Урок 7
Речевой этикет: ситуация знакомства.
имена собственные, их правописание
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; научить употреблять прописную (заглавную) букву в именах собственных, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в именах собственных, безошибочно списывать текст; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осуществление правильного выбора языковых средств в ситуации знакомства; усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании; логические – проведение анализа речевых ситуаций, в которых необходимо называть имя и фамилию.
Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные: понимать отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при общении в повседневной жизни.
Личностные: проявляют стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока (Л.).
Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
М. Карасёва
− Какой смысл мы вкладываем в это слово, когда говорим его друг другу? (Мы желаем здоровья, хорошего настроения.)
– Послушайте стихотворение:
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай.
И бабушку-медведицy
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
− Какие уроки вежливости вы усвоили?
…Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям −
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили! С. Маршак
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (Р.).
− Медвежонок так ничему и не научился. Он по-прежнему был невежлив с соседями, друзьями. Тема сегодняшнего урока – «Знакомство». О чём говорит название темы? Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответы учащихся.) Сегодня вы вспомните и примените на практике те уроки вежливости, которые мы с вами повторили.
Как вы думаете, знакомиться со сверстниками и со взрослыми надо одинаково?
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
Учитель знакомит учащихся с книгой В. Драгунского «Денискины рассказы» (П. + К.).
− Дениска − простодушный, наивный, бескорыстный мальчик. Он думает, что он умеет знакомиться. Прочитайте, как он думал познакомиться со взрослым человеком.
− Поделитесь впечатлениями. Правильно ли задан вопрос? Как бы вы поступили? Надо ли знать имя собеседника? Зачем?
− В каких ситуациях вам нужно называть имя и фамилию?
− Оказывается, знакомство – целая наука. Прочитайте вывод, который дан в рубрике «Обрати внимание». Что надо запомнить?
Учитель демонстрирует слайд, на котором перечислены правила знакомства.
• Первым должен называть имя тот, кого представляют.
• Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет гостей друг другу.
• Младших по возрасту представляют старшим.
• Если вы хотите познакомить кого-либо со своим другом, скажите: «Знакомьтесь, пожалуйста» и назовите их имена друг другу.
Физкультминутка
Наблюдение над употреблением заглавной буквы (П.)
− Сегодня мы откроем ещё один секрет слов-названий, которые отвечают на вопрос кто? Для чего нам нужны большие буквы? Давайте отправимся в путешествие по стране больших букв.
Рубрика «Обрати внимание» (Р.).
– Прочитайте сочетания слов на с. 24.
− Смотрите, одни названия написаны с маленькой буквы, а другие – с большой. Откройте этот секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей и животных, пишутся с большой буквы?
Вывод: имена людей и клички животных, названия городов и рек пишутся с большой буквы.
− Прочитайте в упражнении 2 на с. 25 предложения парами. Чем отличаются предложения в каждой паре? В каких предложениях информация более точная? Приведите свои примеры таких предложений.
− Прочитайте сведения о языке в рубрике «Тайны языка». Почему имена собственные пишутся с большой буквы?
Пальчиковая гимнастика (Л. + Р.)
А у нашей внучки маленькие ручки,
А на ручках пальчики – девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут, их по имени зовут:
Пальчик Саша, пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя, пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики –
Девочки и мальчики.
Комментированное выполнение упражнения 3 (К. + Р.).
Работа в парах (упражнение 4). Знакомство с новым условным обозначением в учебнике.
− Повторите правила парной работы. Прочитайте и выполните задание в парах (К.).
Закрепление изученного по учебнику (П. + К.).
− Чему вы учились сегодня на уроке? Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве. (Учащиеся отвечают, учитель демонстрирует слайд.)
● Разрешите познакомиться.
● Знакомьтесь, пожалуйста.
● Очень приятно.
● Я рад знакомству.
− Разыграйте ситуации знакомства.
− Выполните самостоятельно упражнение 5.
Самостоятельная работа (Л. + Р.).
− Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена заимствованы (пришли к нам) из других языков. Иногда имя давалось в соответствии с именем святого, день которого приходился на день рождения или крещения ребёнка (в России – по православному календарю).
– Посмотрите, у каждого из вас на парте лежит конверт, в котором на карточке написано ваше имя и его значение. Прочитайте каждый о своём имени.
При подготовке карточек можно воспользоваться следующей литературой: Канакина В. П. Радость познания в слове. М., 1996; Полякова Е. Н. Из истории русских имён и фамилий. М., 1975; Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л., 1962.
На доске запись: «Гордиться своим именем. Создать себе гордое имя».
− Что это значит?
Занимательная минутка (П.).
− Назовите имена, которые могут принадлежать и мальчикам, и девочкам. (Саша, Женя, Валя.) Как их надо написать? Почему? Запишите в тетрадь.
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё от родителей в дар получает… (Гомер. «Одиссея».)
♦ Рубрика «Это интересно!» (П.).
− Самое длинное женское имя существует на Гавайских островах – в нём только согласных букв 65.
2. Работа в тетради «Русский язык».
«Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный − жёлтый стеклянный, а другой большой белый − из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху…» (В. Драгунский.)
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 20 (Р.).
− Дорисуйте мишку самостоятельно.
Упражнение 2 «Чистописание – напиши красиво», с. 20 (Р.).
– Какие элементы букв и буквы надо красиво написать? Чем похожи буквы и чем они отличаются? Напишите красиво.
Сопоставление звукового состава и буквенной записи слов (П.).
С буквой у – на нём сидят,
С буквой о – за ним и пишут, и едят.
(Стул − стол.)
− Какими буквами отличаются слова? Какие звуки они обозначают? Что вы знаете о гласных звуках? Какое влияние оказывают гласные звуки на рядом стоящие согласные звуки?
Слова из упражнения 3 в рабочей тетради учитель выносит на доску. Коллективно проводится разбор звукового состава каждой пары слов.
− Назовите пары, в которых слова отличаются только одним звуком. (Таких пар слов нет.)
− Почему? Отметьте на схемах галочкой звуки, которыми различаются пары слов.
Физкультминутка (Р. + Л.)
Мишка по лесу гулял, Мишка деток искал, Долго, долго он искал, Сел на травку, задремал. | Учащиеся на месте «идут», переваливаясь, изображая медведя. Садятся, «засыпают». |
Подремал медведь, пошёл И ребяток он нашёл. Стали детки плясать, | «Просыпаются», встают, топают ножками, хлопают в ладоши. |
Стали ножками стучать. Мишка, мишенька, вставай, С нами танец начинай! | |
Упражнение в написании заглавной буквы в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов, рек, озёр.
− Мишка обижается, что у вас есть имя, отчество и фамилия. А его никак не зовут, нет у него имени собственного. Как обычно зовут мишку в сказках? (Михайло Потапович, Мишутка и др.) Как пишутся имена собственные?
− Мишутка загадает вам имена своих друзей – литературных героев. Отгадайте и запишите их в свою тетрадь.
1. Добрый доктор, который лечит зверей, птиц, насекомых. (Айболит.)
2. Малыши-коротыши, кого вспомнишь – напиши. (Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Тюбик, Цветик, Листик, Пулька, Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик и др.)
− Как вы написали имена литературных персонажей? Попробуйте объяснить значения их имён. Какие имена собственные вам известны? Выполните упражнение 4 самостоятельно (Р.).
Коллективная проверка. Демонстрируются слайды: «Имена мальчиков», «Имена девочек», «Названия городов», «Клички животных».
− Послушайте внимательно стихотворение:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Сережа, и Андрей!
Никогда не забывайте:
Имя буквой выделяйте!
− Какие женские имена вы запомнили? Какие мужские? К чему призывает автор стихотворения? Помните об этом при выполнении следующего задания.
Упражнение 5, с. 22.
− Можно ли сказать, сколько имён девочек и сколько имён мальчиков вы выписали? Почему? Какие ещё имена собственные пишутся с большой буквы?
♦ Рубрика «Из истории имён» (П.).
В древние времена на Руси у людей сначала не было постоянных имён, отчеств, фамилий. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека.
Кто был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!..
(По С. Маршаку.)
Упражнение 6, с. 23 (К.).
− Прочитайте предложения. Какие слова написаны с большой буквы? Что они обозначают? Объясните происхождение этих фамилий.
Списывание предложений (Р.).
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности (П. + К. + Р. + Л.).
− Мишка проводит «весёлую переменку». Разгадайте ребусы. (Мороз, мель.)
Учитель напоминает, что означают запятые рядом с картинкой.
− Что объединяет слова «мишка», «мороз», «мель»? Чем они отличаются?
− Какие сведения о языке вы узнали? Для чего нужны имена собственные? Надеюсь, стихотворение поможет вам ответить на этот вопрос.
Слайд «Стихотворение».
ОБЪЯВЛЕНИЕ
В четверг объявление было в газете:
«Внимание, учащиеся! Внимание, учащиеся!
Пропала собака по кличке Б/барбос.
Барбос без хвоста и до носа оброс.
Он жил у вокзала на улице Н/новой,
В квартире 14 у И/ивановой».
В. Орлов
– Какой секрет письменной речи вы раскрыли сегодня на уроке? (Особые правила письма: большая буква в начале предложения; большая буква в именах собственных.)
− Какие имена собственные встретились в стихотворении? Как их надо писать? Запишите в тетрадь.
– А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения? Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?
– А с помощью голоса, интонации можно ли показать большую букву в именах собственных?
Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения.
3