Урок 54. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души».
Обзор содержания, история создания поэмы
Основное содержание урока
Хронология жизни и творчества Н. В. Гоголя. Проблематика и поэтика первых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Первоначальный замысел Н. В. Гоголя и идея «Мёртвых душ». Смысл названия поэмы и причины её незавершённости. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием.
Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Гоголя. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, жанра и композиции.
I. Хронология жизни и творчества Н. В. Гоголя.
Проблематика и поэтика первых сборников:
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»; идейный смысл пьесы «Ревизор» и повести «Шинель» (с обобщением ранее изученного)
Лекция учителя с включением сообщений учащихся.
Основные положения лекции учителя:
1. Гоголь получил строго религиозное воспитание. Уже в детстве он проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, борьбе за справедливость. Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий. Средств для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актёрском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла разочарование. Но публикация в 1830 году повести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей.
2. Ранний Гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убеждён, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через своё сердце страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
II. Вступительная беседа о произведениях Гоголя, изученных в 5—8 классах:
— Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни в «Вечерах…»?
Какова роль образа Рудого Панька? Почему герои «Вечеров…» могут победить тёмные силы?
Какова роль фантастики в сборнике? (Или сообщение учащегося о сборнике «Вечера…».)
— В чём особенности сборника «Миргород»?
Какие проблемы поставлены в «Тарасе Бульбе»?
Что нужно, чтобы не была уничтожена прославленная Гоголем «русская сила»? (Или сообщение учащегося о сборнике «Миргород».)
— В чём особенности образа города в пьесе «Ревизор»?
Каков смысл основных этапов сюжета комедии?
В чём новаторство Гоголя в изображении Хлестакова? (Или сообщение учащегося о пьесе «Ревизор».)
— Как в повести «Шинель» продолжается тема «маленького человека»?
Каковы причины авторского сочувствия и иронии по отношению к Башмачкину?
Против чего направлена повесть «Шинель»? (Или сообщение учащегося о «Петербургских повестях» и повести «Шинель».)
III. Продолжение лекции учителя:
3. Главным орудием в усовершенствовании жизни Гоголь считал смех. Но смешное в его произведениях претерпевает эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров…» он поднимается до иронии в повестях «Миргорода». В «Ревизоре» в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротеске. В «Шинели» смех проступает «сквозь невидимые миру слёзы», ирония по отношению к Башмачкину переплетается с авторским сочувствием ему. Смех Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые занимают в его творчестве всё большее место.
4. Критик И. Золотусский в книге «Поэзия прозы» указывал, что «влияние Гоголя на нашу литературу было прежде всего влияние “Мёртвых душ”. Тут был задан масштаб, дана панорама, в которой жизнь России хоть и отразилась как бы в перевёрнутом зеркале — как отражаются в стекле вод стоящие по сторонам этих вод горы и леса (любимый образ отражённого мира у Гоголя), — но отразилась во всей широте русской замашки».
IV. Первоначальный замысел Гоголя и идея «Мёртвых душ»
Продолжение лекции учителя:
5. В 1842 году появился первый том «Мёртвых душ» — первая часть трёхтомного замысла, навеянная трёхчастной композицией «Божественной комедии» Данте. Гоголь хотел показать миру путь нравственного очищения человека, который проходит испытания страданием и становится идеальным.
6. Создание «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь осознавал как главное дело своей жизни, которое он обязан выполнить, так как это предначертание Божье. С ранних лет в переписке писателя мелькают замечания о его предназначении:
— «Я сделаюсь человеком известным…» — пытается поступить в театр.
— «Меня ожидает просторный круг действий» — служба в Департаменте уделов.
— «Я сделаю даже что-то для общего добра» — чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете.
— «Назначение человека — служить, и вся жизнь есть служба…… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил всё: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом своё творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей» — рождение замысла «Мёртвых душ».
7. Хронология работы над поэмой также прослеживается в переписке:
— 1835 год, октябрь — «Начал писать „Мёртвые души“... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
— 1836 год, ноябрь — «Всё начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нём!» — 1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин... и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».
— 1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что всё во мне почувствовало сладкий трепет».
— 1842 год, май — «„Мёртвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».
V. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием
Продолжение лекции учителя:
8. В 11-й главе «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «ещё немало пути и дороги придётся им пройти вдвоём рука об руку; две большие части впереди — это не безделица». «Две большие части впереди» — о чём это? Поэма была задумана в трёх томах, а по широте охвата действительности и пафосу должна быть подобна эпическим поэмам Гомера. «Божественная комедия» Данте состояла из трёх частей. Этой дорогой (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — Рай) Гоголь решил провести своих героев, веря в духовное возрождение каждого. Но Гоголь переосмыслил сюжет поэмы Данте, создавая произведение о возрождении человеческого духа. Герои Гоголя должны были совершить духовный путь по кругам ада, очистить себя страданиями и раскаянием и стать идеальными. Цель поэмы Гоголь считал воспитательной. Он желал показать путь преображения порочных героев в положительных, указав всем дорогу спасения от дьявола, сеющего зло.
9. Гоголь мечтал показать богатство русской национальной души, но в первом томе действуют моральные уроды, души которых омертвели. Чтобы показать «всю Русь», Гоголь соединяет в «Мёртвых душах» черты романа-путешествия, романа-воспоминания (сведения о прошлом Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (Чичиков замышляет грандиозный обманный проект, который обязательно удастся, так как продуман до мелочей).
VI. Смысл названия поэмы и причины её незавершённости
Продолжение лекции учителя:
10. Н. В. Гоголь вкладывал в название «Мёртвые души» несколько смыслов:
— Мёртвые души — это товар, который покупает Чичиков, потому что в душах измерялось количество крепостных крестьян мужского пола, принадлежащих помещикам. Но Чичиков хочет купить их за бесценок, потому что крепостные крестьяне уже умерли и только по документам (ревизским сказкам) некоторое время числятся как живые.
— Мёртвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она омертвела.
— Мёртвые души — это абсурдное словосочетание, так как в христианстве человеческая душа бессмертна. Даже после смерти живые души праведников пребывают в Раю, а души грешников горят в аду.
— Название поэмы содержит глубокий духовный смысл: мёртвые души — это духовно умершие души. Но если в человеческой душе таится жизнь — образ Божий, у человека есть надежда на духовное возрождение.
11. Свой труд Н. В. Гоголь посвящает России, и это рождает жизнеутверждающий пафос, которым проникнуто повествование. Над второй частью писатель бился до изнеможения, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжён. «Мёртвые души» были задуманы как произведение колоссального масштаба и общечеловеческого смысла, но у писателя не было жизненного образца положительного героя, который мыслился только как отвлечённая религиозно-нравственная идея, поэтому замысел поэмы с самого начала был невыполним. Жанр поэмы включал в себя эпический размах и лирическое начало, которое по ходу повествования должно было усиливаться, превращая произведение в пророчество, поучение, мораль, религиозно-мистическое прозрение.
12. В 1848 году снова началась работа над вторым томом «Мёртвых душ», и в феврале 1852 года вновь он был сожжён. Н. В. Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы — отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 года. «Второй том „Мёртвых душ“ стал для Н. В. Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из неё», — говорил один из его ближайших друзей П. В. Анненков.
(Сообщение учащегося о памятниках Гоголю в Москве и чтение фрагментов стихотворения Б. Чичибабина «Путешествие к Гоголю»; см. http://rupoem.ru/chichibabin/ all.aspx#kak-uteshitelnotixa-i.)
VII. Беседа о содержании поэмы:
— Перескажите кратко сюжет «Мёртвых душ». Есть ли в поэме несоответствия сюжета и фабулы? В чём простота гоголевского сюжета?
— Оцените обманную задумку Чичикова. Как она характеризует героя?
— Почему его план покупки мёртвых душ и получение за них денег сорвались? Прокомментируйте этот факт на уровне сюжета (Чичикова выдали Ноздрёв и Коробочка) и на уровне философской позиции автора (чтобы встать на путь очищения души, нужно перестать совершать поступки, неугодные Господу).
VIII. Практическая работа.
Выделение этапов развития сюжета, определение художественной функции внесюжетных элементов композиции поэмы.
Составление таблицы «Композиционная структура поэмы»:
ТАБЛИЦА «Композиционная структура поэмы "Мёртвые души"» |
Глава | Цепь событий | Этапы развития сюжета и внесюжетные элементы |
I | Приезд Чичикова в губернский город N | Экспозиция. Завязка. Лирическое отступление о толстых и тонких |
II | Чичиков у Манилова. Манилов отдаёт мёртвые души даром | Развитие действия |
III | Чичиков у Коробочки. Платит за все мёртвые души пятнадцать рублей | Развитие действия |
IV | Чичиков у Ноздрёва. Ноздрёв не продаёт мёртвые души | Развитие действия |
V | Чичиков у Собакевича. Покупает мёртвые души по два рубля с полтиной | Развитие действия. Лирическое отступление о метком русском слове |
VI | Чичиков у Плюшкина. Покупает мёртвые души по тридцать копеек. История жизни Плюшкина | Развитие действия. Лирическое отступление об ушедшей юности |
VII | Чичиков в казённой палате совершает купчую крепость. Обед у полицмейстера | Развитие действия. Лирическое отступление о поприще писателя |
VIII | Чичиков на балу у губернатора. Ноздрёв и Коробочка выдают тайну Чичикова | Развитие действия |
IX | Разговор двух дам. Чичикова принимают за разбойника | Развитие действия |
X | Чиновники у полицмейстера. Смерть прокурора. Слухи о Чичикове достигают критической точки | Развитие действия. Кульминация. Повесть о капитане Копейкине. Лирическое отступление о человеческих заблуждениях |
XI | Чичиков поспешно уезжает из города. История жизни Чичикова | Развязка. Лирическое отступление о дороге, о необъятной Руси, о человеческих страстях, о Руси-тройке. Притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче |
— Какова роль в поэме внесюжетных элементов?
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
IX. Чтение и обсуждение статьи учебника «В творческой лаборатории Н.В. Гоголя».
В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
Н. В. ГОГОЛЯ
«Мертвые души» — величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все — и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» — это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть».
Ю. Манн. «В поисках живой души»
«Если эта поэма по справедливости может назваться памятником его как писателя, то с неменьшей основательностью позволено сказать, что с ней готовил он себе и гробницу как человеку. «Мертвые души» была та подвижническая келья, в которой он бился и страдал до тех пор, пока вынесли его бездыханным из нее».
П. В. Анненков
С. И. Машинский отмечал, что «главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами».
Еще только начав писать это произведение, Гоголь проникся убеждением в его исключительной важности, в том, что оно должно сыграть какую-то особую роль в судьбах России и тем прославить имя автора. Он писал Жуковскому: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек. Это великий перелом, великая эпоха моей жизни».
Сколь бы, однако, ни было велико значение «Мертвых душ», нет нужды противопоставлять их предшествующему творчеству писателя. Без «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода», «Петербургских повестей» и «Ревизора» не было бы «Мертвых душ». Развитие творчества Гоголя шло необыкновенно быстро, интенсивно. Между выходом в свет первого цикла его повестей и началом работы над «Мертвыми душами» прошло всего три-четыре года. Но громадный художественный опыт, приобретенный Гоголем в процессе работы над своими первыми произведениями, дал возможность создать гениальную поэму.
Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно не изобретателен на сюжеты. С великим трудом давался ему сюжет каждого произведения. Ему нужен был всегда внешний толчок, чтобы окрылить фантазию. Сюжетом «Мертвых душ» Гоголь был обязан Пушкину, давно внушавшему ему мысль написать большое эпическое произведение. Об этом вспоминал Гоголь в «Авторской исповеди». Пушкин рассказал Гоголю историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете(1) и получить изрядную ссуду. История эта могла показаться Гоголю не более диковинной, чем та, о которой он рассказал в только что законченной повести «Нос».
1. Опеку́нский совет — ведомство, которое заботилось о вдовах, сиротах и о внебрачных детях.
Художественная структура «Мертвых душ» очень своеобразна. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
С. Машинский. «Художественный, мир Гоголя»
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» :
1. Как оценки Ю. Манна, В. Коровина, П. Анненкова помогают Вам осознать громадность подвига и глубину страдания автора знаменитой поэмы «Мертвые души»? Прочитайте ее, познакомьтесь с литературой о ней, например, с книгой Ю. Майна «В поисках живой души».
2. Подумайте, чем интересны герои. В чем смысл поэмы? Какую роль она сыграла в судьбе писателя?
3. Согласны ли Вы с рассуждениями литературоведа С. Машинского? Что в его суждениях близко Вам и особенно заинтересовало Вас?
4. Какие герои Н. В. Гоголя видят в себе «значительную» персону, а на самом деле представляют собой «сочетание реальной мизерности, духовной нищеты»?
Групповая работа.
Запись основных положений статей учебника (работа может быть завершена дома):
Группа 1. «О поэме „Мёртвые души“».
Группа 2. «Гоголь читает „Мёртвые души“» и «Критика».
Группа 3. «Второй том „Мёртвых душ“» и «Кризис».
Итоговые вопросы:
Какую творческую задачу ставил перед собой Гоголь в поэме?
Почему Гоголь не сумел завершить «Мёртвые души?»
Домашнее задание
Подготовить рассказ о Н. В. Гоголе с использованием статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» и выполнением задания учебника из раздела «Развиваем дар слова».
Устно ответить на вопросы 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Используя материалы статьи учебника «Замысел „Мёртвых душ“», подготовить развёрнутый план сообщения о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции поэмы.
Перечитать главы II - VI.
Групповые задания.
Подготовиться к анализу эпизодов купли-продажи мёртвых душ,
пользуясь данным планом:
1. Назовите героев эпизода. Где происходит действие?
2. Каков основной конфликт диалога каждого помещика с Чичиковым? Какие черты характера героев выявляются в диалогах?
3. Какие чувства испытывают помещики, узнав, что Чичиков покупает мёртвые души? Какими способами описывается их состояние?
4. Чего опасаются «продавцы» мёртвых душ?
5. Какие детали поведения и речи помещиков индивидуализируют каждый образ, делают его неповторимым?
6. Каково отношение помещиков к умершим крестьянам?
7. Какие черты характера Чичикова показывают сцены купли-продажи мёртвых душ? Как Чичиков объясняет своё желание совершить сделку?
8. За какую цену он покупает мёртвые души у каждого помещика и как это характеризует героев?
9. Каков эмоциональный пафос каждого эпизода?
10. Каково место каждого эпизода в композиции главы и поэме в целом?
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.