рекомендует её для чтения.

− Добрые слова – цветы человеческой души.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться всем спешат.

III. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

− Тема нашего урока – «Речевой этикет». (Запись на доске.) Сегодня вы разыграете ситуации использования слов приветствия и благодарности, научитесь писать ещё одно доброе, волшебное слово.

Словарная работа (П. + К.).

− Отгадайте, какое слово изменило героя стихотворения?

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю … («пожалуйста»).

Речевое общение (упражнение 2).

− Откройте учебник. Прочитайте слово «пожалуйста» орфографически правильно. Запомните.

− Рассмотрите рисунки. Где происходит действие? Что произошло? Прочитайте вежливые слова.

− Воспроизведите разговор между учительницей и девочкой.

Выполнение упражнения 3 в рубрике «Если осталось время».

Разграничение слов, отвечающих на вопросы кто? что?

− Посмотрите вокруг. Нас окружает целый мир. Маленький человек, познавая его, хочет знать, как называется всё то, что его окружает: люди, животные, предметы. Он ещё не умеет говорить и на всё окружающее показывает пальчиком, как бы спрашивая: что это? А вот первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим их предметам и явлениям, тем самым, о которых спрашивают: что это? кто это?

− Прочитайте сведения о языке – «Тайны языка». Что вы узнали? (П.)

− Устно закончите предложения в упражнении 4 на с. 18. Обратите внимание на вопросы. Используйте слова-подсказки.

− Прочитайте задание к упражнению. Какие слова надо выписать? (Слова, которые отвечают на вопрос «кто?».)

Мы найдём слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

− С помощью слов можно творить чудеса. Рассмотрите предметные картинки в упражнении 5 на с. 19. На какие группы их можно разделить?

− Запишите слова, которые отвечают на вопрос что?

2. Работа в тетради «Русский язык».

Всему название дано −

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, −

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, −

Означено словами.

А. Шибаев

− На какие вопросы отвечают слова и что они называют?

Физкультминутка (Л. + Р.)

Наши пальчики сплетём,

Руки вытянем потом.

Пальцы выгнутся чуть-чуть –

Их расслабить не забудь.

Учащиеся сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы.

Упражнение «Чистописание» (Р.).

Упражнение 1 «Дорисуй», с. 14 (Р.).

Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 14 (Р.).

− Прочитайте слова. (Слова из упражнения 4 вынесены на слайд.)

− Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:

Кто, кто в этой комнате живёт?

Кто, кто вместе с солнышком встаёт?

– Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Брат, ребята, попугай, братишка, девочка, сестра.) Докажите свой выбор (П. + К.).

– Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.

Прочитайте слова. На какие вопросы они отвечают? Для каждого слова предлагаются две звуковые модели, но только одна из них правильная. Ваша задача – соединить стрелкой слово и правильную звуковую модель.

После самостоятельной работы проводится взаимопроверка (К.).

− Почему вы выбрали именно эти модели?

Упражнение в постановке вопросов кто? что? к словам.

На доске запись: Кто это? Что это?

– Распределите слова из упражнения 4 в два столбика. Запишите их в тетрадь. О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? (Живой или неживой предмет они обозначают.)

Упражнения 5–6 «Спиши текст».

Ученик ты будешь славный,

Коль начнёшь писать с заглавной

И возьмёшь в соображение

Точкой кончить предложение!

− Прочитайте слова. Как должно быть обозначено первое слово в предложении? Впишите пропущенные слова в предложения.

− Какие знаки надо поставить в конце данных предложений? Объясните свой выбор. Прочитайте предложения. О каких волшебных словах в них говорится? Как вы догадались, ведь слова не назывались?

Подготовка к списыванию. Списывание предложений.

Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся выполняли все правила списывания.

Письмо по памяти (П.).

− Вспомните и запишите волшебные слова, которые делают людей добрее. Буквенные схемы этих слов помогут вам. (Даны схемы слов «до свидания», «пожалуйста».)

Проводится самопроверка (К. + Р.).

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности (К. + П.).

Пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Будем вежливы всегда!»

Занимательный материал (П.).

− Удалось ли вам разгадать загадки-ребусы рубрики «Переменка»? (Тигр, витрина.) Задайте вопросы к словам-отгадкам.

− Какие слова-названия вы сегодня учились разграничивать?

Какие слова-названия отвечают на вопрос кто? а на вопрос что?

Игра «Волшебные превращения» (П.).

Слова: коса, мак, капля, сон.

– Какой вопрос вы зададите к данным словам? Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом.)



6