Урок 70
Прибавление и вычитание
одного в пределах 10. Сумма, разность
Цели: закрепить умения называть одно предыдущее (последующее) число, выполнять движения по шкале влево или вправо от данного числа на 1 единицу; познакомить с новыми понятиями «сумма» и «разность».
Оборудование: предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Устный счёт.
1. Индивидуальная работа.
На доске:
4 1 = 5 5 = 0 5 = 2
5 1 = 4 4 = 5 4 = 1
8 1 = 9 7 = 6 1 = 6
6 0 = 6 3 = 5 2 = 7
5 2 = 3 9 = 9 7 = 0
У доски работают 3 человека. Рядом с заданиями – сюрпризы для тех, кто выполнит работу правильно.
2. Задача на смекалку.
На двух тарелках было всего 10 яблок. Когда с одной тарелки переложили на другую 2 яблока, на обеих тарелках их стало поровну. Сколько яблок было на каждой тарелке?
III. Фронтальная работа.
1. Игра «Проверь Незнайку».
Дидактическая цель. Закрепление переместительного свойства сложения.
Средства обучения. Рисунки: вагоны-домино.
Содержание игры. Учитель сообщает детям, что в класс пришел Незнайка, сцепил парами вагоны по правилу игры в домино и предлагает детям составить примеры на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Учащиеся из разрезных карточек с цифрами составляют следующие примеры:

Учитель предлагает проверить, правильно ли Незнайка сцепил вагоны. Учащиеся замечают ошибки Незнайки. Меняют вагоны местами. Снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения.
2. Отметьте «лишний» рисунок.

3. Задание по «ромашке» с цифрами.
1) Назовите число, следующее после числа 7.
2) Назовите число, предыдущее числу 5.
3) Какое число при счете следует за числом 9?
4) Покажите соседей чисел 6; 2; 8.
5) Какое число меньше на 1, чем 5?
6) Какое число больше на 1, чем 7?
7) Увеличьте 8 на 1.
8) Уменьшите 6 на 1.
Проверка индивидуальных заданий «светофором».
III. Работа над новым материалом.
1. Чистописание в тетрадях.
2. Подготовительное упражнение 1 на с. 25 учебника.
– Что мы предполагаем, называя завтра?
– Что мы имеем в виду, называя вчера?
3. Игра «Где мое место?».
К доске вызываются 10 человек, каждый из которых получает карточки с числом от 1 до 10 (произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски.
– Правильно ли построились ребята?
– Первый … четвертый – шаг вперед. Сколько здесь ребят? (4.)
– Прибавьте к 4 один.
– Какой ученик сделает шаг вперед? (5.) Аналогично рассматриваются случаи: 5 + 1, 6 + 1, 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1.
– Какое число получаем, если прибавляем к числу один? (Если прибавляем один, получаем последующее число.)
Вывод повторяется несколькими учениками, подтверждается примерами. Далее учитель предлагает десятому ученику положить на стол карточку и сесть на место.
– Сколько было учеников? (10.)
– Сколько учеников сели на свое место? (1.)
– Сколько получилось? (9.)
– Как? (10 – 1 = 9.)
Аналогично рассматривают случаи: 9 – 1, 8 – 1, 7 – 1, 6 – 1.
– Какое число мы получаем, если вычитаем из числа один? (Мы получаем предыдущее число, которое встречается сразу перед ним.)
Вывод повторяют ученики, приводят свои примеры.
4. Знакомство с понятиями сумма и разность (с. 26).
Учитель объясняет, что когда мы прибавляем – получаем сумму, когда отнимаем – находим разность.
5. Работа по таблице сложения и вычитания (суммы и разности чисел) на с. 27.

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в сторону пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Решение примеров.
1) Выполнение задания 5 на с. 25 учебника.
2) Работа с «машинами» в задании 1 на с. 17 тетради.
3) Работа над задачей.
У зайца взошла морковка за одну неделю и один день. За сколько дней взошла морковка? (Запись в тетрадях.)
– Что известно в задаче? Что необходимо найти?
– Сколько в одной неделе дней? (7.)
– Сколько дней всходила морковка? (7 и 1.)
Изображают в тетради кружочками: О О О О О О О О.
– За сколько дней взошла морковка? (За 8.)
– Как нашли? (7 + 1 = 8.) Какой ответ получили?
– Что нашли? (Сумму.)
V. Итог урока.
– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?