Урок 67
Г. САПГИР «ЛЮДОЕД И ПРИНЦЕССА,
ИЛИ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведения Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; способствовать воспитанию положительного отношения к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют отвечать на вопросы по содержанию текста; ориентироваться в заданиях учебника по значкам, отличать стихотворный текст от прозаического, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные: уметь оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
− Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружны.
II. Постановка учебной задачи.
− На уроке познакомимся со стихотворением-сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Он писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. А начиналось всё так…
«В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: “А напиши-ка ты для нас стихи!”
– О чём? – спросил Сапгир.
– О чём угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.
– А если апрель, то можно я напишу про котов?
– Хорошо, – сказал дядя Юра.
И получились такие стихи:
Мяу! Наконец тепло. Весна. Ребята могут спать в постели.
В апреле кошкам не до сна. Гуляли бы себе по крышам
Не понимаю, как в апреле Под месяцем большим и рыжим.
− И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”».
Кира Сапгир
III. Открытие нового знания.
1. Чтение сказки Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».
− Поделитесь своими впечатлениями.
2. Повторное чтение стихотворения.
− Как вам кажется, какие главные слова в этом стихотворении?
3. Словарная работа.
На доске записаны слова: прекрасный − ужасный.
− Что можете сказать о словах, записанных на доске? (Они противоположные по значению.)
− Как эти слова меняют смысл стихотворения?
4. Чтение первой части сказки.
− Попробуйте объяснить настроение людоеда в первой части сказки. Прочитайте эти строки, выразив настроение людоеда.
Аналогичная работа проводится со второй частью сказки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Чтение сказки по ролям.
− Эта сказка кажется ужасной или прекрасной? Почему?
IV. Рефлексия деятельности.
− Прочитайте название сказки. Как вы его поняли? (Г. Сапгир рассказал, что всё взаимозаменяемо: сегодня принцесса прекрасная, а погода ужасная, а завтра может быть совсем наоборот. И ещё неизвестно, что лучше, а что хуже.)