СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7. Проблематика и поэтика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 7. Проблематика и поэтика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.»

Урок 7. Проблематика и поэтика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.


Основное содержание урока.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Основные виды деятельности.
Выявление элементов сюжета. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Обсуждение произведений книжной графики.

I. Особенности сюжета поэмы.
Образы гусляров

Групповая работа:

Группа 1.

Определите элементы сюжета поэмы: зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку.

Какие сюжетные и композиционные элементы поэмы показывают её близость к фольклору?

Какова роль образов гусляров?

Почему каждая часть поэмы заканчивается их словами?

Докажите, что поэма носит романтический характер.
(Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям, напряжённость чувств героев, статичность образов, субъективность и эмоциональность авторского языка.)

Какие принципы реалистического произведения использует Лермонтов?
(Показ реалистических деталей жизни и быта героев, изображение жизни в её причинно-следственных связях, критика общественных отношений.)

II. Авторское отношение к изображаемому.
Оценка героев с позиций народа

Группа 2.

Найдите в поэме цитаты, выражающие авторское отношение к событиям, героям, их поступкам.

Заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
Авторское отношение к героям, их поступкам

Иван Грозный

Кирибеевич

Калашников

Алёна Дмитриевна

      

      

      

      

Рассказ Кирибеевича о своей любви

Рассказ Алёны Дмитриевны

Кулачный бой

Смерть Калашникова

      

      

      

      



Докажите, что авторская оценка героев и событий совпадает с оценкой гусляров и нравственной позицией народа.

Группа 3.
Найдите в поэме пейзажные зарисовки.

Определите художественную функцию пейзажа.

Заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
Пейзажные зарисовки в «Песне про купца Калашникова»

Пейзажные зарисовки

Цитаты

Ч а с т ь I (описание солнца и тучек как отрицательный параллелизм к образу царя и его окружения; описание месяца и звёзд как аллегория к отношениям царя и его соратников)

            

Ч а с т ь II (описание зари, тучек и метелицы как предвестников недоброго; описание ночи и снега как средство передачи волнения в душе героя)

            

Часть III (описание рассвета в Москве как символ красоты и гармонии в природе в отличие от страстей в человеческих душах; описание могилы купца как могилы преступника)

            




III. Прослушивание и обсуждение фрагмента «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».

IV. Язык и стих поэмы

Группа 4.

Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их художественную функцию.

Заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
Изобразительно-выразительные средства языка поэмы

Изобразительно-выразительные
средства языка

Примеры

Художественная функция

Эпитеты

      

      

Метафоры

      

      

Сравнения

      

      

Олицетворения

      

      

Гиперболы

      

      

Анафоры

      

      

Параллелизмы

      

      

Антитезы

      

      




V. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества
Практическая работа.


Поиск цитат, указывающих на связь поэмы с фольклором.

Выполнение задания 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Связь поэмы с фольклором

Черты фольклора

Примеры из поэмы

Исполнение «Песни…» гуслярами, стилизация народного речитативного стиха

            

Троекратные повторения

            

Постоянные эпитеты

            

Наличие обязательных композиционных элементов (запев, концовка, повторы и др.)

            

Картина царского пира

            

Картина поединка с противником

            

Сцена хвастовства перед боем

            

Гибель героя в честном бою

            




— Какова роль фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в «Песне…»?

VI. Показ и рецензирование иллюстраций к поэме,
презентация и защита своих иллюстраций.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Итоговые вопросы:

Почему М. Ю. Лермонтов в поисках идеального героя обращается к истории?

Какие вечные нравственные ценности он провозглашает в поэме?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из вопросов:

1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова?

2. В чём смысл противопоставления образов Калашникова и Кирибеевича?

3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором?

Индивидуальные задания.

Подготовить чтение наизусть стихотворений Лермонтова, изученных в 6 классе, а также стихотворений «Кавказ», «Гроза», «Звезда», «Вечер после дождя», «Весна», «Небо и звёзды», «Земля и небо» и др. (по выбору учителя).

Прочитать статью А. А. Ахматовой о М. Ю. Лермонтове «Всё было подвластно ему» (Приложение 1):

Выбрать цитаты, в которых дана оценка лирики поэта.


Приложение 1

ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ
А. А. Ахматова

      Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.