СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 54. С. МИХАЛКОВ «В СНЕГУ СТОЯЛА ЕЛОЧКА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением С. Михалкова «В снегу стояла елочка»; способствовать формированию навыков сознательного выразительного чтения, развитию творческого воображения и эмоциональной сферы, пополнению и активизации словарного запаса; содействовать воспитанию гуманной личности, бережно относящейся к богатствам и красоте природы.

Просмотр содержимого документа
«Урок 54. С. МИХАЛКОВ «В СНЕГУ СТОЯЛА ЕЛОЧКА».»

Урок 54. С. Михалков «В снегу стояла елочка»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением С. Михалкова «В снегу стояла елочка»; способствовать
формированию навыков сознательного выразительного чтения, развитию творческого воображения и эмоциональной сферы, пополнению и активизации словарного запаса; содействовать воспитанию гуманной личности, бережно относящейся к богатствам и красоте
природы

Планируемые результаты

Предметные: выразительно читают стихотворение (выбирают интонацию, передающую настроение героя, определяют тон и темп чтения)

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения;

регулятивные: проговаривают вслух последовательность действий; оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;

коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: снежинки из бумаги со стихами русских поэтов, карточки с заданиями для работы в группах и парах, шаблон елочки и украшения для нее, иллюстрации, портрет С. Михалкова


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала
урока

Прозвенел опять звонок!

Можно начинать урок?

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели!

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите своему соседу вместе с улыбкой хорошее настроение

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку

Организовывают
рабочее место, психологически и эмоционально настраиваются на урок

II. Актуализация опорных знаний.

Литературный диктант

– Какой раздел мы закончили изучать?

– Произведения каких авторов вы изучили? Напишем литературный диктант. Я буду зачитывать отрывки
из произведений, а вы – записывать фамилию автора
(см. Ресурсный материал).

Взаимопроверка.

– Подчеркните фамилии поэтов.

– Назовите написанные ими произведения.

– Чем они похожи?

– Каких поэтов вы еще знаете?

– Для чего важно знать авторов, названия произведений, их содержание?

– «Снежок порхает, кружится…».






– Суриков, Некрасов.

– «Детство», «Саша».

– Темой (дети, зима).


– Чтобы быть грамотным, а значит, культурным человеком, общаться
с другими людьми, участвовать и побеждать в конкурсах и т. д.

Осознанно строят речевое высказывание
в устной форме.

Осуществляют взаимный контроль, согласованно работают в группах и коллективе

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Постановка учебной задачи

– Какой большой праздник мы ждем зимой?

– Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что является символом Нового года.

Новый год встречаем с ней

В свете праздничных огней.

Любим мы ее иголки –

Украшаем нашу …

– Символом этого праздника является ель.

– Определите тему урока. О чем будем говорить?

– О чем мы будем читать в новом разделе?

– Один из самых любимых праздников и взрослых, и детей, несомненно, Новый год. Это праздник семейный, государственный или международный?

– Вспомните, кто ввел в России празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января?

– Новый год.






– Елку.


Высказывают свои предположения.





– Петр I.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества; аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой
проблеме.

Ориентируются в своей системе знаний.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Делают выводы в результате работы

2. Рассказ
учителя

Рассказывает о праздновании Нового года во времена Петра I (см. Ресурсный материал).

– Много песен, стихов, загадок сложено о елке. Мы познакомимся с произведением С. Михалкова.

– Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему?


– Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Слушают рассказ учителя.




– Стихотворение, так как С. Михалков пишет стихи о детях.

– Познакомиться с содержанием стихотворения С. Михалкова; научиться читать его выразительно или наизусть; выполнить модель обложки

3. Первичное восприятие

– Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Читает стихотворение


Внимательно слушают

4. Беседа по содержанию прочитанного

– Где происходят события?

– Кто герои стихотворения?

– Зачем они пришли в лес?

– О чем говорится в стихотворении?

– Что еще можете сказать о елке?

– Елка здесь показана как живая?

Отвечают на вопросы.



– О елке.


– С. Михалков показал здесь живую елку, ее переживания, страдания, радость и счастье

5. Словарная работа

– Какие слова непонятны?

Челочка – прядь волос на лбу.

Полутораметровая – высотой один метр с половиной.

Пришла в себя – очнулась

Повторяют новые слова

Физкультминутка

Снежинки спускаются с неба

Все ниже, все ниже...

Сугробы пушистого снега

Все выше, все выше...

Шаги уходящего года

Все тише, все тише...

А песенка Нового года

Все ближе, все ближе...


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Анализ стихотворения

– Прочитайте стихотворение про себя.

– Похоже ли оно на сказку? Выскажите свое мнение.

– Сколько в этом стихотворении строф?

– Какие чувства испытали в процессе чтения данного стихотворения?

– Рассмотрите иллюстрации и найдите подходящие
к ним слова из текста.

– Какие средства выразительности использует автор?

– Что такое эпитет?



– Найдите эпитеты.

– Как называется художественный прием, когда автор оживляет неживое?

– Найдите в стихотворении повторы.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.







Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное.


– Олицетворение

Умеют договариваться, находить общие решения.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Согласованно работают в группах и коллективе

7. Составление модели обложки (работа
в парах)

– Составьте модель обложки к произведению С. Михалкова «В снегу стояла елочка»

Составляют модель обложки к произведению


8. Самостоя-тельная работа
(учебник, с. 74, задание 3)


Выполняют задание в рабочей
тетради


IV. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением познакомились на уроке?

– Как автор относится к елочке?

– Рассмотрите портрет С. Михалкова. Что можно сказать о нем?

С. В. Михалков – красивый человек высокого роста, похожий на своего героя дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. Много лет назад, придумав дядю Стёпу, Михалков написал о нем прекрасные стихи. За долгую литературную жизнь писатель выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.

– Чем запомнился этот урок?

– Какое задание показалось легким?

– Были моменты, когда вы нуждались в помощи?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников


Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Читать стихотворение выразительно; нарисовать елочку (учебник, с. 73, задание 4); выучить стихотворение наизусть (по желанию)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено


Ресурсный материал

Литературный диктант

1) Самый первый снег робок и тих.

Ложится на черную октябрьскую землю:

«Ой, извините!».

2) Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

3) Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь дом заставили.

4) В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

5) Шел Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле еще осенние лужи были, в болотах воды полно, а лесные озера от ливней даже из берегов вышли.

Рассказ учителя о праздновании Нового года во времена Петра I

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XXI века. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.