Урок № 58
Тема: И.С.Никитин.»Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков. «Зима».
Цель: 1)обучающая: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов
XIX века о родной природе, а также включить в сообщение краткие сведения
из их биографий;
2) развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворного
текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;
3) воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л Щипахина.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3.Слово учителя.
У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.
Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся ,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.
Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.
Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла. С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» - учили древние.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.
Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.
А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.
Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.
а ) Обращение к эпиграфу.
-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л Щипахина.
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.
б ) Постановка цели учащимися.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать…
Научиться…
Совершенствовать умение…
Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.
4. Изучение нового материала.
А )Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.
Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стихотворение И.З. Сурикова «Зима» в исполнении народного арт. России Габец.
Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? ( зимняя ночь и снегопад).
- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)
- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? ( изобр.- выразит. средства).
Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.
- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.
- работа со словарями;
Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях ( работа в парах):
Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»; эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».
- выразительное чтение стихотворений учащимися;
Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Б ) Физминутка;
Мы пройдемся по дорожке.
Чтобы отдохнуть немножко,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
5. Стихотворные размеры.
Стихосложение–это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, поэтому четче определяется роль ударных слогов и порядок их расположения. Именно от этого зависит деление ритма стихотворения на размеры. Всего существует пять основных размеров стиха. Они делятся
на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей.
К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и
амфибрахий.
Запись определений в тетрадь.
Ямб–двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.
Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб –наиболее распространенный стихотворный размер.
Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –Пора, красавица, проснись...
(А.С.Пушкин)
Хорей–двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный
слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет…
6.Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение (на выбор).
7. Итог урока.