Урок 77. Братья Гримм «Бременские музыканты»
Тип урока: применение знаний и способов действий на практике |
Педагогические задачи: создать условия для обучения правильному анализу литературного произведения, своей деятельности, составлению плана рассказа, работе в парах, сотрудничеству, проведению правильной самооценки своих действий и оценки своих товарищей, расширения кругозора; совершенствовать навыки чтения, работы на компьютере, умения составлять план деятельности, выделять главное, сосредотачиваться на конкретном действии; способствовать развитию любознательности, актерского мастерства |
Планируемые результаты |
Предметные: отличают народные сказки от литературных; сравнивают сказки разных народов | Метапредметные: познавательные: отличают народные сказки от литературных; сравнивают сказки разных народов; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника | Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость |
Образовательные ресурсы: модели обложек, картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов, портрет братьев Гримм |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? – Пожелайте друг другу удачи | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют пра- вилам поведения и общения |
II. Актуализация знаний | – С творчеством каких авторов вы познакомились на прошлом уроке? (Показывает портрет.) – Как их звали? – Что вы запомнили о них? – В какой стране жили сказочники? – Нашу работу начнем такими словами: Если ты попал в беду, Если трудно одному, Ты ищи себе друзей: С ними вместе веселей! – Как вы думаете, почему именно этими строчками мы начали наш сегодняшний урок? – Сегодня мы вместе с героями сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» отправимся в путешествие в город Бремен. – Кто такие бременские музыканты? Почему их так назвали? – Назовите главных героев сказки. (Прикрепляет на лоску картинки с изображением осла, собаки, кота, петуха.) – Какую работу они выполняли у своих хозяев? – Почему они ушли от хозяев? – Правильно ли поступили хозяева? – Что стало с нашими героями, когда они встре-тились? – О чем мечтали герои? Задание: прикрепить возле каждой картинки с изображением героя картинку с тем музыкальным инструментом, на котором он играл. – Как поступили животные с разбойниками? – Как закончилась сказка? – Какова мораль этой сказки? | Отвечают на вопросы. – Главные герои: осел, собака, кот и петух. – Осел работал на мельнице; собака охраняла дом, охотилась; кот ловил крыс и мышей; петух своим голосом будил хозяев. – Хозяева их выгнали. Животные состарились: ослик ослабел и не мог таскать кули с мукой; собака не могла бегать за дичью; у кота притупились зубы; петушка хотели зарезать. – Они поступили очень плохо, выбросив животных на улицу. – Они хотели стать уличными музыкантами, петь и играть на музыкальных инструментах, зарабатывая себе на жизнь. – Животные выгнали разбойников из дома и стали там жить-поживать. Они поступили с ними так же, как хозяева с ними. – Конец сказки счастливый, справедливость восторжествовала. – Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу. В сказке животные помогли друг другу | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
Физкультминутка | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай, раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
III. Воспроизведение содержания сказки по вопросам (выборочное чтение) | – Прочитаем начало сказки до встречи осла с собакой. – Что рассказала о себе собака? – Осел и собака встретили кота. Прочитаем отрывок сказки по ролям. Сколько человек должны читать этот отрывок? Распределяет роли. – Что рассказал о себе петух? – Собрались бременские музыканты вместе и пошли в город Бремен. Но вот наступила ночь. Что произошло дальше? – Что придумали животные, чтобы выгнать разбойников из избушки? – Вот мы и дошли до конца сказки. Прочитаем последнюю часть | Читают по ролям: автор, кот, осел, собака. Рассказывают. Отвечают на вопросы | Ориентируются в системе знаний. Осуществляют контроль и оказывают помощь. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
IV. Закрепление знаний. 1. Рассказ учителя | Рассказывает о памятнике музыкантам в г. Бремене. (См. ресурсный материал.) | Внимательно слушают | Извлекают информацию из рассказа учителя |
2. Игра «Кто лучше знает сказку» | – Ответьте на вопросы. (Класс можно разделить на две команды.) (См. ресурсный материал.) | Участвуют в игре | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
3. Игра «Найдите ошибки» | – Найдите ошибки в предложениях из сказки. • Осел тихонько поставил передние ноги на ворота. (Подоконник.) • А осел, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за пирог. (Еду.) • А кот взобрался на ворота. (Печь.) • Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника зубами (лапами), да как зашипит. | Выполняют задания |
4. Работа с послови- цами | – Выберите пословицу и составьте небольшое обращение к героям сказки, их хозяевам, разбойникам. • За добро добром и платят. • Робкого и тень страшит. • Дружба и братство дороже богатства. – С какой русской народной сказкой схожа сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»? – Чем отличаются эти сказки? | – «Зимовье зверей». – Сюжетом, героями |
V. Итог урока. Рефлексия | – Какой момент урока вам больше всего понравился, запомнился? – Что расскажете родителям? – Закончите предложения: • На уроке я узнал… • Теперь я знаю, что… | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Домашнее задание | Читать сказку (учебник, с. 51–58); выполнить задание 3 в тетради | Записывают задание на дом, задают вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал
Сказка очень известна
Героям этой сказки в городе Бремене поставили памятник.
Памятник известным бременским музыкантам установлен в Риге и Красноярске. Но подлинным является памятник в Бремене – месте, где бродила сказочная труппа братьев Гримм.
Памятник возвел Герхард Маркс в 1951 году на главной ратушной площади вольного города Бремен. С тех пор визитной карточкой города являются фигурки осла, пса, кота и петуха, которые стоят друг на друге: «Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту». Памятник создали на пожертвования местных жителей.
Существует поверье: если бросить монетку в канализацию, то можно услышать голоса бременских музыкантов. Желающих услышать пение известных сказочных животных стало так много, что городские службы частенько наведываются в канализацию убирать монеты.
Интересен факт, что под памятником ослу, псу, коту и петуху хранятся бочки со старым вином Германии.
Игра «Кто лучше знает сказку»
1) Кто на чем играет?
Осел на гитаре. Собака на барабане. Кот на скрипке. Петух на балалайке.
2) У кого жили герои?
Собака у охотника. Осел у мельника. Петух у хозяйки. Кот у хозяев.
3) Кто где спал?
Осел во дворе. Собака перед двором. Кот на печи. Петух на воротах.
4) О какой еде мечтали петух, кот, собака?
Пшено, молоко, мясо.
Сценарий драматизации по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»
Действующие лица: Ведущий; Ослик; Петух; Кот; Трубадур; Принцесса; Король; Атаманша; Разбойники; Охранники.
Ведущий. Сегодня всех в сказку, друзья, приглашаю.
О дружбе большой я рассказ начинаю
О нежной любви и великих талантах!
Рассказ мой о бременских музыкантах!
Однажды весенней вечерней порой
Шел ослик с понурой седой головой.
Ослик (выходит под музыку). Ах, горе мне, горе,
Хозяин меня выгнал вчера!
Променял на коня!
А я ведь в душе не осел, я огонь!
Я бас-гитарист!
В сто раз лучше, чем конь!
Вот если друзей-музыкантов найти,
Мы группу смогли бы создать по пути
И, в Бремен направив копыта,
Были б в почете и сыты.
Садится в сторонке по-турецки.
Петух (выходит под музыку).
Ну что за напасть, нету сил уж летать,
Хозяину, верно, меня не догнать.
Как хочется славы добиться скорей,
В душе не петух я,
А классный ди-джей!
Вот если друзей-музыкантов найти,
Мы группу смогли бы создать по пути
И в Бремен скорей полетели,
Добились бы славы и теплой постели.
Садится рядом с осликом, знакомятся.
Выходят кот и пес, держась за руки под музыку.
Кот. Ах, бедный я кот,
Весь замерз и простыл.
Зачем со стола я сметану стащил.
Прогнал нас хозяин,
Сам в город ушел,
В нас искру таланта так и не нашел.
Пес. Мечтаю в ансамбле на бубне играть,
Петь песни весёлые и танцевать!
Кот. А я бы в родимых пампасах наигрывал на маракасах.
Пес. Вот если друзей-музыкантов найти,
Мы группу смогли бы создать по пути.
Кот. И в Бремен пошли бы веселой гурьбой
За славой, успехом и вкусной едой.
Садятся, знакомятся с осликом и петухом.
Ведущий. Вот так познакомились наши герои, и пошли они вместе в город Бремен, а по дороге встретили Трубадура.
Трубадур выходит навстречу зверям, приветствуют друг друга хлопками по ладошкам.
Трубадур. Я вижу, друзья, среди нас лишь таланты.
Разучим же песню, ведь мы музыканты.
Поет песню Трубадура.
Трубадур. Вот ночь уже,
Нам спать пора.
Вижу домик там, друзья.
Показывает на домик разбойников.
Петух. Может, в доме есть пшено,
Я не ел уже давно.
Кот. Есть, наверно, молоко,
В доме сухо и тепло.
Пес. Чую, мясо есть на кости,
Попроситься надо в гости.
Ведущий. Друзья заглянули в окно, в домике веселились разбойники. Они делили то, что украли за день. «Их надо проучить», – решили друзья.
Герои совещаются, склонившись друг к другу, утвердительно кивают головами, прячутся за кулисы, из домика выходят разбойники, танцуют под музыку «Ходим по родному краю», в конце садятся на пол в центре зала.
Ведущий. Вдруг из леса выскочил осел и залаял, пес замяукал, а кот закукарекал. Разбойники изрядно испугались. А когда петух заорал по ослиному, разбойники пустились наутек.
Персонажи поочередно выскакивают из-за кулис, потом все вместе выстраиваются в ряд и двигаются на разбойников, те хватаются за голову и убегают. Герои обнимаются и уходят в домик под спокойную музыку.
Ведущий. Наступила ночь, наши герои уже давно легли спать. Не спал только трубадур. Он мечтал о прекрасной принцессе.
Трубадур (выходит из домика с гитарой).
Ночь пройдет, наступит утро ясное,
Знаю, счастье нас с тобой ждет.
Ночь пройдет, пройдет пора ненастная
И судьба меня к принцессе приведет.
Уходит в домик.
Смена декораций – замок.
Песенный диалог Короля и Принцессы, по окончании которого Принцесса топает ногой, отец с дочерью резко отворачиваются друг от друга.
Занавес закрывается.
Ведущий. Взошло солнце.
Звучит музыка.
Ведущий. Король отправился в лес на прогулку вместе с личной королевской охраной.
Песня Короля и охранников.
Ведущий. Трубадур решил завоевать сердце короля. Он подговорил друзей. Они переоделись, и представление началось.
Герои пугают охрану, короля привязывают к елке, убегают.
Ведущий. Личная королевская охрана бросилась наутек, оставив короля одного в лесу.
Король. Помогите! Спасите! Тому, кто меня спасет, отдам в жены принцессу и полцарства в придачу.
Появляется трубадур, он не замечает короля.
Трубадур поет песню «Куда ты, тропинка, меня завела», замечает короля, бросается к нему, спасает.
Король. Мой храбрый спаситель, твой подвиг ценя,
По-царски пора наградить мне тебя.
В жены принцессу тебе отдаю,
А также полцарства тебе я дарю!
Меняются декорации, действие переносится в замок, выбегает принцесса, король соединяет руки принцессы и трубадура, они счастливы, уходят.
Ведущий. Ну вот и к концу подошел наш рассказ,
Но где же друзья, вы спросите у нас.
Не скрою, друзья проявили таланты,
Теперь они бременские музыканты,
В театрах играют различные роли,
На днях с заграничных вернулись гастролей.
Общий танец под песню «Мы к вам приехали на час».