СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРОСЬБЫ И БЛАГОДАРНОСТИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КТО?», «ЧТО?»; ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; научить выделять слова, называющие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРОСЬБЫ И БЛАГОДАРНОСТИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КТО?», «ЧТО?»; ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.»

Урок 6
Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. слова, отвечающие
на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения

Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; научить выделять слова, называющие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – ставить знаки препинания в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения, соблюдать нормы речевого этикета, находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопрос кто?); получат возможность научиться различать слова, называющие предметы; задавать вопросы к словам; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осуществление выбора языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; применение правила постановки знаков препинания в конце предложения; логические – осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы; моделирование звуковых схем слов.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + Р.).

− Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его.

− Вот видите, какие разные слова были у вас первыми. Сегодня нам предстоит разговор о словах.

− Обращаться со словами нужно осторожно. Что вы думаете о том, как следует использовать в речи слова? (Предположения учащихся.)

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер

– Бывают ситуации, когда надо что-то попросить, за что-то извиниться, от чего-то отказаться. Задача урока – выяснить, как это сделать вежливо, стараясь не обидеть собеседника.

III. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

Давайте подумаем (с. 20) (П.).

− Рассмотрите первую картинку. Подумайте, как сказать другу, что вещь чужая и мальчик не может её отдать? (Свободные высказывания учащихся.)

− Рассмотрите вторую картинку. Какая ситуация изображена? (Ответы учащихся.) Проверьте себя, прочитав текст к рисунку.

− С кем из вас такое случалось? Как вы себя вели? Какое решение должен принять мальчик?

Работа по группам (упражнение 1) (К.).

− «Озвучьте» эту картинку.

Вывод: воспитанный человек, к которому обращена просьба (или приглашение), чаще всего пытается выполнить её (принять приглашение), а если по каким-то причинам не может, то отказывает. Но помните, отказывать надо так, чтобы не обидеть человека, объяснить причину своего отказа, извиниться, поблагодарить, выразить сожаление. Добрые слова – верные, надёжные помощники в этом непростом деле.

Словарная работа «Доскажи словечко» (П. + К.).

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: …(«Спасибо!»)

− Откуда явилось это слово? В былые времена, когда хотели поблагодарить кого-то за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог!». Со временем это словосочетание сократилось до слова «спасибо». Забывать это слово никогда не следует. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей». Придумайте предложения со словом «спасибо».

Физкультминутка

− Послушайте стихотворение «Вежливое слово» Э. Мошковской. Какие слова выделены в тексте стихотворения? Когда их говорят? (К. + Л.)

− Прочитайте, как «покупал» билет каждый персонаж стихотворения. Кто вёл себя у кассы комично? (Медвежонок.)

− Прочитайте его слова ещё раз. В каких ситуациях обычно говорят эти слова?

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

− Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ, разговаривая, не кричи, не забывай говорить добрые слова, здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

Как вежливо попросить? отказаться? извиниться?

− Какие задания надо выполнить письменно? Прочитайте.

− Какие знания для этого понадобятся?

Задания выполняются самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь. Коллективная проверка (Р. + Л.).

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай − не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя. В. Солоухин

2. Работа в тетради «Русский язык».

Упражнение 1 «Дорисуй», с. 17 (Р.).

− Отгадайте загадку (П.).

Какой зверь опасный ходит в шубе красной,

Снег разгребает, мышек хватает?

(Лисица.)

− Что вы знаете о лисице? (У лисицы очень острый слух. Она может услышать, как под снегом пищит мышка.)

− Лисица приготовила для вас задание: выполните звуковой анализ слов.

Упражнение «Чистописание» (Р.).

− Назовите правильно буквы. Чем эти буквы похожи и чем они отличаются? Напишите красиво.

Не найдёшь ли ты такого

Удивительного слова:

Если буква в нём меняется –

Птица в рыбу превращается?

(Фазан – сазан.)

− Только ли буквами отличаются эти слова?

− А бывает ли так, чтобы буквы менялись, а звуки нет?

– Что вы видите на картинках? (Оружие, из которого стреляют; пространство, покрытое травой и цветами; животное, лес, тянущийся на много километров.)

− Произнесите эти слова. Сделайте вывод. (Звучат одинаково, соответственно, имеют одинаковую звуковую модель.)

Учитель демонстрирует слайд, на котором данные рисунки подписаны. Буквы, которыми отличаются данные пары слов, выделены другим цветом.

− Здесь кроется секрет русской орфографии, который вам ещё предстоит раскрыть: глухой звук на конце и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквой, опираясь на произношение. А пока сказка − подарок лисицы за хорошую работу (Л. + П.).

КАК ЗВУКИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУКВЫ

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему в ней так понравилось, что он решил поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.

Но он всё-таки был волшебник, причём очень добрый. И он решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен.

− Как вы думаете, звуки обрадовались волшебным платьям? Как они поблагодарили волшебника?

− Вспомните, как пишутся словарные слова, которые вы выучили. Впишите пропущенные буквы. Проверьте себя. Запишите слова (Р.).

− Придумайте с каждым словарным словом предложение (К.). (Самое интересное предложение можно записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя.)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

«Спасибо», «извините»,

«Позвольте», «разрешите»,

«Я вас благодарю».

Физкультминутка (Р.)

− На физкультминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что?. Услышав слово, отвечающее на вопрос кто?, вы встаёте на носочки и поднимаете руки вверх, а услышав слово, отвечающее на вопрос что?, приседаете и вытягиваете руки вперёд.

Слова: акула, волна, осьминог, курица, гриб, трава, зерно, аист.

Знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что? (К.).

− Прочитайте слова первого столбика. Задайте устно вопрос к каждому слову. Если вопрос задан верно, хлопните в ладоши один раз, а если неверно – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, какой вопрос зададите? а если людей? животных?

− Запишите вопросы к словам первого столбика.

− Прочитайте слова второго столбика.

− Задайте к ним вопросы и запишите самостоятельно.

По окончании работы проводится самопроверка по слайду, который демонстрирует правильное выполнение задания (Р.).

− Решите задачу: задача не на сложение, задача на правило уважения (Л.).

«Одна девочка жалуется маме:

− Во дворе один мальчишка такой невежа, зовёт меня Танька!

− А ты его как зовёшь? − спросила мама.

− Я его вообще никак не зову, − ответила Таня. – Я ему просто кричу: «Эй, ты!».

− Скажите, права ли Таня?

Запись на доске:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

− Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

Списывание предложений (Р.).

− Прочитайте предложения в рабочей тетради. Какое предложение вы считаете самым главным? Попробуйте рассказать порядок действий при списывании.

− Какие добрые дела вы можете сделать в школе, дома, на улице, в транспорте, на природе? Как вы думаете, это трудно – делать добрые дела?

Просмотр слайдов: «В школе, в классе не сори. Сор увидишь – подбери». «Дома близким не груби». «Малышей жалей, люби». «Знай: хорошие отметки – как плоды в саду на ветке».

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности (К. + Л.).

− Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать, как необходимо вести себя в разных ситуациях. Послушайте стихи про девочку Машу, которая забыла одно очень доброе слово. Помогите ей вспомнить.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят. (Спасибо.)

– Когда говорят «спасибо»? Как это слово пишется?

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» говорил.

С. Маршак

− Что автор хочет сказать этим стихотворением?

− А теперь дадим клятву:

Клянёмся вежливыми быть!

Всегда «спасибо» говорить!

«Добрый день!», «До свидания!» –

Нет в мире выше звания.

7