СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (рассказы, стихотворения). Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Э. МОШКОВСКАЯ «ЛЁД ТРОНУЛСЯ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Просмотр содержимого документа
«Урок 7 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (рассказы, стихотворения). Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Э. МОШКОВСКАЯ «ЛЁД ТРОНУЛСЯ».»

Урок 7
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (рассказы, стихотворения).
Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ».
Дополнительное чтение. Э. мошковская «Лёд тронулся»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

предметные: научатся различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Знакомство с разделом.

− Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет.

Слайды «Л. Толстой в Ясной Поляне».

− Отгадайте загадки:

• Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

• Есть в квартире молодец, математик и мудрец.

Постоянно круглый год точный счёт он дням ведёт.

(Календарь.)

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа Л. Толстого «Солнце и ветер» (учитель читает, дети следят по тексту).

Работа по учебнику и в тетради.

− Февраль – последний месяц зимы. В это время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.

На доске:

Как февраль ни злися, как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик – всё весною пахнет.

А. Майков

− Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин, А. Плещеев и многие другие.

Слайд. «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду…» (Н. В. Гоголь.)

− А сейчас вас ждёт сюрприз − радиоспектакль*. (Выступают заранее подготовленные ребята.)

Синичка. Я – молодая синичка. Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зинь-зинь-зинь!». Своего гнезда у меня нет. Целый день я прыгаю по заборам и по веткам, а как придёт вечер, забьюсь в щелочку или в пустое дупло.

Воробей 1. Эй, Зинька, вон там пустое воробьиное гнездо. Лети туда!

Синичка. И правда. Отличная квартира! Буду здесь ночевать. Тут и перина из мягкого пуха. А рядом человеческий дом – в окошко можно глядеть!

Воробей 2. Смотри, Зинька, в комнате новогодняя ёлка! Праздник сегодня! Новый год.

Синичка. А что такое Новый год?

Воробей 1. Самый большой праздник в году. Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.

Синичка. А что такое январь? Календарь?

Воробей 2. Какая ты ещё маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.

Воробей 1. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц, носик года. За ним идут ещё 10 месяцев: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воробей 2. А последний месяц, двенадцатый, – хвостик года – декабрь.

Синичка. Мне всё понятно, теперь я знаю, что такое календарь и что такое месяцы.

− А вы, ребята, поняли, что такое календарь? Назовите последовательно месяцы. Какой месяц – носик года, а какой – его хвостик?

− Сегодня вы прочитаете отрывок из произведения Виталия Бианки «Синичкин календарь». Поразмышляйте: почему оно так называется?

2. Работа с произведением В. Бианки «Синичкин календарь».

Самостоятельная работа: чтение, моделирование обложки.

Над землёю воздух дышит,

День от дня теплее;

Стали утром зорьки ярче,

На небе светлее.

Всходит солнце над землёю

С каждым днём всё выше,

И весь день, кружась, воркуют

Голуби на крыше.

И. Суриков

Коллективная работа: чтение по частям; выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Упражнения для развития выразительности чтения.

Чтение слова с разными оттенками интонации.

− Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уверенно, загадочно.

Упражнение для дикции. Чтение по ролям.

− Почему синичка Зинька решила, что начинается весна?

Чтение текста на доске.

«Наступила весна. Весело звенит капель. Радуются звери и птицы. Люди любят весну. Взрослые и дети всегда с нетерпением ждут её.

Поведай нам, весна, чем богата, чем красна».

– Знаете ли вы, ребята, какой голос у весны?

Дети определяют настроение весны под музыку Э. Грига, представляют то, что происходит с приходом весны в лесу, на поляне, на речке.

− Что же вы увидели и услышали, путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней весны рассказывает В. Бианки?

– Первая победа солнца – это весна света. Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Ещё не кончилась весна света, а солнце уже повело новое наступление. Вторая победа солнца – весна воды.

Отгадайте, какое явление природы описано в отрывке:

Льдины прыгают, кружатся,

Друг на друга громоздятся,

Друг за другом вдаль спешат,

И грохочут, и трещат. (Ледоход.

)

Слайд «Ледоход».

Вот и лёд на речке треснул, речка зашумела

И с себя зимы оковы сбрасывает смело.

И. Суриков

3. Дополнительное чтение: стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся».

Эмма Эфраимовна Мошковская – мастер стиха, автор более 40 поэтических сборников для детей, рассказов, сказок. Родилась в Москве. Окончила вокальный факультет музыкально-педагогического института. Работала певицей, но стихи писала всегда.

Слушание (читает учитель, дети следят по тексту). Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

III. Итог урока.

− Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? (Весна зелени.)

− Это уже совсем другая история.

Для самостоятельной работы: подготовить выразительное чтение одного из произведений; выучить наизусть стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся»; найти и рассмотреть книги с произведениями о природе.