СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК 7. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки.  

Просмотр содержимого документа
«УРОК 7. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. 5 класс.»

УРОК 7
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания.

Основное содержание урока.
Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки.

Основные виды деятельности учащихся.
Пересказ первой части сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Восприятие и выразительное чтение по ролям трёх поединков Ивана и чуда-юда. Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы.
Самостоятельная работа. Различные виды пересказов на тему «Подвиги Ивана». Устное иллюстрирование. Сообщение об иллюстрациях к сказке. Выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство». Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их презентации и защите.

Содержание урока

I. Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне

Пересказ первой части сказки и чтение по ролям трёх поединков Ивана и чуда-юда.
Комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).

Вступительная беседа:

Почему братья отправились на бой с чудовищем?

Какие черты волшебной сказки вы нашли в этой сказке?

Почему эту сказку называют богатырской и героической?

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»:
За что сражался Иван — крестьянский сын

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

2. Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

II. Тема мирного труда и защиты родной земли

Чем чудо-юдо было опасно для русской земли?

Опишите чудо-юдо.

Рассмотрите в учебнике иллюстрации художника В. Бельтюкова к сказке.





Как на них показана напряжённость боёв? Почему чудо-юдо было трудно победить?

Можно ли предположить, что наши предки на самом деле боялись многоголового чуда-юда, или в этом образе воплотилось их представление о завоевателях, которые мешали мирному труду людей?

Найдите в сказке фрагменты, где говорится о стремлении людей к мирной жизни и мирному труду. Как это характеризует русского человека?

III. Особенности сюжета сказки

Сколько частей можно выделить в сказке? Составьте её цитатный план.

Почему сказка не закончилась победой Ивана — крестьянского сына?

С какой целью в сказку включено повествование о матери-змеихе и жёнах чуда-юда?

Докажите, что сражение с врагом в открытом бою менее опасно, чем скрытое коварство матери и жён чуда-юда.

Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?

Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подготовить выборочный пересказ на тему «Подвиги Ивана — крестьянского сына».

Индивидуальные задания.

Найти в печатных изданиях или в Интернете иллюстрации к этой сказке и подготовиться рассказать о них в классе
(фамилия художника, какой эпизод сказки изображён, какие чувства вызывает иллюстрация, в чём мастерство художника).

Ответить на вопросы и выполнить задание учебника из раздела «Литература и изобразительное искусство»: Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились?
На что обращает внимание художник? Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван — крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

Создать свою иллюстрацию к сказке и подготовиться к её защите.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016.