Урок 77
Вычитание числа 3
Цель: познакомить с приемами вычитания для случаев вида – 3.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Продолжите ряд.
10, 7, *, *
9, 6, *, *
2. Игра «Считай – не зевай».
6 + 2 4 + 3 1 + 3
2 + 2 6 + 3 5 – 2
3 + 3 10 – 2 7 + 3
8 – 2 9 – 2 10 – 1
Дети используют «ромашки» с цифрами.
3. Игра «Молчанка».

– Как можно представить число 3?
(3 – это 1, 1 и 1; 3 – это 1 и 2; 3 – это 2 и 1.)
4. Игра «Танграм».
Учитель демонстрирует на доске квадрат, разрезанный на части.
– Соберите собачку и елочку из данных деталей.

III. Работа над новым материалом.
1. Минутка чистописания.
Письмо цифр 1, 2, 3.
2. Выполнение задания 1 на с. 45 учебника по шкале линейки.
7 – 3. (Вычитаем число 3 по частям.)
Например: 8 – 3, 3 – это 2 и 1; 8 – 2 = 6, 6 – 1 = 5 и т. д.
– Как по частям можно вычесть 3? (Можно вычесть сначала 1, а потом еще 2, или вычесть 2, а потом еще 1.)
Аналогично разбираются все примеры.
3. Работа по тетради.
Дети самостоятельно выполняют задание 3 на с. 25, а затем устно, по «цепочке» объясняют решение примеров.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Первичное закрепление нового материала.
Выполнение задания 5 на с. 26 в тетради.
Дети работают с «машинами» на минус 3 самостоятельно, объясняют решение подробно при проверке.
Например: В машину ввели число 5, машина отняла число 3. Из машины вышло число 2. В машину ввели число 10, машина отняла число 3, из машины вышло число 7. И т. д.
Выполнение работы с «машинами» на плюс 3 проверяют взаимно друг у друга.
V. Повторение пройденного.
1. Решение задачи 6, с. 47 учебника.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию.
– Посчитайте. Сколько букетов было? (7 букетов.)
– Сколько отдельных гвоздик было? (7)
– Что купил мужчина? (2 букета и 3 гвоздики.)
– Что купила женщина? (1 букет и 2 гвоздики.)
– Сколько всего букетов купили? (3 букета.)
– Как нашли? (2 + 1 = 3)
– Прочитайте второй вопрос.
– Сколько купили гвоздик? (5 гвоздик.)
– Как нашли? (3 + 2 = 5)
Аналогично учащиеся работают с остальными вопросами: читают вопросы, отвечают на них, объясняя, как нашли тот или иной результат.
2. Решение задачи 4, с. 46 учебника.
Дети читают и дополняют условие задачи.
На поляне играли 7 зайцев. Вдруг они увидели лису. 3 зайца убежали. Сколько зайцев спряталось за кустами?
– Сколько же зайцев спряталось? (4.)
– Как вы нашли? (7 – 3 = 4.)
3. Решение примеров с комментированием: № 7 (с. 8), № 8 (с. 9).
4. Работа над геометрическим материалом: № 17, с. 33.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что интересного было на уроке?