СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 67. К. УШИНСКИЙ «ПЛУТИШКА КОТ». К. ПАУСТОВСКИЙ «БАРСУЧИЙ НОС».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: способствовать формированию читательских умений (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр), обогащению словарного запаса, организации и проведению наблюдения за выразительными средствами языка; содействовать воспитанию уверенности в своих силах, участию в проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок 67. К. УШИНСКИЙ «ПЛУТИШКА КОТ». К. ПАУСТОВСКИЙ «БАРСУЧИЙ НОС».»

Урок 67. К. Ушинский «Плутишка кот».
К. Паустовский «Барсучий нос»
(дополнительное чтение)

Тип урока: применение знаний и способов действий

Педагогические задачи: способствовать формированию читательских умений (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр), обогащению словарного запаса, организации и проведению наблюдения за выразительными средствами языка; содействовать воспитанию уверенности в своих силах, участию в проектной деятельности

Планируемые результаты

Предметные: замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляют анализ; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: сказки о животных; модели обложек произведений; иллюстрации Ю. Васнецова к сказке К. Ушинского «Плутишка кот»; портрет К. Ушинского


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Раз, два, три, четыре, пять,

Снова мы начнем читать.

Ручки, книжки и тетрадки –

Всё у нас в порядке.

Кто грамоте горазд,

Тому не пропасть

Хором проговаривают «закличку» дотрагиваясь к предметам на столе

Владеют навыками самоорганизации

II. Проверка домашнего

задания

– Какой раздел мы изучаем?

– Рассмотрите схемы обложек и назовите, какие произведения, подходят к этим моделям (на доске модели обложек к жанрам рассказ и стихотворение).





– К какому еще жанру можно добавить модель
обложки?

Читает наизусть стихотворение М. Дудина «Тары-бары …».

– Обычное ли это стихотворение? Как по-другому можно его назвать?

– К какой сказке подойдет эта присказка?


– В. Жуковский «Птичка», русская народная песня «Буренушка», Е. Комаров «Олененок», Е. Благинина «Голоса леса», К. Ушинский «Кот Васька»,
М. Пришвин «Старый гриб», К. Ушин-ский «Лиса Патрикеевна», В. Бианки «Еж-спаситель».

– К жанру сказки.




– Присказка

Устанавливают значение результатов своей деятельности

III. Актуализация знаний

– Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Угадайте сказку по ее началу. Если у сказки есть автор, назовите его.

(См. Ресурсный материал.)

– Вы правильно назвали все произведения. Что общего между ними?

– Какие бывают сказки?

Выполняют задание.



– Это сказки.

– Авторские и народные

Произвольно и осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации

IV. Постановка учебной
задачи

– Вы показали себя неплохими знатоками сказок. Сегодня мы с вами пополним свои знания, познакомимся еще с одной сказкой, которую написал Константин Дмитриевич Ушинский, а называется она «Плутишка кот». В ходе работы мы обогатим свой словарный запас, понаблюдаем за выразительными средствами языка, будем совершенствовать читательские умения.

А самое главное, мы должны найти ответ на вопрос: «Чему нас учит прочитанное произведение, для чего авторы включили именно его в свой учебник?»

Принимают и сохраняют учебную
задачу





Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению.

Устанавливают значение результатов своей деятельности.

Сопереживают героям

V. Работа

по теме
урока.

1. Биография
К. Ушинского

– Посмотрите на портрет автора и вспомните, что вам известно о К. Ушинском

– Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 года в г. Тула в семье отставного офицера. Мать умерла, когда мальчику было 12 лет. Константин Дмитриевич успешно окончил гимназию и юридический факультет Московского университета. Преподавал в Институте благородных девиц в Смольном, издавал педагогические журналы, писал учебники, был учителем, писателем, философом.

Медалью имени К. Ушинского награждают лучших учителей

2. Чтение произведения

Читает произведение

Слушают произведение

3. Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия

– Понравилось ли вам это произведение? Чем?

– Кто главные герои произведения?

Отвечают на вопросы

4. Моделирование обложки

– Давайте составим модель обложки.

– Назовите жанр произведения. Покажите на модели.

– О чем или о ком эта сказка? Покажите на модели.

– Кто автор этой сказки?

– Какое название выбрал для своего произведения автор? Почему?


– Сказка.


– К. Д. Ушинский.

– «Плутишка кот»

Физкультминутка

Кошка

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась

И тихонько удалилась!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя


– Найдите слова автора о коте

– Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить. Он такой вор и разбойник!

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют навыками
конструктивного взаимодействия

5. Работа
с текстом прослушанного произведения

– Как обращаются козел да баран к коту, когда его жалеют?

– Как они говорят, когда сердятся на кота?

– Давайте попробуем передать голосом отношения
героев.

– Сначала потренируемся. Найдите ту фразу, которая вам больше понравилась. Прочитайте ее соседу.

– Кто считает, что у него получилось передать голосом нужную интонацию? Прочитайте вслух.

– Прочитайте в 1-й части последний абзац.

– Как вы думаете, что значит рядить? Избыть?


– А как это объясняет словарик на с. 21?

– «Котик-коток, серенький лобок!»

– «Ах ты, серый кот, бестолковый твой лоб».








– Обсуждать, толковать; избавиться
от чего-нибудь

6. Работа в тетради

– Найдите строчки, в которых говорится о медведе.

– Передайте голосом, как говорит медведь.

– Какое имя дал ему автор?

– Откройте тетради, запишите имя, отчество, фамилию медведя. Вспомните правило написания имен собственных

– «Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин»

VI. Итог
урока. Рефлексия

– О ком мы сегодня читали?

– Кто написал это произведение?

– Назовите жанр.

– Что интересного узнали?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

– О коте.

– К. Д. Ушинский.

– Сказка.

Отвечают на вопросы

Осуществляют самооценку, контроль учебной деятельности

Домашнее
задание

Вариант 1. Прочитать сказку по учебнику и выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради.

Вариант 2. Прочитать сказку по учебнику и подготовить краткий пересказ

Записывают задание на дом, задают вопросы

Устанавливают значение результатов своей деятельности


Ресурсный материал

Отрывки из сказок

1. Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. («Царевна-лягушка».)

2. Была зима. Шел январь месяц. Под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

3. Прочитал Дед Мороз письмо и сказал:

– Что ж так поздно? Не успеешь ты, Снеговик, принести ребятам елку к Новому году. («Елка», Е. Сутеев.)

4. Старик, уходя, наказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисице больно захотелось скушать петушка. («Кот, петух и лиса».)