Урок 7
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (рассказы, стихотворения).
Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ».
Дополнительное чтение. Э. мошковская «Лёд тронулся»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;
метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
предметные: научатся различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Знакомство с разделом.
− Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет.
Слайды «Л. Толстой в Ясной Поляне».
− Отгадайте загадки:
• Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
• Есть в квартире молодец, математик и мудрец.
Постоянно круглый год точный счёт он дням ведёт.
(Календарь.)
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа Л. Толстого «Солнце и ветер» (учитель читает, дети следят по тексту).
Работа по учебнику и в тетради.
− Февраль – последний месяц зимы. В это время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.
На доске:
Как февраль ни злися, как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик – всё весною пахнет.
А. Майков
− Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин, А. Плещеев и многие другие.
Слайд. «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду…» (Н. В. Гоголь.)
− А сейчас вас ждёт сюрприз − радиоспектакль*. (Выступают заранее подготовленные ребята.)
Синичка. Я – молодая синичка. Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зинь-зинь-зинь!». Своего гнезда у меня нет. Целый день я прыгаю по заборам и по веткам, а как придёт вечер, забьюсь в щелочку или в пустое дупло.
Воробей 1. Эй, Зинька, вон там пустое воробьиное гнездо. Лети туда!
Синичка. И правда. Отличная квартира! Буду здесь ночевать. Тут и перина из мягкого пуха. А рядом человеческий дом – в окошко можно глядеть!
Воробей 2. Смотри, Зинька, в комнате новогодняя ёлка! Праздник сегодня! Новый год.
Синичка. А что такое Новый год?
Воробей 1. Самый большой праздник в году. Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.
Синичка. А что такое январь? Календарь?
Воробей 2. Какая ты ещё маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.
Воробей 1. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц, носик года. За ним идут ещё 10 месяцев: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воробей 2. А последний месяц, двенадцатый, – хвостик года – декабрь.
Синичка. Мне всё понятно, теперь я знаю, что такое календарь и что такое месяцы.
− А вы, ребята, поняли, что такое календарь? Назовите последовательно месяцы. Какой месяц – носик года, а какой – его хвостик?
− Сегодня вы прочитаете отрывок из произведения Виталия Бианки «Синичкин календарь». Поразмышляйте: почему оно так называется?
2. Работа с произведением В. Бианки «Синичкин календарь».
Самостоятельная работа: чтение, моделирование обложки.
Над землёю воздух дышит,
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Всходит солнце над землёю
С каждым днём всё выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
И. Суриков
Коллективная работа: чтение по частям; выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Упражнения для развития выразительности чтения.
Чтение слова с разными оттенками интонации.
− Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уверенно, загадочно.
Упражнение для дикции. Чтение по ролям.
− Почему синичка Зинька решила, что начинается весна?
Чтение текста на доске.
«Наступила весна. Весело звенит капель. Радуются звери и птицы. Люди любят весну. Взрослые и дети всегда с нетерпением ждут её.
Поведай нам, весна, чем богата, чем красна».
– Знаете ли вы, ребята, какой голос у весны?
Дети определяют настроение весны под музыку Э. Грига, представляют то, что происходит с приходом весны в лесу, на поляне, на речке.
− Что же вы увидели и услышали, путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней весны рассказывает В. Бианки?
– Первая победа солнца – это весна света. Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Ещё не кончилась весна света, а солнце уже повело новое наступление. Вторая победа солнца – весна воды.
Отгадайте, какое явление природы описано в отрывке:
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут, и трещат. (Ледоход.
)
Слайд «Ледоход».
Вот и лёд на речке треснул, речка зашумела
И с себя зимы оковы сбрасывает смело.
И. Суриков
3. Дополнительное чтение: стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся».
Эмма Эфраимовна Мошковская – мастер стиха, автор более 40 поэтических сборников для детей, рассказов, сказок. Родилась в Москве. Окончила вокальный факультет музыкально-педагогического института. Работала певицей, но стихи писала всегда.
Слушание (читает учитель, дети следят по тексту). Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
III. Итог урока.
− Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? (Весна зелени.)
− Это уже совсем другая история.
Для самостоятельной работы: подготовить выразительное чтение одного из произведений; выучить наизусть стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся»; найти и рассмотреть книги с произведениями о природе.