— Какова роль фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в «Песне…»? VI. Показ и рецензирование иллюстраций к поэме, презентация и защита своих иллюстраций. Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство». Итоговые вопросы: Почему М. Ю. Лермонтов в поисках идеального героя обращается к истории? Какие вечные нравственные ценности он провозглашает в поэме? Домашнее задание Письменно ответить на один из вопросов: 1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова? 2. В чём смысл противопоставления образов Калашникова и Кирибеевича? 3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором? Индивидуальные задания. Подготовить чтение наизусть стихотворений Лермонтова, изученных в 6 классе, а также стихотворений «Кавказ», «Гроза», «Звезда», «Вечер после дождя», «Весна», «Небо и звёзды», «Земля и небо» и др. (по выбору учителя). Прочитать статью А. А. Ахматовой о М. Ю. Лермонтове «Всё было подвластно ему» (Приложение 1): Выбрать цитаты, в которых дана оценка лирики поэта. Приложение 1 ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ А. А. Ахматова Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..." Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..." Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно: Есть речи – значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно. ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье... 1964 Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965. |