Тип урока: повторение и обобщение изученного материала |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами сказок (литературная (авторская), народная), жанрами фольклора (сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка); способствовать отработке беглого, выразительного, осознанного чтения; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение, любовь к природе, ответственность за братьев наших меньших |
Планируемые результаты |
Предметные: выделяют признаки сказки; правильно называют произведение; сравнивают народные сказки; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей | Метапредметные: познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме | Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Образовательные ресурсы: загадки; сведения о лебеде, глухаре; изображения птиц |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Ни минуты не теряем И работать начинаем | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу |
II. Постановка учебной задачи | – Отгадайте загадки: Какой петух Порою глух? Сел на елку, на сучок, Бороды торчит клочок; Как летун он плоховат И порою глуховат. (Глухарь.) | Красавица птица Плывет, не таится: Бела, словно пена, В движеньях степенна. Клюв красным бутоном Горит над затоном. А шея – дугой Над тихой водой… (Лебедь.) | На доске изображения птиц. – Сформулируйте тему, задачи урока/ – Сегодня мы будем работать со сказкой. Мы будем читать сказку про птиц: удивительно умных, не просто красивых, а грациозных и очень верных друг другу. Кто же эти птицы? Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас в лесах, мы поговорим сегодня. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. | Отгадывают загадки. Рассматривают иллюстрации. Прогнозируют содержание урока | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
III. Работа по теме урока. 1. Первичное чтение сказки учителем | – Послушайте произведение «Белые перышки» | Внимательно слушают |
2. Первичное восприятие | – Понравилось ли вам произведение? – Какое чувство вызвало? | – Волнение, тревога, печаль |
3. Модели- рование обложки | – Подумайте, к какому жанру относится произведение, и составьте модель обложки | Работают с моделями обложки | Используют знаково-символическое представление информации |
4. Чтение сказки | | Внимательно слушают |
5. Беседа по содержанию | – Что в этой сказке может быть правдой? Есть ли в ней реальные факты? Что придумано? – Какими словами начинается сказка? Какое сравнение показывает читателю, насколько было холодно зимой? – Кто выжил после этой зимы? – Почему глухарь собрался лететь в теплые края? – Кто-нибудь из вас видел стаю летящих птиц? Рассказывает о перелете птиц, косяке (возглавляют и завершают сильные птицы, молодняк летит в середине). – Что такое косяк? – Как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? – А вы бы его пожалели? | – «Зима в тот год была холодная. Такая, что птицы все от холода замерзли». – Организованная стая |
Физкультминутка | – Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы отдохнем. Лебеди летят, крыльями машут. (Ходьба на месте с подниманием рук вверх и вниз.) Прогнувшись под водой, (Наклон вперед, руки в стороны.) Качают головой. (Повороты головой.) Гордо и прямо умеют держаться (Выпрямиться, руки за спину.) Тихо, бесшумно (Руки вниз – потянуться вверх.) На воду садятся (Сели.) | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6. Беседа после самостоятельного чтения | – Какая беда произошла с глухарем? – К кому он обратился за помощью? – Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря? – Какие качества проявили лебеди, не оставив глухаря в беде? – Каким был глухарь? – Как лебеди помогли глухарю? – Чем закончилось путешествие глухаря? | – Добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые. – Настойчивый, терпеливый, слабый | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
7. Аналитическое чтение | – Сколько в сказке абзацев? – Вспомните, в каком темпе, с какой интонацией надо читать начало сказки? – Как развиваются события дальше? – Как будем читать обращение глухаря к лебедям? – С какой интонацией будем читать слова лебедя? Почему? – В какой момент глухарь обрадовался? – Как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками? – Что изменилось в поведении птиц? С какой интонацией будем читать их слова? – А как прочитаем прощальные слова? | – Шесть. – Плавно, спокойно. – Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остается зимовать. – Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближения зимы. – Лебеди не боятся зимы, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно. – Когда лебеди решили взять его с собой. – С грустью, так как они прощаются с друзьями. – Глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией его усталость. Лебедь заволновался, его слова читаем с волнением. – С грустью, волнением |
8. Самостоятельная работа | – В рабочей тетради на с. 23 разгадайте кроссворд «Птицы» и раскрасьте рисунки | Выполняют задания | |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Какие задачи мы ставили в начале урока? – Выполнили их? – Кто автор сказки? – Чем отличается авторская сказка от народной? – К какому жанру она относится? – Почему это сказка? – С каким произведением мы с вами познакомились? – Отчего у глухаря глаза и брови красные? Белые перышки на крыльях? – Прочитайте: • Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. – Чему научила вас эта сказка? – Прочитайте основную мысль сказки. • Умей преодолевать трудности! – Что на уроке понравилось? – С какими трудностями столкнулись? | – Познакомиться с произведением, прочитать выразительно. – Правильно рассчитывать свои силы. Надо верить в лучшее, уметь преодолевать препятствия. Делятся впечатлениями об уроке, говорят, что понравилось, что было трудным | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознают качество и уровень усвоения. Проявляют способность объективно судить о причинах своих успехов, анализировать свои действия |
Домашнее задание | Читать сказку «Белые перышки» целыми словами; выполнить в рабочей тетради на с. 22 задания 1, 2; проиллюстрировать сказку | Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |