СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 58 Тема: И.С.Никитин.»Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков. «Зима». 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 58 Тема: И.С.Никитин.»Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков. «Зима». 5 класс»

Урок № 58

Тема: И.С.Никитин.»Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков. «Зима».

Цель: 1)обучающая: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов

XIX века о родной природе, а также включить в сообщение краткие сведения

из их биографий;

2) развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворного

текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;

3) воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

Кто, если не я?

Кто, если не ты?

Л Щипахина.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Слово учителя.

У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.

Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся ,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.

Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.

Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла. С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» - учили древние.

В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.

Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.

А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.

Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.

а ) Обращение к эпиграфу.

-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

Кто, если не я?

Кто, если не ты?

Л Щипахина.

Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.

б ) Постановка цели учащимися.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.

Опорные слова:

Узнать…

Научиться…

Совершенствовать умение…

Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.


4. Изучение нового материала.

А )Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стихотворение И.З. Сурикова «Зима» в исполнении народного арт. России Габец.

Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? ( зимняя ночь и снегопад).

- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)

- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? ( изобр.- выразит. средства).

Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.

- работа со словарями;


Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях ( работа в парах):

Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»; эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».

- выразительное чтение стихотворений учащимися;

Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».

Б ) Физминутка;

Мы пройдемся по дорожке.

Чтобы отдохнуть немножко,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой – вперед,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.


5. Стихотворные размеры.

Стихосложение–это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, поэтому четче определяется роль ударных слогов и порядок их расположения. Именно от этого зависит деление ритма стихотворения на размеры. Всего существует пять основных размеров стиха. Они делятся

на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей.

К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и

амфибрахий.

Запись определений в тетрадь.

Ямб–двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.

Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб –наиболее распространенный стихотворный размер.

Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –Пора, красавица, проснись...

(А.С.Пушкин)

Хорей–двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный

слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет…


6.Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение (на выбор).

7. Итог урока.