СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 77. БРАТЬЯ ГРИММ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обучения правильному анализу литературного произведения, своей деятельности, составлению плана рассказа, работе в парах, сотрудничеству, проведению правильной самооценки своих действий и оценки своих товарищей, расширения кругозора; совершенствовать навыки чтения, работы на компьютере, умения составлять план деятельности, выделять главное, сосредотачиваться на конкретном действии; способствовать развитию любознательности, актерского мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Урок 77. БРАТЬЯ ГРИММ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ».»

Урок 77. Братья Гримм «Бременские музыканты»

Тип урока: применение знаний и способов действий на практике

Педагогические задачи: создать условия для обучения правильному анализу литературного произведения, своей деятельности, составлению плана рассказа, работе в парах, сотрудничеству, проведению правильной самооценки своих действий и оценки своих товарищей, расширения кругозора; совершенствовать навыки чтения, работы на компьютере, умения составлять план деятельности, выделять главное, сосредотачиваться на конкретном действии; способствовать развитию любознательности, актерского мастерства

Планируемые результаты

Предметные: отличают народные сказки от литературных; сравнивают сказки разных народов

Метапредметные:

познавательные: отличают народные сказки от литературных; сравнивают сказки разных народов; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость

Образовательные ресурсы: модели обложек, картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов, портрет братьев Гримм


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

– Пожелайте друг другу удачи

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют пра-
вилам поведения
и общения

II. Актуализация знаний

– С творчеством каких авторов вы познакомились на прошлом уроке? (Показывает портрет.)

– Как их звали?

– Что вы запомнили о них?

– В какой стране жили сказочники?

– Нашу работу начнем такими словами:

Если ты попал в беду,

Если трудно одному,

Ты ищи себе друзей:

С ними вместе веселей!

– Как вы думаете, почему именно этими строчками мы начали наш сегодняшний урок?

– Сегодня мы вместе с героями сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» отправимся в путешествие в город Бремен.

– Кто такие бременские музыканты? Почему их так назвали?

– Назовите главных героев сказки. (Прикрепляет на лоску картинки с изображением осла, собаки, кота, петуха.)

– Какую работу они выполняли у своих хозяев?



– Почему они ушли от хозяев?

– Правильно ли поступили хозяева?




– Что стало с нашими героями, когда они встре-тились?

– О чем мечтали герои?



Задание: прикрепить возле каждой картинки с изображением героя картинку с тем музыкальным инструментом, на котором он играл.

– Как поступили животные с разбойниками?



– Как закончилась сказка?


– Какова мораль этой сказки?

Отвечают на вопросы.

















– Главные герои: осел, собака, кот и петух.



– Осел работал на мельнице; собака охраняла дом, охотилась; кот ловил крыс и мышей; петух своим голосом будил хозяев.

– Хозяева их выгнали. Животные состарились: ослик ослабел и не мог таскать кули
с мукой; собака не могла бегать за дичью;
у кота притупились зубы; петушка хотели
зарезать.

– Они поступили очень плохо, выбросив животных на улицу.

– Они хотели стать уличными музыкантами, петь и играть на музыкальных инструментах, зарабатывая себе на жизнь.




– Животные выгнали разбойников из дома и стали там жить-поживать. Они поступили с ними так же, как хозяева с ними.

– Конец сказки счастливый, справедливость восторжествовала.

– Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу. В сказке животные помогли друг другу

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай, раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

III. Воспроизведение содержания сказки
по вопросам
(выборочное чтение)

– Прочитаем начало сказки до встречи осла с собакой.

– Что рассказала о себе собака?

– Осел и собака встретили кота. Прочитаем отрывок сказки по ролям. Сколько человек должны читать этот отрывок?

Распределяет роли.

– Что рассказал о себе петух?

– Собрались бременские музыканты вместе
и пошли в город Бремен. Но вот наступила ночь. Что произошло дальше?

– Что придумали животные, чтобы выгнать разбойников из избушки?

– Вот мы и дошли до конца сказки. Прочитаем последнюю часть







Читают по ролям: автор, кот, осел, собака.

Рассказывают.

Отвечают на вопросы

Ориентируются в системе знаний.

Осуществляют контроль
и оказывают помощь.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

IV. Закрепление знаний.

1. Рассказ
учителя

Рассказывает о памятнике музыкантам
в г. Бремене. (См. ресурсный материал.)

Внимательно слушают

Извлекают информацию
из рассказа учителя

2. Игра «Кто лучше знает сказку»

– Ответьте на вопросы. (Класс можно разделить на две команды.)

(См. ресурсный материал.)

Участвуют в игре

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою

мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

3. Игра «Найдите ошибки»

– Найдите ошибки в предложениях из сказки.

• Осел тихонько поставил передние ноги на ворота. (Подоконник.)

• А осел, собака, кот и петух сели вокруг стола
и принялись за пирог. (Еду.)

• А кот взобрался на ворота. (Печь.)

• Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника зубами (лапами), да как зашипит.

Выполняют задания

4. Работа
с послови-
цами

– Выберите пословицу и составьте небольшое обращение к героям сказки, их хозяевам, разбойникам.

• За добро добром и платят.

• Робкого и тень страшит.

• Дружба и братство дороже богатства.
– С какой русской народной сказкой схожа сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»?

– Чем отличаются эти сказки?







– «Зимовье зверей».


– Сюжетом, героями

V. Итог
урока. Рефлексия

– Какой момент урока вам больше всего понравился, запомнился?

– Что расскажете родителям?

– Закончите предложения:

• На уроке я узнал…

• Теперь я знаю, что…

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить

Домашнее

задание

Читать сказку (учебник, с. 51–58); выполнить задание 3 в тетради

Записывают задание на дом, задают
вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу


Ресурсный материал

Сказка очень известна

Героям этой сказки в городе Бремене поставили памятник.

Памятник известным бременским музыкантам установлен в Риге и Красноярске. Но подлинным является памятник в Бремене – месте, где бродила сказочная труппа братьев Гримм.

Памятник возвел Герхард Маркс в 1951 году на главной ратушной площади вольного города Бремен. С тех пор визитной карточкой города являются фигурки осла, пса, кота и петуха, которые стоят друг на друге: «Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту». Памятник создали на пожертвования местных жителей.

Существует поверье: если бросить монетку в канализацию, то можно услышать голоса бременских музыкантов. Желающих услышать пение известных сказочных животных стало так много, что городские службы частенько наведываются в канализацию убирать монеты.

Интересен факт, что под памятником ослу, псу, коту и петуху хранятся бочки со старым вином Германии.

Игра «Кто лучше знает сказку»

1) Кто на чем играет?

Осел на гитаре. Собака на барабане. Кот на скрипке. Петух на балалайке.

2) У кого жили герои?

Собака у охотника. Осел у мельника. Петух у хозяйки. Кот у хозяев.

3) Кто где спал?

Осел во дворе. Собака перед двором. Кот на печи. Петух на воротах.

4) О какой еде мечтали петух, кот, собака?

Пшено, молоко, мясо.

Сценарий драматизации по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»

Действующие лица: Ведущий; Ослик; Петух; Кот; Трубадур; Принцесса; Король; Атаманша; Разбойники; Охранники.

Ведущий. Сегодня всех в сказку, друзья, приглашаю.

О дружбе большой я рассказ начинаю

О нежной любви и великих талантах!

Рассказ мой о бременских музыкантах!

Однажды весенней вечерней порой

Шел ослик с понурой седой головой.

Ослик (выходит под музыку). Ах, горе мне, горе,

Хозяин меня выгнал вчера!

Променял на коня!

А я ведь в душе не осел, я огонь!

Я бас-гитарист!

В сто раз лучше, чем конь!

Вот если друзей-музыкантов найти,

Мы группу смогли бы создать по пути

И, в Бремен направив копыта,

Были б в почете и сыты.

Садится в сторонке по-турецки.

Петух (выходит под музыку).

Ну что за напасть, нету сил уж летать,

Хозяину, верно, меня не догнать.

Как хочется славы добиться скорей,

В душе не петух я,

А классный ди-джей!

Вот если друзей-музыкантов найти,

Мы группу смогли бы создать по пути

И в Бремен скорей полетели,

Добились бы славы и теплой постели.

Садится рядом с осликом, знакомятся.

Выходят кот и пес, держась за руки под музыку.

Кот. Ах, бедный я кот,

Весь замерз и простыл.

Зачем со стола я сметану стащил.

Прогнал нас хозяин,

Сам в город ушел,

В нас искру таланта так и не нашел.

Пес. Мечтаю в ансамбле на бубне играть,

Петь песни весёлые и танцевать!

Кот. А я бы в родимых пампасах наигрывал на маракасах.

Пес. Вот если друзей-музыкантов найти,

Мы группу смогли бы создать по пути.

Кот. И в Бремен пошли бы веселой гурьбой

За славой, успехом и вкусной едой.

Садятся, знакомятся с осликом и петухом.

Ведущий. Вот так познакомились наши герои, и пошли они вместе в город Бремен, а по дороге встретили Трубадура.

Трубадур выходит навстречу зверям, приветствуют друг друга хлопками по ладошкам.

Трубадур. Я вижу, друзья, среди нас лишь таланты.

Разучим же песню, ведь мы музыканты.

Поет песню Трубадура.

Трубадур. Вот ночь уже,

Нам спать пора.

Вижу домик там, друзья.

Показывает на домик разбойников.

Петух. Может, в доме есть пшено,

Я не ел уже давно.

Кот. Есть, наверно, молоко,

В доме сухо и тепло.

Пес. Чую, мясо есть на кости,

Попроситься надо в гости.

Ведущий. Друзья заглянули в окно, в домике веселились разбойники. Они делили то, что украли за день. «Их надо проучить», – решили друзья.

Герои совещаются, склонившись друг к другу, утвердительно кивают головами, прячутся за кулисы, из домика выходят разбойники, танцуют под музыку «Ходим по родному краю», в конце садятся на пол в центре зала.

Ведущий. Вдруг из леса выскочил осел и залаял, пес замяукал, а кот закукарекал. Разбойники изрядно испугались. А когда петух заорал по ослиному, разбойники пустились наутек.

Персонажи поочередно выскакивают из-за кулис, потом все вместе выстраиваются в ряд и двигаются на разбойников, те хватаются за голову и убегают. Герои обнимаются и уходят в домик под спокойную музыку.

Ведущий. Наступила ночь, наши герои уже давно легли спать. Не спал только трубадур. Он мечтал о прекрасной принцессе.

Трубадур (выходит из домика с гитарой).

Ночь пройдет, наступит утро ясное,

Знаю, счастье нас с тобой ждет.

Ночь пройдет, пройдет пора ненастная

И судьба меня к принцессе приведет.

Уходит в домик.

Смена декораций – замок.

Песенный диалог Короля и Принцессы, по окончании которого Принцесса топает ногой, отец с дочерью резко отворачиваются друг от друга.

Занавес закрывается.

Ведущий. Взошло солнце.

Звучит музыка.

Ведущий. Король отправился в лес на прогулку вместе с личной королевской охраной.

Песня Короля и охранников.

Ведущий. Трубадур решил завоевать сердце короля. Он подговорил друзей. Они переоделись, и представление началось.

Герои пугают охрану, короля привязывают к елке, убегают.

Ведущий. Личная королевская охрана бросилась наутек, оставив короля одного в лесу.

Король. Помогите! Спасите! Тому, кто меня спасет, отдам в жены принцессу и полцарства в придачу.

Появляется трубадур, он не замечает короля.

Трубадур поет песню «Куда ты, тропинка, меня завела», замечает короля, бросается к нему, спасает.

Король. Мой храбрый спаситель, твой подвиг ценя,

По-царски пора наградить мне тебя.

В жены принцессу тебе отдаю,

А также полцарства тебе я дарю!

Меняются декорации, действие переносится в замок, выбегает принцесса, король соединяет руки принцессы и трубадура, они счастливы, уходят.

Ведущий. Ну вот и к концу подошел наш рассказ,

Но где же друзья, вы спросите у нас.

Не скрою, друзья проявили таланты,

Теперь они бременские музыканты,

В театрах играют различные роли,

На днях с заграничных вернулись гастролей.

Общий танец под песню «Мы к вам приехали на час».