Урок 74
Вычитание числа 2
с переходом через разряд
Цели: развивать умение вычитать разными способами; повторить состав числа 2; добиться усвоения таблицы 2 с переходом через 10.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Индивидуальная работа.
Работа с «машинами». Трое учащихся работают у доски. По окончании работы тех, кто решит правильно, ожидает сюрприз.

2. Фронтальная работа.
Назовите сумму чисел: 8 и 1; 2 и 1; 1 и 6; 1 и 9.
Назовите разность чисел: 8 и 1; 6 и 1; 1 и 1; 10 и 1.
Чему равна сумма чисел: 2 и 2; 7 и 2; 2 и 4; 2 и 5; 6 и 2?
3. Проверка индивидуальной работы.
4. Решение задачи устно.
На лужайке растут 7 березок и 3 клена. Сколько всего растет деревьев? (10; 7 + 3.)
III. Работа над новым материалом.
1. Выполнение задания 8 на с. 35 учебника.
Учитель предлагает рассмотреть три способа вычитания 2.
I способ: работа с фишками: 11 – 2.
– Выложите перед собой 11 фишек. Уберите 2 фишки.
– Как будете убирать? (Сначала одну, затем еще одну.)
– Сколько фишек осталось? (9.) Сколько убрали? (2.)
Вывод. Значит, 11 – 2 = 9.
II способ: работа по шкале линейки: 11 – 2.
– От какого числа начинаете работать? (От 11.)
– Куда шагаете? (Влево.) Сколько шагов делаете? (2.)
– На каком числе остановитесь? (9.)
Вывод. Значит, 11 – 2 = 9.
III способ: вычисление по частям.
(Два – это 1 и 1. Поэтому сначала от 11 вычтем 1, получим 10, потом от 10 вычтем еще 1, получим 9.)
Вывод. Значит, 11 – 2 = 9.
2. Решение задачи 7, с. 35 учебника.
3. Работа по таблице, с. 37 учебника.
4. Решение примеров в задании 9 на с. 35 учебника.
Учащиеся «цепочкой» решают примеры на доске и в тетрадях. Объяснение ведется устно.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Пройди сквозь все леса и рощи,
Сквозь страны все и города –
Деревьев баобаба толще
Ты не увидишь никогда.
У баобаба ТОЛСТЫЙ ствол.
Я вам в пример его привёл,
Чтоб с ТОНКИМ тополем сравнить,
Они ведь – как канат и нить.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа над геометрическим материалом (задания 18, 19, с. 38 учебника).
2. Решение задачи 10 на с. 35 учебника.
3. Решение примеров в задании 6 на с. 42 тетради.
Учитель знакомит учащихся с термометром и шкалой термометра, на котором установлена начальная температура 10. Если к 10 прибавляется какое-то число, то температура повышается и от 10 следует двигаться вверх по шкале, а если из 10 вычитается число, то температура понижается и от 10 нужно двигаться вниз по шкале.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение заданий 7, 8 на с. 42 по тетради с последующей проверкой.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что вам понравилось?