СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 67 Тема: Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства». 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 67 Тема: Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства». 5 класс»

Урок № 67

Тема: Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из

моего детства».

Цель: Развивать связную речь учащихся, помочь почувствовать им в его стихах

всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина.

Отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

- развивать образное и эстетическое мышление;

- воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе.

- учить замечать красоту окружающего нас мира.

Ход урока

  1. Организация класса.

1)Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

III. Объявление темы и цели урока.

  1. Слово учителя.

Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.


«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

Стихотворение дано на нахзаце второй части учебника вместе с репродукцией картины А. Куинджи «Березовая роща». Глубина работы с текстом будет зависеть от наличия времени и от степени знакомства детей с этим стихотворением (возможно, они учили его наизусть в начальной школе). Здесь мы даем материал для подробного анализа.

Дети часто сразу ощущают праздничность и даже волшебность этого стихотворения, но причины такого ощущения для них в основном непонятны. После прочтения полного текста стихотворения обратим более пристальное внимание на каждую из строф. Задача учителя — визуализировать, помочь детям ярко представить себе образы стихотворения, тогда станет ясно видна удивительная сила и точность поэтического слова.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Уже из названия стихотворения нам понятно, что речь в нем пойдет о наступлении утра. Общее ощущение утра действительно остается у нас в душе от этих строк. Но каждая конкретная строка порой ставит детей в тупик. Постараемся разобраться в есенинских образах.

  1. Чтение стихотворения «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.


Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

3) Анализ стихотворения Есенина

«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.


С самого начала завораживает аллитерация: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.


Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.


И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром», далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо», и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!


Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.


Перекрёстная рифма, наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.


Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.


Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.


Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.


После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!», повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение

«Задремали звезды золотые...» — метафора: ночью яркие звезды живут своей жизнью, а к утру, на рассвете, они начинают гаснуть, будто дремлют.

Эпитет «золотые» не только указывает нам на цвет звезд, но одновременно передает их ценность, эмоционально окрашивает первую строку.

Затон — вдавшийся в берег речной залив. На картине Архипа Куинджи «Березовая роща» изображен именно такой затон.

«...Задрожало зеркало затона...» — метафора: затон в этом стихотворении представляется нам круглым, как круглое, на ручке зеркальце русской красавицы, в которое смотрится природа. Когда вода затона неподвижна, она отражает мир, как зеркало. Но вот подул легкий утренний ветерок, и вода слегка заколыхалась.

Заводь — небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Брезжить — рассветать, чуть светиться.

«...Брезжит свет на заводи речные...» — рассвет только начинается, небо едва окрасилось светом зари, берега еще темны, но вода отражает, зеркалит этот свет, умножая его. Обратим внимание детей на точное употребление глагола.

«...И румянит сетку небосклона» — глагол румянит словно бы намекает нам на то, что заря — прекрасная румяная девушка, таким образом Есенин олицетворяет зарю. Почему в строке возникает метафора «сетка небосклона»? Какой образ представить детям? Есенин рыбачил на Оке, и он мог вообразить себе ночное небо огромной сетью, в которой золотые звезды — как узелки, между которыми натянуты нити-лучи. Этой сеткой небо ловит утреннюю зарю.

Первая строфа — яркий пример использования аллитерации.

Следующая строфа показывает нам новый этап утра: поэт переводит взгляд на берег, где уже посветлело. Солнце поднимается над горизонтом:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

«Улыбнулись сонные березки...» — олицетворение, эпитет «сонные» усиливает созданный при помощи глагола образ.

«...Растрепали шелковые косы» — широко распространенная в устном народном творчестве метафора, представляющая нам длинные ветви берез косами девушек. «Шелковые» — устойчивый эпитет, использующийся в фольклоре, например травы шелковые.

«Шелестят зеленые сережки...» — поэт помогает нам рассмотреть детали. Сначала мы видим весь небосклон, любуемся целой картиной, затем начинаем рассматривать внимательно все то, что дорого поэту. «Зеленые сережки» помогают нам ясно представить себе начало лета. С другой стороны, сережки — слово многозначное, это не только соцветие в виде кисти мелких цветов, но и излюбленное женское украшение. Эта многозначность помогает нам укрепить сравнение березки с девушкой, а следующая строка подсказывает нам образ драгоценных камней, горящих на солнце огнем.

«...И горят серебряные росы» — кто видел, как переливается роса в момент восхода солнца, тот никогда не забудет этого зрелища. Но почему поэт использует эпитет «серебряные»? Когда солнце еще не осветило травы, роса кажется дымчатой, белой, холодной, унизывает тонкие пушистые волоски растений, как ювелиры унизывают украшения маленькими шариками серебра. Но вот взошло солнце, и в каждой росинке зажглась радуга.

Последняя строфа показывает нам, как обычная, всем надоевшая крапива, на которую никто не обращает внимания, вдруг превращается в чудесное растение, которое дарит поэту ощущение не всегда доступной человеку, но прекрасной жизни природы. Сам человек сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

Перламутр — ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый внутренний слой некоторых раковин.

«...Обрядилась ярким перламутром...» — метафора (поэт сравнивает капли росы с перламутром).

Во 2-й и 3-й строфах Есенин постоянно играет звукописью, чередуя строки с шипящими, свистящими и фрикативными согласными и строки с акцентом на сонорных: «...Шелестят зеленые сережки...» — и сразу «...И горят серебряные росы», «...Обрядилась ярким перламутром...» — «...И качаясь, шепчет шаловливо...».

Эта игра особенно заметна при чтении стихотворения вслух и придает ему особенную прелесть.

Размер стихотворения — пятистопный хорей, только последняя строка состоит из двух стоп; рифмы женские (с ударением на предпоследнем слоге), в основном богатые; рифмовка перекрестная.

При работе над выразительным чтением стихотворения покажем детям, что мы начинаем читать сравнительно тихо, постепенно увеличивая громкость звука. В 1-й строфе звучат интонации тайны, ожидания чуда. Во 2-й строфе голос становится громче, мы любуемся неожиданной, раскрывающейся прямо перед нами красотой. В 3-й строфе — восхищение, радость от причастности к преображению мира.

Предложим детям описать пейзаж на картине Куинджи. В заключение еще раз полностью прочитаем с учениками есенинское стихотворение.


IV. Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

Предложим детям создать небольшую зарисовку — рассказать о своем детском (имеется в виду раннее детство), наиболее ярком воспоминании о природе. Чтобы побудить детей к открытости и инициировать их самоанализ, учитель может поделиться своими детскими воспоминаниями, возможно, выраженными в художественной форме.

Д/З: Читать П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».

Итог урока