Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Раз, два, три, четыре, пять, Снова мы начнем читать. Ручки, книжки и тетрадки – Всё у нас в порядке. Кто грамоте горазд, Тому не пропасть | Хором проговаривают «закличку» дотрагиваясь к предметам на столе | Владеют навыками самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | – Какой раздел мы изучаем? – Рассмотрите схемы обложек и назовите, какие произведения, подходят к этим моделям (на доске модели обложек к жанрам рассказ и стихотворение). – К какому еще жанру можно добавить модель обложки? Читает наизусть стихотворение М. Дудина «Тары-бары …». – Обычное ли это стихотворение? Как по-другому можно его назвать? – К какой сказке подойдет эта присказка? | – В. Жуковский «Птичка», русская народная песня «Буренушка», Е. Комаров «Олененок», Е. Благинина «Голоса леса», К. Ушинский «Кот Васька», М. Пришвин «Старый гриб», К. Ушин-ский «Лиса Патрикеевна», В. Бианки «Еж-спаситель». – К жанру сказки. – Присказка | Устанавливают значение результатов своей деятельности |
III. Актуализация знаний | – Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Угадайте сказку по ее началу. Если у сказки есть автор, назовите его. (См. Ресурсный материал.) – Вы правильно назвали все произведения. Что общего между ними? – Какие бывают сказки? | Выполняют задание. – Это сказки. – Авторские и народные | Произвольно и осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации |
IV. Постановка учебной задачи | – Вы показали себя неплохими знатоками сказок. Сегодня мы с вами пополним свои знания, познакомимся еще с одной сказкой, которую написал Константин Дмитриевич Ушинский, а называется она «Плутишка кот». В ходе работы мы обогатим свой словарный запас, понаблюдаем за выразительными средствами языка, будем совершенствовать читательские умения. А самое главное, мы должны найти ответ на вопрос: «Чему нас учит прочитанное произведение, для чего авторы включили именно его в свой учебник?» | Принимают и сохраняют учебную задачу | Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Устанавливают значение результатов своей деятельности. Сопереживают героям |
V. Работа по теме урока. 1. Биография К. Ушинского | – Посмотрите на портрет автора и вспомните, что вам известно о К. Ушинском | – Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 года в г. Тула в семье отставного офицера. Мать умерла, когда мальчику было 12 лет. Константин Дмитриевич успешно окончил гимназию и юридический факультет Московского университета. Преподавал в Институте благородных девиц в Смольном, издавал педагогические журналы, писал учебники, был учителем, писателем, философом. Медалью имени К. Ушинского награждают лучших учителей |
2. Чтение произведения | Читает произведение | Слушают произведение |
3. Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия | – Понравилось ли вам это произведение? Чем? – Кто главные герои произведения? | Отвечают на вопросы |
4. Моделирование обложки | – Давайте составим модель обложки. – Назовите жанр произведения. Покажите на модели. – О чем или о ком эта сказка? Покажите на модели. – Кто автор этой сказки? – Какое название выбрал для своего произведения автор? Почему? | – Сказка. – К. Д. Ушинский. – «Плутишка кот» |
Физкультминутка | Кошка Кошка утречком проснулась, Вверх изящно потянулась, Вниз красиво наклонилась, Вправо-влево покрутилась И тихонько удалилась! | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
| – Найдите слова автора о коте | – Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить. Он такой вор и разбойник! | Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют навыками конструктивного взаимодействия |
5. Работа с текстом прослушанного произведения | – Как обращаются козел да баран к коту, когда его жалеют? – Как они говорят, когда сердятся на кота? – Давайте попробуем передать голосом отношения героев. – Сначала потренируемся. Найдите ту фразу, которая вам больше понравилась. Прочитайте ее соседу. – Кто считает, что у него получилось передать голосом нужную интонацию? Прочитайте вслух. – Прочитайте в 1-й части последний абзац. – Как вы думаете, что значит рядить? Избыть? – А как это объясняет словарик на с. 21? | – «Котик-коток, серенький лобок!» – «Ах ты, серый кот, бестолковый твой лоб». – Обсуждать, толковать; избавиться от чего-нибудь |
6. Работа в тетради | – Найдите строчки, в которых говорится о медведе. – Передайте голосом, как говорит медведь. – Какое имя дал ему автор? – Откройте тетради, запишите имя, отчество, фамилию медведя. Вспомните правило написания имен собственных | – «Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин» |
VI. Итог урока. Рефлексия | – О ком мы сегодня читали? – Кто написал это произведение? – Назовите жанр. – Что интересного узнали? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? | – О коте. – К. Д. Ушинский. – Сказка. Отвечают на вопросы | Осуществляют самооценку, контроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Вариант 1. Прочитать сказку по учебнику и выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради. Вариант 2. Прочитать сказку по учебнику и подготовить краткий пересказ | Записывают задание на дом, задают вопросы | Устанавливают значение результатов своей деятельности |
1. Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. («Царевна-лягушка».)
2. Была зима. Шел январь месяц. Под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)
3. Прочитал Дед Мороз письмо и сказал:
– Что ж так поздно? Не успеешь ты, Снеговик, принести ребятам елку к Новому году. («Елка», Е. Сутеев.)
4. Старик, уходя, наказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисице больно захотелось скушать петушка. («Кот, петух и лиса».)