СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СИТУАЦИЯ ЗНАКОМСТВА. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; научить употреблять прописную (заглавную) букву в именах собственных, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Просмотр содержимого документа
«Урок 7. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СИТУАЦИЯ ЗНАКОМСТВА. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ.»

Урок 7
Речевой этикет: ситуация знакомства.
имена собственные, их правописание

Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; научить употреблять прописную (заглавную) букву в именах собственных, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в именах собственных, безошибочно списывать текст; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осуществление правильного выбора языковых средств в ситуации знакомства; усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании; логические – проведение анализа речевых ситуаций, в которых необходимо называть имя и фамилию.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные: понимать отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при общении в повседневной жизни.

Личностные: проявляют стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.



Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему урока (Л.).

Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

М. Карасёва

− Какой смысл мы вкладываем в это слово, когда говорим его друг другу? (Мы желаем здоровья, хорошего настроения.)



– Послушайте стихотворение:

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай.

И бабушку-медведицy

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...



− Какие уроки вежливости вы усвоили?

…Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям −

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили! С. Маршак



II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (Р.).

− Медвежонок так ничему и не научился. Он по-прежнему был невежлив с соседями, друзьями. Тема сегодняшнего урока – «Знакомство». О чём говорит название темы? Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответы учащихся.) Сегодня вы вспомните и примените на практике те уроки вежливости, которые мы с вами повторили.

Как вы думаете, знакомиться со сверстниками и со взрослыми надо одинаково?



III. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

Учитель знакомит учащихся с книгой В. Драгунского «Денискины рассказы» (П. + К.).

− Дениска − простодушный, наивный, бескорыстный мальчик. Он думает, что он умеет знакомиться. Прочитайте, как он думал познакомиться со взрослым человеком.

− Поделитесь впечатлениями. Правильно ли задан вопрос? Как бы вы поступили? Надо ли знать имя собеседника? Зачем?

− В каких ситуациях вам нужно называть имя и фамилию?

− Оказывается, знакомство – целая наука. Прочитайте вывод, который дан в рубрике «Обрати внимание». Что надо запомнить?

Учитель демонстрирует слайд, на котором перечислены правила знакомства.

• Первым должен называть имя тот, кого представляют.

• Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет гостей друг другу.

• Младших по возрасту представляют старшим.

• Если вы хотите познакомить кого-либо со своим другом, скажите: «Знакомьтесь, пожалуйста» и назовите их имена друг другу.

Физкультминутка

Наблюдение над употреблением заглавной буквы (П.)

− Сегодня мы откроем ещё один секрет слов-названий, которые отвечают на вопрос кто? Для чего нам нужны большие буквы? Давайте отправимся в путешествие по стране больших букв.


Рубрика «Обрати внимание» (Р.).

– Прочитайте сочетания слов на с. 24.

− Смотрите, одни названия написаны с маленькой буквы, а другие – с большой. Откройте этот секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей и животных, пишутся с большой буквы?

Вывод: имена людей и клички животных, названия городов и рек пишутся с большой буквы.

− Прочитайте в упражнении 2 на с. 25 предложения парами. Чем отличаются предложения в каждой паре? В каких предложениях информация более точная? Приведите свои примеры таких предложений.

− Прочитайте сведения о языке в рубрике «Тайны языка». Почему имена собственные пишутся с большой буквы?

Пальчиковая гимнастика (Л. + Р.)

А у нашей внучки маленькие ручки,

А на ручках пальчики – девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут, их по имени зовут:

Пальчик Саша, пальчик Маша,

Миша, Гриша и Степан,

Пальчик Женя, пальчик Феня,

Таня, Ваня и Роман.

Вот какие пальчики –

Девочки и мальчики.

Комментированное выполнение упражнения 3 (К. + Р.).

Работа в парах (упражнение 4). Знакомство с новым условным обозначением в учебнике.

− Повторите правила парной работы. Прочитайте и выполните задание в парах (К.).

Закрепление изученного по учебнику (П. + К.).

− Чему вы учились сегодня на уроке? Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве. (Учащиеся отвечают, учитель демонстрирует слайд.)

● Разрешите познакомиться.

● Знакомьтесь, пожалуйста.

● Очень приятно.

● Я рад знакомству.

− Разыграйте ситуации знакомства.

− Выполните самостоятельно упражнение 5.



Самостоятельная работа (Л. + Р.).

− Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена заимствованы (пришли к нам) из других языков. Иногда имя давалось в соответствии с именем святого, день которого приходился на день рождения или крещения ребёнка (в России – по православному календарю).

– Посмотрите, у каждого из вас на парте лежит конверт, в котором на карточке написано ваше имя и его значение. Прочитайте каждый о своём имени.

При подготовке карточек можно воспользоваться следующей литературой: Канакина В. П. Радость познания в слове. М., 1996; Полякова Е. Н. Из истории русских имён и фамилий. М., 1975; Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л., 1962.

На доске запись: «Гордиться своим именем. Создать себе гордое имя».

− Что это значит?


Занимательная минутка (П.).

− Назовите имена, которые могут принадлежать и мальчикам, и девочкам. (Саша, Женя, Валя.) Как их надо написать? Почему? Запишите в тетрадь.

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,

Имя своё от родителей в дар получает… (Гомер. «Одиссея».)


Рубрика «Это интересно!» (П.).

− Самое длинное женское имя существует на Гавайских островах – в нём только согласных букв 65.


2. Работа в тетради «Русский язык».

«Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный − жёлтый стеклянный, а другой большой белый − из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху…» (В. Драгунский.)


Упражнение 1 «Дорисуй», с. 20 (Р.).

− Дорисуйте мишку самостоятельно.

Упражнение 2 «Чистописание – напиши красиво», с. 20 (Р.).

– Какие элементы букв и буквы надо красиво написать? Чем похожи буквы и чем они отличаются? Напишите красиво.

Сопоставление звукового состава и буквенной записи слов (П.).

С буквой у – на нём сидят,

С буквой о – за ним и пишут, и едят.

(Стул − стол.)

− Какими буквами отличаются слова? Какие звуки они обозначают? Что вы знаете о гласных звуках? Какое влияние оказывают гласные звуки на рядом стоящие согласные звуки?

Слова из упражнения 3 в рабочей тетради учитель выносит на доску. Коллективно проводится разбор звукового состава каждой пары слов.

− Назовите пары, в которых слова отличаются только одним звуком. (Таких пар слов нет.)

− Почему? Отметьте на схемах галочкой звуки, которыми различаются пары слов.

Физкультминутка (Р. + Л.)

Мишка по лесу гулял,

Мишка деток искал,

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Учащиеся на месте «идут», переваливаясь, изображая медведя.

Садятся, «засыпают».

Подремал медведь, пошёл

И ребяток он нашёл.

Стали детки плясать,

«Просыпаются», встают, топают ножками, хлопают в ладоши.

Стали ножками стучать.

Мишка, мишенька, вставай,

С нами танец начинай!


Упражнение в написании заглавной буквы в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов, рек, озёр.

− Мишка обижается, что у вас есть имя, отчество и фамилия. А его никак не зовут, нет у него имени собственного. Как обычно зовут мишку в сказках? (Михайло Потапович, Мишутка и др.) Как пишутся имена собственные?

− Мишутка загадает вам имена своих друзей – литературных героев. Отгадайте и запишите их в свою тетрадь.

1. Добрый доктор, который лечит зверей, птиц, насекомых. (Айболит.)

2. Малыши-коротыши, кого вспомнишь – напиши. (Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Тюбик, Цветик, Листик, Пулька, Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик и др.)

− Как вы написали имена литературных персонажей? Попробуйте объяснить значения их имён. Какие имена собственные вам известны? Выполните упражнение 4 самостоятельно (Р.).

Коллективная проверка. Демонстрируются слайды: «Имена мальчиков», «Имена девочек», «Названия городов», «Клички животных».

− Послушайте внимательно стихотворение:

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа, и Андрей!

Никогда не забывайте:

Имя буквой выделяйте!

− Какие женские имена вы запомнили? Какие мужские? К чему призывает автор стихотворения? Помните об этом при выполнении следующего задания.

Упражнение 5, с. 22.

− Можно ли сказать, сколько имён девочек и сколько имён мальчиков вы выписали? Почему? Какие ещё имена собственные пишутся с большой буквы?



Рубрика «Из истории имён» (П.).

В древние времена на Руси у людей сначала не было постоянных имён, отчеств, фамилий. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!..

(По С. Маршаку.)

Упражнение 6, с. 23 (К.).

− Прочитайте предложения. Какие слова написаны с большой буквы? Что они обозначают? Объясните происхождение этих фамилий.

Списывание предложений (Р.).



IV. Итог урока. Рефлексия деятельности (П. + К. + Р. + Л.).

− Мишка проводит «весёлую переменку». Разгадайте ребусы. (Мороз, мель.)

Учитель напоминает, что означают запятые рядом с картинкой.

− Что объединяет слова «мишка», «мороз», «мель»? Чем они отличаются?

− Какие сведения о языке вы узнали? Для чего нужны имена собственные? Надеюсь, стихотворение поможет вам ответить на этот вопрос.

Слайд «Стихотворение».

ОБЪЯВЛЕНИЕ

В четверг объявление было в газете:

«Внимание, учащиеся! Внимание, учащиеся!

Пропала собака по кличке Б/барбос.

Барбос без хвоста и до носа оброс.

Он жил у вокзала на улице Н/новой,

В квартире 14 у И/ивановой».

В. Орлов

– Какой секрет письменной речи вы раскрыли сегодня на уроке? (Особые правила письма: большая буква в начале предложения; большая буква в именах собственных.)

− Какие имена собственные встретились в стихотворении? Как их надо писать? Запишите в тетрадь.

– А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения? Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?

– А с помощью голоса, интонации можно ли показать большую букву в именах собственных?

Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения.





3