Урок 76. Братья Гримм «Бременские музыканты»
Тип урока: применение знаний и способов действий на практике |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством братьев Гримм, жанром и видом сказки, обучения сознательному, выразительному прочтению произведения, приобщения к художественному творчеству; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса |
Планируемые результаты |
Предметные: отличают народные сказки от литературных; сравнивают сказки разных народов | Метапредметные: познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника | Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Образовательные ресурсы: модели обложек, материал для викторины «Отгадай сказку» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Вот и начался урок, Чтобы он пошел нам впрок, Надо думать, рассуждать, Размышлять и все понять | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им |
II. Актуализа-ция знаний | – Сегодня мы продолжим знакомство с миром сказок. Но прежде я расскажу об авторах этой сказки. Рассказывает о братьях Гримм. Предлагает поучаствовать в викторине «Отгадай сказку!» (См. Ресурсный материал.) | Внимательно слушают. Участвуют в викторине | Формируют и аргументируют свое мнение. Адекватно воспринимают информацию из рассказа учителя. Осуществляют контроль и оказывают помощь |
III. Работа по теме урока. 1. Прогнозирование содержания произведения | – Чтобы узнать героев сказки, нужно отгадать загадки. (См. Ресурсный материал.) – Есть ли что-то общее у всех этих загадок? – Все эти животные будут героями нашей сказки. Какую сказку мы будем читать? | Отгадывают загадки. – Они о животных. – «Бременские музыканты» | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. |
2. Чтение произведения | | Внимательно слушают |
3. Беседа после первичного восприятия | – Понравилась вам сказка? – Когда было грустно? Весело? Смешно? – С какой русской народной сказкой схожа сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»? – Чем отличаются эти сказки? – Назовите героев сказки братьев Гримм. – Почему сказка называется «Бременские музыканты»? | – «Зимовье зверей». – Сюжетом, героями |
4. Моделирование обложки | | – Авторы – братья Гримм. – Жанр – сказка. – Тема – о животных. – Название – «Бременские музы- канты» |
Физкультминутка | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. | Еще попрыгай, раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Тест | Предлагает выполнить тестовые задания. (См. ресурсный материал.) | Выполняют тестовые задания | Делают выводы в результате работы |
6. Повторное чтение и анализ сказки | – Прочитайте, почему осел, кот, собака, петух оказались бездомными. – Что они решили сделать? – Какими были хозяева этих животных? – Что они сделали? – Какой огонек они увидели ночью? – Как друзья прогнали разбойников? Прочитайте. – Дочитайте сказку до конца. – Почему разбойники не смогли вернуться в свой дом? – Что помогло героям сказки пережить трудности? | – Хозяева выгнали их из дома. – Неблагодарными, злыми, жесто-кими. Отвечают на вопросы. – Дружба, взаимовыручка, взаимо-помощь | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Чему учит эта сказка? – Как вы думаете, удалось ли нам достичь результат? Почему? – Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? – Как вы оцениваете в целом работу класса на уроке? | – Нужно быть добрыми и благодарными. Дружба и взаимовыручка помогают справиться с бедой. Осуществляют оценку учебной деятельности | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Придумать продолжение сказки. Подобрать пословицы к сказке | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Ресурсный материал
Рассказ учителя о братьях Гримм
В центральной части Германии, это такое государство, есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой стране. Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год, родились два брата.
Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.
– Догадались, о каких братьях идет речь?
Братья Гримм – Вильгельм и Якоб – это немецкие писатели. Они собрали и записали 200 сказок. Их знаменитая книга «Детские и домашние сказки» переведена на 140 языков. Об этом и еще об очень многом интересном вы узнаете, когда будете учиться в старших классах. Итак, братья Гримм родились в городе Ханау, их называют королями сказочного мира. В Ханау начинается «Сказочный путь», дорога сказок. Эта дорога ведет через многие города, где писатели учились или где они записывали свои сказки. В каждом из этих городов есть либо музей, либо памятники братьям Гримм или кукольный театр (в Штейнау). В конце этого сказочного пути можно тоже найти много интересного. В середине есть сказочный парк, где можно увидеть картины семи сказок Братьев Гримм в натуральную величину. А в городе Бремен достопримечательностью является памятник «Бременским музыкантам».
Викторина «Отгадай сказку»
1) Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
– Здравствуй, девочка, – сказала ей старушка. – Дай мне ягод, пожалуйста.
– На, бабушка, – говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:
– Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:
«Раз, два, три,
Горшочек, вари!»,
и он начнет варить вкусную, сладкую кашу». (Братья Гримм «Горшочек каши».)
2) А в этой сказке говорится о маме и семерых ее детишках.
Однажды пришлось ей в лес собираться за кормом, и вот она созвала всех своих детей и сказала: «Милые детки, надо мне в лесу побывать, так вы без меня берегитесь волка! Ведь он, если сюда попадет, съест вас всех и со шкурой, и с шерстью. Этот злодей часто прикидывается, будто он и не волк, но вы его сейчас узнаете
по грубому голосу и по его черным лапам. (Братья Гримм «Волк и семеро маленьких козлят».)
3) История этой красавицы, преследуемой злой колдуньей и нашедшей приют в волшебном лесу в сказочном домике забавных и очаровательных гномов Профессора, Ворчуна, Весельчака, Скромника, Тихони, Сони и Молчуна, тронула сердца миллионов. (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».)
4) Первого звали Шульц, второго Якли, третьего – Марли, четвертого – Эргли, пятого – Михель, шестого – Ганс, седьмого – Вейтли. Собрались они и решили пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали себе копье. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро ухватились за это копье и пошли. (Братья Гримм «Семеро храбрецов».)
Загадки
1) Сер, Да не волк, Длинноух, Да не заяц, С копытами, Да не лошадь. (Осел.) | 2) Острые ушки, На лапах подушки, Усы как щетинка, Дугою спинка. Днем спит, На солнышке лежит. Ночью бродит, На охоту ходит. (Кот.) | 3) В будке спит, Дом сторожит. Кто к хозяину идет, Она знать дает. (Собака.) | 4) Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами, Не будильник, а всех будит. (Петух.) |
Тест «Да – нет»
1. Мельник выгнал осла. (Да.) 2. Осел жил у охотника. (Нет.) 3. Осел отправился в город Бремен. (Да.) 4. Осел хотел стать актером. (Нет.) 5. Собаку выгнал охотник. (Нет.) 6. Собака таскала мешки с мукой. (Да.) | 7. Из кота хотели сварить суп. (Нет.) 8. Кот у хозяйки ловил мышей. (Да.) 9. Осел хотел играть на скрипке. (Нет.) 10. На барабане хотела играть собака. (Да.) 11. На скрипке хотел играть петух. (Нет.) 12. Звери выгнали из дома великанов. (Нет.) |