СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 71. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛЫЕ ПЕРЫШКИ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами сказок (литературная (авторская), народная), жанрами фольклора (сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка); способствовать отработке беглого, выразительного, осознанного чтения; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение, любовь к природе, ответственность за братьев наших меньших.

Просмотр содержимого документа
«Урок 71. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛЫЕ ПЕРЫШКИ».»

Урок 71. Русская народная сказка «Белые пЕрышки»

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами сказок (литературная (авторская), народная), жанрами фольклора
(сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка); способствовать отработке беглого, выразительного, осознанного чтения; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение, любовь к природе, ответственность за братьев наших меньших

Планируемые результаты

Предметные: выделяют признаки сказки; правильно называют произведение; сравнивают народные сказки; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: загадки; сведения о лебеде, глухаре; изображения птиц


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Ни минуты не теряем

И работать начинаем

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу

II. Постановка учебной
задачи

– Отгадайте загадки:

Какой петух

Порою глух?

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун он плоховат

И порою глуховат.

(Глухарь.)

Красавица птица

Плывет, не таится:

Бела, словно пена,

В движеньях степенна.

Клюв красным бутоном

Горит над затоном.

А шея – дугой

Над тихой водой…

(Лебедь.)

На доске изображения птиц.

– Сформулируйте тему, задачи урока/

Сегодня мы будем работать со сказкой. Мы будем читать сказку про птиц: удивительно умных, не просто красивых, а грациозных и очень верных друг другу. Кто же эти птицы?

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас в лесах, мы поговорим сегодня. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники.

Отгадывают загадки.










Рассматривают иллюстрации.

Прогнозируют содержание урока

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

III. Работа
по теме
урока.

1. Первичное чтение сказки учителем




– Послушайте произведение «Белые перышки»




Внимательно слушают

2. Первичное восприятие

– Понравилось ли вам произведение?

– Какое чувство вызвало?


– Волнение, тревога, печаль

3. Модели-
рование обложки

– Подумайте, к какому жанру относится произведение, и составьте модель обложки

Работают с моделями обложки

Используют знаково-символическое представление информации

4. Чтение

сказки


Внимательно слушают

5. Беседа по содержанию

– Что в этой сказке может быть правдой? Есть ли в ней реальные факты? Что придумано?

– Какими словами начинается сказка? Какое сравнение показывает читателю, насколько было холодно зимой?

– Кто выжил после этой зимы?

– Почему глухарь собрался лететь в теплые края?

– Кто-нибудь из вас видел стаю летящих птиц?

Рассказывает о перелете птиц, косяке (возглавляют
и завершают сильные птицы, молодняк летит
в середине).

– Что такое косяк?

– Как отнеслись лебеди к просьбе глухаря?

– А вы бы его пожалели?



– «Зима в тот год была холодная.
Такая, что птицы все от холода замерзли».






– Организованная стая

Физкультминутка

– Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте
и мы отдохнем.

Лебеди летят, крыльями машут.

(Ходьба на месте с подниманием рук вверх и вниз.)

Прогнувшись под водой,

(Наклон вперед, руки в стороны.)

Качают головой.

(Повороты головой.)

Гордо и прямо умеют держаться

(Выпрямиться, руки за спину.)

Тихо, бесшумно

(Руки вниз – потянуться вверх.)

На воду садятся

(Сели.)

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Беседа после самостоятельного
чтения

– Какая беда произошла с глухарем?

– К кому он обратился за помощью?

– Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

– Какие качества проявили лебеди, не оставив глухаря в беде?


– Каким был глухарь?

– Как лебеди помогли глухарю?

– Чем закончилось путешествие глухаря?




– Добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые.

– Настойчивый, терпеливый,
слабый

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

7. Аналитическое чтение

– Сколько в сказке абзацев?

– Вспомните, в каком темпе, с какой интонацией надо читать начало сказки?

– Как развиваются события дальше?


– Как будем читать обращение глухаря к лебедям?



– С какой интонацией будем читать слова лебедя?
Почему?


– В какой момент глухарь обрадовался?


– Как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками?

– Что изменилось в поведении птиц? С какой интонацией будем читать их слова?



– А как прочитаем прощальные слова?

– Шесть.

– Плавно, спокойно.


– Лебеди собираются лететь на юг,
а глухарь остается зимовать.

– Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближения зимы.

– Лебеди не боятся зимы, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно.

– Когда лебеди решили взять его
с собой.

– С грустью, так как они прощаются с друзьями.

– Глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией его усталость. Лебедь заволновался, его слова читаем с волнением.

– С грустью, волнением

8. Самостоятельная
работа

– В рабочей тетради на с. 23 разгадайте кроссворд «Птицы» и раскрасьте рисунки

Выполняют задания


IV. Итог
урока. Рефлексия

– Какие задачи мы ставили в начале урока?


– Выполнили их?

– Кто автор сказки?

– Чем отличается авторская сказка от народной?

– К какому жанру она относится?

– Почему это сказка?

– С каким произведением мы с вами познакомились?

– Отчего у глухаря глаза и брови красные? Белые перышки на крыльях?

– Прочитайте:

• Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Чему научила вас эта сказка?

– Прочитайте основную мысль сказки.

• Умей преодолевать трудности!

– Что на уроке понравилось?

– С какими трудностями столкнулись?

– Познакомиться с произведением, прочитать выразительно.












– Правильно рассчитывать свои силы. Надо верить в лучшее, уметь преодолевать препятствия.

Делятся впечатлениями об уроке, говорят, что понравилось, что было трудным

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить; осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют способность объективно судить о причинах своих успехов,
анализировать свои действия

Домашнее

задание

Читать сказку «Белые перышки» целыми словами; выполнить в рабочей тетради на с. 22 задания 1, 2; проиллюстрировать сказку

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить