СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7. Музыка «дружит» не только с поэзией

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные планы. Музыка «дружит» не только с поэзией

Просмотр содержимого документа
«Урок 7. Музыка «дружит» не только с поэзией»

Урок 7

Тема: Музыка «дружит» не только с поэзией

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Музыкальный материал урока:

  • П. И. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание).

  • М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание).

Дополнительный материал:

  • Портреты композиторов П. И. Чайковского, М. Равеля.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского: па-де-де из балета «Щелкунчик».

  • Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как сказка – мир. Сказания народа,

Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,

Как эта древняя могучая природа,

С младенчества запали в душу мне».

(Н. Заболоцкий)


  1. Сообщение темы урока.

  • Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она звучала волшебно, нежно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её, кажется, будто попадаешь в сказку.)

  • Да, конечно, это действительно так. Мы не случайно начали этот урок с прекрасной музыки Чайковского, этого замечательного композитора-сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во времени.

  1. Работа по теме урока.

Музыка в мифах, сказках и преданиях

  • Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз придёт наша память, общая память человечества – это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.

Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были старинные сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.

Из глубины веков пришли античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов – Зевса. Их звали музами жизни – богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами и актерами, музыкантами и учёными.

Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.

Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.

Каково значение мифов, сказок и преданий? (Мифы, сказки, предания – вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живёт своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни.)

Слушание музыкального произведения

  • Сейчас мы с вами послушаем пьесу Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро». Для того, чтобы глубже проникнуть в этот сказочный мир, обратите внимание на иллюстрацию к этому произведению на стр. 44.

Слушание произведения.

  • Что вы можете рассказать о прослушанном произведении, может быть, вы заметили какую-то особенность в данной пьесе. (Музыка звучала спокойно, умиротворённо, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений, напряжения.)

Верно, музыка передавала состояние полного спокойствия и сказочной красоты, а кроме этого, как вы совершенно правильно заметили, в музыке отсутствовало драматическое напряжение и развитие, образ волшебного озера носит созерцательный характер, что и является особенностью этого произведения, поскольку очень мало таких произведений, где нет кульминации, напряжённости, развития.

  • В заключение пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие.

Смысловое своеобразие музыки

  • Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие.

Вспомним некоторые из них.

Учащийся читает подготовленный материал.

Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. Она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу реки Ладон, но Сиринга обратилась к реке с мольбой, чтобы та укрыла её в тростнике. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

  • Из панциря черепахи сконструировал лиру Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов. Флейту изобрела богиня мудрости и справедливости войны Афина.

Именно так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Таким образом, подражая звучанию мифологических музыкальных инструментов, композиторы искали новые сочинения, тембры, вводили в произведения голоса птиц, шум ветра и другие звуки природы. Всё это создавало необыкновенную художественную достоверность, наполняемость живыми звуками и образами.

Образы в музыке

  • Послушайте фрагмент из органной пьесы Мориса Равеля. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами.

Слушание музыки.

  • На что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный органный композитор?

Заслушиваются ответы детей, делаются выводы по данному этапу.

  • Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышится переливы искрящихся на солнце струй.

Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки из стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.

Это значит, что в музыке живёт всё многообразие литературы: Фольклор и мифология, священные писания, поэзия, драма и многое другое.

Мы знаем многие литературные жанры, которые также являются и музыкальными жанрами – это прежде всего, конечно же, стихотворные жанры – элегии и оды, баллады и романсы. Всё это обогатило музыку новыми интонациями.

Литературные образы прочно вошли в оперы, балеты.

  1. Итог урока.

  • Наверное, без влияния слова было бы совсем другим строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшее более выразительным в содружестве с поэзией.

Связь эта продолжается по сей день и будет существовать всегда, несмотря на то, что и музыка и литература приобрели на сегодняшний день независимость, которые способны каждая по-своему завоёвывать мир, но они порой встречаются вновь и приводят к новым открытиям и берут друг у друга только самое лучшее.

  1. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр. 8,9.