СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 65. В. БИАНКИ «ЕЖ-СПАСИТЕЛЬ». СКОРОГОВОРКИ. М. ПРИШВИН «ЖУРКА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением, рассмотрения поведения героев, их чувств, выяснения причин поступков, раскрытия замысла автора; способствовать развитию навыка чтения, умений ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать совместно с товарищами; содействовать воспитанию интереса к чтению, чувства сопереживания, доброго отношения к животным.

Просмотр содержимого документа
«Урок 65. В. БИАНКИ «ЕЖ-СПАСИТЕЛЬ». СКОРОГОВОРКИ. М. ПРИШВИН «ЖУРКА».»

Урок 65. В. Бианки «Еж-спаситель». Скороговорки.
М. Пришвин «Журка»
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением, рассмотрения поведения героев, их чувств, выяснения причин поступков, раскрытия замысла автора; способствовать развитию навыка чтения, умений ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать совместно с товарищами; содействовать воспитанию интереса к чтению, чувства сопереживания, доброго отношения к животным

Планируемые результаты

Предметные: пользуются средствами речевой выразительности в зависимости от содержания текста; узнают в авторских произведениях героев знакомых сказок

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяя особенности;

регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

коммуникативные: взаимодействуют с окружающими

Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника

Образовательные ресурсы: загадка; сведения о В. Бианки, выставка книг В. Бианки; картинка с изображением ежа, гадюки; толковый словарь; карточки со словами


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Доброе утро!

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу

II. Постановка учебной
задачи

– Какой раздел изучаем?

– Кого называют братьями нашими меньшими?

– О ком мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

У меня торчат кругом

Тысячи иголок,

У меня с любым врагом

Разговор короток.

(Ежик.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя В. Бианки и прочитаем одно из его произведений

Отвечают на вопросы.


Отгадывают загадку.

Осознанно строят речевое высказывание
(устно), осуществляют поиск и выделение, извлечение необходимой информации.

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению.

Устанавливают значение результатов своей деятельности.

Сопереживают героям

III. Работа
по теме
урока.

1. Знакомство

с биографией писателя




Рассказывает о творчестве В. Бианки. (См. Ресурсный материал.)




Внимательно слушают

2. Выставка книг

– Рассмотрите выставку книг В. Бианки. Вы можете взять заинтересовавшие вас книги домой и ознакомиться с ними


3. Прогнозирование содержания текста

На доске изображение ежа.

– Разговор пойдет о ежике.

– По каким признакам вы узнали, что это еж?

– Кто видел ежа? Где?

– Произведение, над которым мы будем работать, называется «Еж-спаситель».

– Представьте, что мы в лесу.

– Зачем люди ходят в лес?

– Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только чтобы собрать грибы и ягоды, а еще и понаблюдать за жизнью его обитателей.

– Прочитайте название произведения.

– Как вы понимаете смысл слова спаситель?




Отвечают на вопросы.









– «Еж-спаситель».

– В словаре С. Ожегова это слово объясняется так: «Тот, кто спас кого-то или что-то»

4. Словарная работа

– Прежде чем приступить к чтению текста, разберем значения трудных слов.

– Где можно узнать значения слов?

Засеменил – пошел быстро-быстро маленькими шажками.

Зафуфукал – запыхтел, засопел.

Зигзаг – ломаная линия.

(Ударить) плетью – туго сплетенной веревкой



– В учебнике, толковом словаре.

Работают с толковыми словарями, учебником

5. Чтение произведения

Читает рассказ

Внимательно слушают

6. Первичное восприятие

текста

– Определите жанр этого произведения.

– Какие чувства вызвал этот рассказ?

Отвечают на вопросы

Физкультминутка

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик встал и потянулся

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

7. Анализ
рассказа

– Почему плакала Маша?

– Какая опасность угрожала девочке?

– А вы видели гадюку? Опишите ее.

На доске картинка с изображением гадюки.

Выборочное чтение.

– Найдите в учебнике и зачитайте, как вела себя змея во время поединка.

– Что делал еж?

– Чем закончился поединок?

– Какова главная мысль рассказа? Как автор называет ежа?

На доске карточки со словами.

– На доске вы видите карточки со словами, обозначающими действия зверей. Вам нужно расположить действия ежа и гадюки по порядку.




– Какой еж в этом рассказе?



– Большая серая змея с черными зигзагами на спине – это ядовитая гадюка.

Выполняют задания и отвечают на вопросы.





– Еж – развернулся, засеменил, подставил колючки, бросился
за ней, схватил зубами, наступил на спину; гадюка – ползет, шипит, высовывает язык, вскинулась на него, хотела уползти.

– Смелый, отчаянный, …

Осознанно и произвольностроят высказывание в устной форме.

Владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза

8. Работа в тетради (задания
1, 2)

– Допишите предложение, используя слова из текста. Подчеркните слова, помогающие представить змею.

• Вдруг прямо на Машу ползет …

– Почему автор озаглавил этот рассказ «Еж-спаситель»?

• Потому что еж победил гадюку.

• Потому что девочка уколола ногу.

• Потому что еж спас девочку

Выполняют задания


IV. Итог
урока. Рефлексия

– Произведение какого автора мы читали на уроке?

– Чем вам понравился рассказ?

Продолжите предложения:

• Меня удивило …

• Я почувствовал …

• Я думаю …

Отвечают на вопросы учителя.



Осуществляют самооценку

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению

Домашнее

задание

Подготовить выразительное чтение или пересказ; проиллюстрировать рассказ

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению


Ресурсный материал

Рассказ о писателе

Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 г. в Петербурге, в семье известного русского ученого-биолога. Дома всегда было много зверья, птиц, жили черепахи, ящерицы, змеи, был аквариум с рыбами. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню, на природу. Рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок. Вся обстановка, окружавшая с детства, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

Рассказы: Мышонок Пик, Бешеный бельчонок, Заяц-всезнаец, Кукушонок, Аришка-Трусишка, Зайчата, Первая охота.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и ученый Виталий Валентинович Бианки.

Родился он в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под ее руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей». (Из дневника В. Бианки.)

Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки – не сказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.