Просмотр содержимого документа
«Урок 6 "Как писать сочинение В5"»
План написания сочинения С5 + рекомендации
Насколько нам известно, стандартное сочинение включает 3 части: вступление, основную часть и заключение. Однако специфика литературоведческого сочинения предполагает не просто изложение своих мыслей по общепринятой схеме, но и включение полноценного анализа деталей, терминологии, цитирование и абсолютное понимание авторской позиции.
Теперь непосредственно план. Четкой рекомендуемой и какой-то особенной структуры у данного сочинения не предусмотрено, однако какой-то план в голове точно должен быть. И я придерживалась такой схемы:
В первом абзаце можно написать несколько предложений о писателе, об истории создания или кратко рассказать о героях, но от темы ни в коем случае отходить нельзя! Вступление должно получиться емким и лаконичным.
Возможные клише:
Второй абзац должен включать, в первую очередь, точный ответ на вопрос. Мы выражаем конкретную мысль. Тем самым сразу показываем, что разбираемся в выбранном произведении.
Возможные клише:
"(Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …";
"(Название проблемы) актуальна и по сей день";
"Данную проблему автор затрагивает в своём произведении".
Затем раскрываем позицию автора, желательно цитатно, но можно обойтись и пересказом фрагмента. Почти каждое наше утверждение должно нести тезисную аргументацию. Если пишите по лирике, то лучшим будет проанализировать 3 стихотворения, а если дело касается прозы, то придерживайтесь только того произведения, о котором пишете. Никаких отвлеченных тем.
Возможные клише:
"Авторская позиция заключается в том, что…";
"В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора";
"Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…";
"Автор убеждает нас в том, что…".
Затем мы переходим к собственному комментированию авторской позиции, выражаем свое видение, но обязательно в рамках одного вопроса.
Возможные клише:
"Я полностью разделяю точку зрения автора";
"Нельзя не согласиться с (имя автора)";
"Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения".
В последнем - третьем - абзаце обобщаем вышесказанное, кратко отвечаем на поставленный вопрос.
Возможные клише:
"Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность";
"Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…";
"Подводя итог вышетрактованному, можно сказать, что….";
Рекомендации
Несмотря на то, что вы можете заранее начать готовиться, не штатные ситуации могут произойти всегда. Вот вы пишите, пишите и что-то пошло не так…Чтобы избежать потери времени, творческой паузы и нервов, необходимо готовиться ко всему. Поэтому я советую:
во-первых, читайте критические статьи; первоисточник прежде всего, но как только вы узнаете одну – самую важную – точку зрения, авторскую, стоит обратиться к другим позициям, ведь это необходимо как для творческого мышления, так и для аналитического: умения выстраивать логические связи, а логика изложения, между прочим, это один из критериев оценивания
во-вторых, если времени до экзамена остается все меньше и меньше, а вы многое не успели, то не думайте, что за оставшееся время, на пределе нервов и сил, вы все успеете запомнить; лучше качественно проработать краткие содержания, готовые анализы и фильмы по произведениям, чем не качественно проделать работу самому, есть риск допустить фактические ошибки
во-третьих, не пытайтесь вступать в диалог с автором и уж тем более начать оспаривать его точку зрения; помните, что времени хоть и много, но оно ограничено и вы можете не только время потерять, но и баллы из-за нарушения композиционной цельности и логичности изложения
в-четвертых, пользуйтесь сайтами, в которых есть возможность отсылать на проверку учителям свои работы, как тест, так и сочинения
А теперь полезные ссылки:
https://lit-ege. sdamgia.ru/test
https://neznaika.pro/ege/lit/
https://egegu.ru/uploads/
https://5litra.ru/ege.html
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank - HYPERLINK "http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank%20-zadaniy-ege"zadaniy-ege