Урок 57
А. ШИБАЕВ «ЧТО ЗА ШУТКИ?».
Г. Остер «ХОРОШО СПРЯТАННАЯ КОТЛЕТА»
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведений А. Шибаева «Что за шутки» и Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета»; создать условия для развития навыков правильного выразительного чтения; способствовать расширению и обогащению читательского опыта первоклассников.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; отличать стихотворный текст от прозаического, выражать чувства, передавать настроение в стихотворении, ориентироваться в заданиях учебника по значкам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: уметь оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека.
Ход урока
I. Включение в систему знаний.
1. Чтение стихотворения А. Шибаева «Что за шутки?».
− О каких шутках говорится в стихотворении?
2. Повторное чтение текста. Работа по вопросам учебника.
3. Чтение стихов и рассказов А. Шибаева.
− Прочитайте отрывки из произведений А. Шибаева, которые вам особенно запомнились и понравились. Найти нужную страницу вам поможет содержание в конце учебника.
4. Сказка А. Шибаева «Одна буква».
− Язык, на котором мы говорим, красив и богат. В русском языке слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие, вежливые, добрые, важные, родные, самые дорогие. Много слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Вы все умеете читать. Много нового и интересного вам помогли узнать стихи и сказки Александра Александровича Шибаева.
− Я хочу подарить вам ещё одну его сказку:
Одна буква
− Дедушка, смотри, какую я варону нарисовала! Хорошо? [На доске: рисунок с изображением вороны и из букв составленное слово «варона».]
− Очень хорошо! Но слово «ворона» ты написала неверно: после «в» надо вставить «о», а не «а».
− Ну, подумаешь, − одна буква… «вАрона» или «вОрона» – какая тут разница?
− А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву «н». Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву «т». Что получилось?
− Вот чудеса! получились «ворота»!
− Поняла теперь, что значит одна буква?
* * *
− Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.

5. Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».
− Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Григория Остера. Прочитайте название произведения.
6. Беседа после прочтения.
− Какой это рассказ: грустный или весёлый? Что вам показалось смешным?
− Этот рассказ больше похож на правду или вымысел? Почему?
– Кто хочет сам прочитать этот рассказ?
7. Словарная работа.
− Прочитайте слова плавно:
Чердак Заволновался
Пожалуйста Без присмотра
Из подъезда
8. Повторное самостоятельное чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».
9. Выборочное чтение текста.
− Для чего щенок пришёл на чердак? (Щенок принёс на чердак котлету, положил её в уголок и сказал котёнку: «Посмотри, пожалуйста, чтоб никто не взял мою котлету. Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её».)
− Кому щенок доверил охранять котлету? Почему?
− С какой просьбой обратился щенок к котёнку?
− Почему щенок заволновался?
− Было ли это приятным сюрпризом? Ведь он всё-таки «спрятал»?
− Как надо читать слова Гава? Почему? Какое слово подсказывает?
− Убедил ли котёнок своего друга в надёжности того места, куда он спрятал котлету?
10. Работа с иллюстрацией.
− Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, как менялось настроение у щенка. Почему?
− Найдите и прочитайте самый важный момент в рассказе.
− Предположите, что произойдёт потом. Будут ли друзья ссорится из-за котлеты? (Нет. В рассказах Г. Остера герои-звери разговаривают друг с другом, поэтому они всегда могут договориться.)
II. Рефлексия деятельности.
− Кто главные герои историй Г. Остера, которые мы прочитали?
– Как к ним относится автор? Каково ваше отношение к ним?