Урок 72
Прибавление числа 2
с переходом через разряд
Цель: объяснить прибавление числа по частям, когда число разбивается на две части так, чтобы, прибавляя первую часть, сразу можно было получить 10, а затем к 10 прибавить вторую часть.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задача в стихах.
По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
– Сколько всего подосиновиков нашел зайчик? (Два.)
2. Индивидуальная работа.
Трое учащихся работают у доски с «машинами».

3. Фронтальная работа.
1) Работа с цепочками.

Проверка работы выполняется по сигнальным карточкам.
2) Работа в тетрадях (задание 1 на с. 41).
3) Проверка индивидуальной работы.
III. Работа над новым материалом.
1. Минутка чистописания.
Написание цифры 2.
2. Состав числа 2.
(Два – это 1 и 1.)
10 – это 9 и сколько? (1.)
3. Работа с фишками.
– Отсчитайте 9 красных фишек и положите их в строку.
– Возьмите 2 желтых фишки и расположите их в той же строке поодаль.
– Прибавляя 2, будем придвигать по очереди каждую желтую фишку к красным.
– Придвинув первую фишку, сколько получили? (10.)
– Теперь придвинем еще 1 фишку. Сколько получим? (11.)
4. Работа по шкале линейки.
Рассматриваются способы прибавления к 9 числа 2: по частям; по шкале линейки.
Еще раз обращается внимание на то, что сначала к 9 прибавили 1, получили 10, а затем еще 1, получили 11. После рассмотрения всех трех способов сложения учащиеся выбирают, какой способ решения понравился больше.
5. Решение примеров (задание 9 на с. 30 учебника).
Дети записывают на доске и в тетрадях данные примеры. При выполнении задания учащиеся вспоминают правило. (Складывать числа можно в любом порядке. Удобнее к большему числу прибавлять меньшее.)
6. Решение задач.
1) Решение задачи 10 (1), с. 31 учебника.
Дети читают задачу и оформляют запись в тетрадях.
– Сколько в озере плавает уток? (2.)
– Нарисуйте два красных круга.
– Сколько плавало утят? (9.)
– Дорисуйте в строку девять желтых кругов.
– Сколько всего птиц на озере? (11.)
– Как получили? (2 + 9 = 11.) Запишите ответ. (Ответ: 11.)

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
В синем небе – голубь сизый.
Он летит так ВЫСОКО,
Что его отсюда снизу
Различить мне нелегко.
А бабочка летает НИЗКО.
Она нарядна, как артистка,
Вспорхнула на тюльпан, на мак
И села вдруг на мой башмак.
2) Решение задачи 10 (2), с. 31 учебника.
Работа по задаче ведется аналогично, в тетрадях появляется запись:
9 – 2 = 7
Ответ: 7.
3) Работа над таблицей, с. 32.
Дети закрывают ответы полоской бумаги; учитель вразбивку читает примеры, учащиеся называют ответ и сверяются с ответом в таблице.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа с «машинами» (задание 2 на с. 41 в тетради).
Первый пример ученики решают самостоятельно с объяснением.
Рассматривая вторую машину, учитель предлагает учащимся представить следующую ситуацию:
Катя задумала какое-то число, ввела его в машину, машина вычла из него 2, и из нее вышло число 1. Какое число задумала Катя?
Дальнейшие рассуждения учащихся:
К неизвестному числу стрелка не идет, поэтому изобразим обратную машину «+2». Двигаемся по стрелке, выполняя действие: 1 + 2 = 3. Проверим решение, идя по верхней стрелке: 3 – 2 = 1.
– Какое число задумала Катя? (Катя задумала число 3.)
Решение оформляется в тетради:

V. Работа над задачами.
1. Решение задачи 3 на с. 41 в тетради.
Дети подчеркивают возможные решения. (4 + 4 = 8, 4 · 2 = 8.)
2. Решение задачи 4 на с. 41 в тетради.
а) У белки было 2 гриба, еж принес еще 2 гриба. Сколько грибов стало у белки? (4.) (2 + 2 = 4.)
б) Четыре гриба еж с белкой разделили между собой. По сколько грибов досталось белочке и ежу? (По два, 4 : 2 = 2.)
VI. Итог урока.
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Что усвоили недостаточно хорошо?