Урок 6
Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. слова, отвечающие
на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; научить выделять слова, называющие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – ставить знаки препинания в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения, соблюдать нормы речевого этикета, находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопрос кто?); получат возможность научиться различать слова, называющие предметы; задавать вопросы к словам; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осуществление выбора языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; применение правила постановки знаков препинания в конце предложения; логические – осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы; моделирование звуковых схем слов.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + Р.).
− Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его.
− Вот видите, какие разные слова были у вас первыми. Сегодня нам предстоит разговор о словах.
− Обращаться со словами нужно осторожно. Что вы думаете о том, как следует использовать в речи слова? (Предположения учащихся.)
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер
– Бывают ситуации, когда надо что-то попросить, за что-то извиниться, от чего-то отказаться. Задача урока – выяснить, как это сделать вежливо, стараясь не обидеть собеседника.
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
Давайте подумаем (с. 20) (П.).
− Рассмотрите первую картинку. Подумайте, как сказать другу, что вещь чужая и мальчик не может её отдать? (Свободные высказывания учащихся.)
− Рассмотрите вторую картинку. Какая ситуация изображена? (Ответы учащихся.) Проверьте себя, прочитав текст к рисунку.
− С кем из вас такое случалось? Как вы себя вели? Какое решение должен принять мальчик?
Работа по группам (упражнение 1) (К.).
− «Озвучьте» эту картинку.
Вывод: воспитанный человек, к которому обращена просьба (или приглашение), чаще всего пытается выполнить её (принять приглашение), а если по каким-то причинам не может, то отказывает. Но помните, отказывать надо так, чтобы не обидеть человека, объяснить причину своего отказа, извиниться, поблагодарить, выразить сожаление. Добрые слова – верные, надёжные помощники в этом непростом деле.
Словарная работа «Доскажи словечко» (П. + К.).
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: …(«Спасибо!»)
− Откуда явилось это слово? В былые времена, когда хотели поблагодарить кого-то за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог!». Со временем это словосочетание сократилось до слова «спасибо». Забывать это слово никогда не следует. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей». Придумайте предложения со словом «спасибо».
Физкультминутка
− Послушайте стихотворение «Вежливое слово» Э. Мошковской. Какие слова выделены в тексте стихотворения? Когда их говорят? (К. + Л.)
− Прочитайте, как «покупал» билет каждый персонаж стихотворения. Кто вёл себя у кассы комично? (Медвежонок.)
− Прочитайте его слова ещё раз. В каких ситуациях обычно говорят эти слова?
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
− Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ, разговаривая, не кричи, не забывай говорить добрые слова, здоровайся при встрече, прощайся при расставании.
Как вежливо попросить? отказаться? извиниться?
− Какие задания надо выполнить письменно? Прочитайте.
− Какие знания для этого понадобятся?
Задания выполняются самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь. Коллективная проверка (Р. + Л.).
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай − не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя. В. Солоухин
2. Работа в тетради «Русский язык».
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 17 (Р.).
− Отгадайте загадку (П.).
Какой зверь опасный ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает?
(Лисица.)
− Что вы знаете о лисице? (У лисицы очень острый слух. Она может услышать, как под снегом пищит мышка.)
− Лисица приготовила для вас задание: выполните звуковой анализ слов.
Упражнение «Чистописание» (Р.).
− Назовите правильно буквы. Чем эти буквы похожи и чем они отличаются? Напишите красиво.
Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется –
Птица в рыбу превращается?
(Фазан – сазан.)
− Только ли буквами отличаются эти слова?
− А бывает ли так, чтобы буквы менялись, а звуки нет?
– Что вы видите на картинках? (Оружие, из которого стреляют; пространство, покрытое травой и цветами; животное, лес, тянущийся на много километров.)
− Произнесите эти слова. Сделайте вывод. (Звучат одинаково, соответственно, имеют одинаковую звуковую модель.)
Учитель демонстрирует слайд, на котором данные рисунки подписаны. Буквы, которыми отличаются данные пары слов, выделены другим цветом.
− Здесь кроется секрет русской орфографии, который вам ещё предстоит раскрыть: глухой звук на конце и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквой, опираясь на произношение. А пока сказка − подарок лисицы за хорошую работу (Л. + П.).
КАК ЗВУКИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУКВЫ
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему в ней так понравилось, что он решил поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.
Но он всё-таки был волшебник, причём очень добрый. И он решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен.
− Как вы думаете, звуки обрадовались волшебным платьям? Как они поблагодарили волшебника?
− Вспомните, как пишутся словарные слова, которые вы выучили. Впишите пропущенные буквы. Проверьте себя. Запишите слова (Р.).
− Придумайте с каждым словарным словом предложение (К.). (Самое интересное предложение можно записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя.)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
«Спасибо», «извините»,
«Позвольте», «разрешите»,
«Я вас благодарю».
Физкультминутка (Р.)
− На физкультминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что?. Услышав слово, отвечающее на вопрос кто?, вы встаёте на носочки и поднимаете руки вверх, а услышав слово, отвечающее на вопрос что?, приседаете и вытягиваете руки вперёд.
Слова: акула, волна, осьминог, курица, гриб, трава, зерно, аист.
Знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что? (К.).
− Прочитайте слова первого столбика. Задайте устно вопрос к каждому слову. Если вопрос задан верно, хлопните в ладоши один раз, а если неверно – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, какой вопрос зададите? а если людей? животных?
− Запишите вопросы к словам первого столбика.
− Прочитайте слова второго столбика.
− Задайте к ним вопросы и запишите самостоятельно.
По окончании работы проводится самопроверка по слайду, который демонстрирует правильное выполнение задания (Р.).
− Решите задачу: задача не на сложение, задача на правило уважения (Л.).
«Одна девочка жалуется маме:
− Во дворе один мальчишка такой невежа, зовёт меня Танька!
− А ты его как зовёшь? − спросила мама.
− Я его вообще никак не зову, − ответила Таня. – Я ему просто кричу: «Эй, ты!».
− Скажите, права ли Таня?
Запись на доске:
«Не одежда красит человека, а его добрые дела».
− Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Списывание предложений (Р.).
− Прочитайте предложения в рабочей тетради. Какое предложение вы считаете самым главным? Попробуйте рассказать порядок действий при списывании.
− Какие добрые дела вы можете сделать в школе, дома, на улице, в транспорте, на природе? Как вы думаете, это трудно – делать добрые дела?
Просмотр слайдов: «В школе, в классе не сори. Сор увидишь – подбери». «Дома близким не груби». «Малышей жалей, люби». «Знай: хорошие отметки – как плоды в саду на ветке».
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности (К. + Л.).
− Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать, как необходимо вести себя в разных ситуациях. Послушайте стихи про девочку Машу, которая забыла одно очень доброе слово. Помогите ей вспомнить.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят. (Спасибо.)
– Когда говорят «спасибо»? Как это слово пишется?
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» говорил.
С. Маршак
− Что автор хочет сказать этим стихотворением?
− А теперь дадим клятву:
Клянёмся вежливыми быть!
Всегда «спасибо» говорить!
«Добрый день!», «До свидания!» –
Нет в мире выше звания.
7