Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Ребята, пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Сегодня на уроке Мы будем думать, Размышлять, На вопросы отвечать! | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения |
II. Проверка домашнего задания. 1. Моделирование обложки | – С произведением каких авторов мы познакомились на прошлом уроке? – Назовите произведение. – Составьте модель обложки | – Вильгельма и Якоба Гримм. – «Бременские музыканты» | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Краткий пересказ | Краткий пересказ сказки по плану: 1. Встреча друзей. 2. Ночь в лесу. 3. Друзья выгоняют разбойников из дома. 4. У страха глаза велики. – Верно, на прошлом уроке мы познакомились со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты». Сейчас мы проверим, внимательно ли вы ее прочли | |
3. Цифровой диктант | – Я буду читать вопросы. Если ответ «да», вы ставите на листочке цифру «1», если «нет» – «0». 1. Сказка «Бременские музыканты» народная? 2. Сказка «Бременские музыканты» авторская? 3. Герои сказки жили в старинном русском городе Бремене? 4. Бремен – немецкий город? 5. Осел, собака, кот, петух – герои сказки «Бременские музыканты»? 6. Герои сказки шли в Бремен послушать музыку? 7. Герои сказки решили стать уличными музыкантами? 8. Герои сказки пострадали от жестокости своих хозяев? – Проверяем: 0 1 0 1 1 0 1 1. – Кто выполнил задание без ошибок? – Кто допустил ошибки, но исправил в ходе проверки? | Выполняют задание |
III. Актуализация знаний | – Сказки каких народов вы знаете? – Мы с вами прочитали много сказок: авторских и народных. Давайте вспомним их. – Сегодня мы прочитаем английскую народную сказку «Три поросенка». Эта сказка написана английским народом. – Вы знаете, откуда появились разные языки? – Существует древнее сказание о Вавилонской башне: задумали люди возвести башню до небес, но Бог решил помешать им. Люди стали ссориться, так как говорили на разных языках и совсем не понимали друг друга. Грандиозное строительство прекратилось. Башня превратилась в руины, а люди, строившие ее, рассеялись по всей земле. Так появились языки народов мира | Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Внимательно слушают | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
IV. Постанов-ка учебной задачи | – Послушайте загадку. Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький, крючком, Вместо туфелек – копытца. (Поросенок.) – С какой целью поросенок пришел сегодня к нам в гости? – Сейчас мы это проверим. Откройте учебник на с. 54 и прочитайте название произведения. – О чем оно говорит? – А теперь откройте учебник на с. 56 и внимательно рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? – Вам интересно, что же на самом деле произойдет с поросятами и о чем пойдет речь в сказке? Узнать это мы сможем, прочитав сказку. Читает сказку | – Будем читать про поросят. – «Сказка про трех поросят». – Мы будем читать сказку о животных. Она называется «Сказка про трех поросят». Отвечают на вопросы |
V. Работа по теме урока. 1. Чтение про-изведения. 2. Беседа по содержанию | 1-я часть. – Сколько поросят было у свиньи? – Как вы думаете, что произойдет дальше? 2-я часть. – Как вы думаете, съест ли волк третьего поросенка? 3-я часть. – Понравилась ли вам эта сказка? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. |
3. Словарная работа | Порешили – приняли какое-то решение. Струхнул – испугался. Еле ноги унес – с трудом спасся. Ярмарка – регулярно устраиваемый торг с увеселениями. Маслобойка – аппарат для приготовления сливочного масла. Опрокинул – свалил. Холм – небольшая возвышенность с пологими склонами | Объясняют значение слов |
4. Моделирование обложки | – Определите жанр и тему произведения. – Выберите заместитель. – Кто автор сказки? – Назовите заголовок произведения. – Представьте произведение по модели обложки | – Сказка о животных. – Народная |
Физкультминутка | А теперь мы все зверята: Поскакали как зайчата, Повертелись как лисята, Потоптались как слонята, | Как жирафы потянулись И на парты оглянулись. Вперевалочку как мишки Тихо сели мы за книжки | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Чтение и анализ 1-й части произведения | – А теперь начнем читать. Возьмите в руки простые карандаши и выделите непонятные слова или выражения. – Что вам запомнилось? – Вспомните, какую сказку, очень похожую на эту, мы читали? – В чем отличия? – Обратите внимание на начало сказки. Что показалось вам интересным? – Прочитайте присказку и подумайте, что это: потешка, считалка или небылица? Почему? – Вспомните, кого встретили поросята, когда пошли искать по свету счастья? – Найдите в тексте и прочитайте, что попросил у человека каждый из поросят? – Кто из поросят оказался самым мудрым и почему? – А для чего еще нужен прочный дом? | Читают сильные ученики. – Сказку С. Михалкова «Три поросенка». – Имена, герои – животные, сказка авторская. – Есть присказка и зачин. – Человека. – Первый – солому, второй – хворост, третий – кирпичи. – Третий, потому что его дом оказался самым прочным и надежно защитил его от волка. – Чтобы защититься от дождя, сильного ветра | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
6. Работа в тетради (работа в группах) | | 1-я группа работает в тетради на с. 32 самостоятельно. 2-я группа работает в тетради на с. 31 вместе с учителем | |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Для чего люди придумали эту сказку? О чем она заставляет нас задуматься? – Какие черты характера будете воспитывать в себе? – Повторите главную мысль сказки. – Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о человеческих качествах. – Закончите предложения: • У нас была цель … • Я считаю, что цели урока … • Я понял ... • Урок дал мне для жизни … | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Прочитать 2-ю часть «Сказки про трех поросят» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |