Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел опять звонок! Можно начинать урок? Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели! – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите своему соседу вместе с улыбкой хорошее настроение | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку | Организовывают рабочее место, психологически и эмоционально настраиваются на урок |
II. Актуализация опорных знаний. Литературный диктант | – Какой раздел мы закончили изучать? – Произведения каких авторов вы изучили? Напишем литературный диктант. Я буду зачитывать отрывки из произведений, а вы – записывать фамилию автора (см. Ресурсный материал). Взаимопроверка. – Подчеркните фамилии поэтов. – Назовите написанные ими произведения. – Чем они похожи? – Каких поэтов вы еще знаете? – Для чего важно знать авторов, названия произведений, их содержание? | – «Снежок порхает, кружится…». – Суриков, Некрасов. – «Детство», «Саша». – Темой (дети, зима). – Чтобы быть грамотным, а значит, культурным человеком, общаться с другими людьми, участвовать и побеждать в конкурсах и т. д. | Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Осуществляют взаимный контроль, согласованно работают в группах и коллективе |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Постановка учебной задачи | – Какой большой праздник мы ждем зимой? – Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что является символом Нового года. Новый год встречаем с ней В свете праздничных огней. Любим мы ее иголки – Украшаем нашу … – Символом этого праздника является ель. – Определите тему урока. О чем будем говорить? – О чем мы будем читать в новом разделе? – Один из самых любимых праздников и взрослых, и детей, несомненно, Новый год. Это праздник семейный, государственный или международный? – Вспомните, кто ввел в России празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января? | – Новый год. – Елку. Высказывают свои предположения. – Петр I. | Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества; аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Делают выводы в результате работы |
2. Рассказ учителя | Рассказывает о праздновании Нового года во времена Петра I (см. Ресурсный материал). – Много песен, стихов, загадок сложено о елке. Мы познакомимся с произведением С. Михалкова. – Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему? – Какие учебные задачи мы поставим перед собой? | Слушают рассказ учителя. – Стихотворение, так как С. Михалков пишет стихи о детях. – Познакомиться с содержанием стихотворения С. Михалкова; научиться читать его выразительно или наизусть; выполнить модель обложки |
3. Первичное восприятие | – Как вы думаете, о чем это стихотворение? Читает стихотворение | Внимательно слушают |
4. Беседа по содержанию прочитанного | – Где происходят события? – Кто герои стихотворения? – Зачем они пришли в лес? – О чем говорится в стихотворении? – Что еще можете сказать о елке? – Елка здесь показана как живая? | Отвечают на вопросы. – О елке. – С. Михалков показал здесь живую елку, ее переживания, страдания, радость и счастье |
5. Словарная работа | – Какие слова непонятны? Челочка – прядь волос на лбу. Полутораметровая – высотой один метр с половиной. Пришла в себя – очнулась | Повторяют новые слова |
Физкультминутка | Снежинки спускаются с неба Все ниже, все ниже... Сугробы пушистого снега Все выше, все выше... | Шаги уходящего года Все тише, все тише... А песенка Нового года Все ближе, все ближе... | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6. Анализ стихотворения | – Прочитайте стихотворение про себя. – Похоже ли оно на сказку? Выскажите свое мнение. – Сколько в этом стихотворении строф? – Какие чувства испытали в процессе чтения данного стихотворения? – Рассмотрите иллюстрации и найдите подходящие к ним слова из текста. – Какие средства выразительности использует автор? – Что такое эпитет? – Найдите эпитеты. – Как называется художественный прием, когда автор оживляет неживое? – Найдите в стихотворении повторы. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. – Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное. – Олицетворение | Умеют договариваться, находить общие решения. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Согласованно работают в группах и коллективе |
7. Составление модели обложки (работа в парах) | – Составьте модель обложки к произведению С. Михалкова «В снегу стояла елочка» | Составляют модель обложки к произведению | |
8. Самостоя-тельная работа (учебник, с. 74, задание 3) | | Выполняют задание в рабочей тетради | |
IV. Итог урока. Рефлексия | – С каким произведением познакомились на уроке? – Как автор относится к елочке? – Рассмотрите портрет С. Михалкова. Что можно сказать о нем? С. В. Михалков – красивый человек высокого роста, похожий на своего героя дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. Много лет назад, придумав дядю Стёпу, Михалков написал о нем прекрасные стихи. За долгую литературную жизнь писатель выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых. – Чем запомнился этот урок? – Какое задание показалось легким? – Были моменты, когда вы нуждались в помощи? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Читать стихотворение выразительно; нарисовать елочку (учебник, с. 73, задание 4); выучить стихотворение наизусть (по желанию) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено |
1) Самый первый снег робок и тих.
«Ой, извините!».
По горе крутой.
3) Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь дом заставили.
Саша любила. Поутру в салазки
Полная счастья, с горы ледяной.
5) Шел Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле еще осенние лужи были, в болотах воды полно, а лесные озера от ливней даже из берегов вышли.
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XXI века. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.