Урок 8
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «РУССКИЙ ЛЕС» (отрывок).
Дополнительное чтение. Русская народная
песня «БерЁзонька»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с малыми жанрами фольклора, формирования умения различать загадки, заклички, для обогащения читательского опыта.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действия; познавательные – используют обозначения для моделирования обложки к произведению И. Соколова-Микитова «Русский лес», строят речевое высказывание в устной форме, владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (загадки, заклички, песни), читать вслух произведения разных жанров.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Прозвенел весёлый звонок,
Мы начинаем урок.
Вы – любознательные дети,
Обо всём хотите знать на свете.
– Отгадайте загадку и определите, о чём пойдёт речь на уроке.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
− Что вы знаете о лесе? Расскажите. (Лес – это дом для растений, животных.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
II. Работа по теме урока.
1. Работа с рассказом И. Соколова-Микитова «Русский лес».
Самостоятельное чтение.
− О чём этот рассказ? Что вам в нём понравилось? Какие чувства вызывает это произведение?
Словарная работа и упражнения в чтении каждого предложения (картины).
Выборочное чтение по заданию в учебнике.
2. Инсценировка по стихотворению В. Ванюшева «В лесу».
Мальчик. Небо где-то далеко
Заблудилось меж вершин.
Заплутался я в лесу −
Я один, совсем один!
Сколько мне ещё бродить,
И пугаться, и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Ведущий. Вот споткнулся на бегу
И невольно вскрикнул…
Мальчик. Ой!
Ведущий. Тут, представьте, лес спросил…
Лес. Что случилось? Что с тобой?
Мальчик. Сразу стало легче мне,
Сразу стало веселей,
Лесу крикнул я: «Привет!»
Лесу крикнул я: «Эгей!»
Лес. «Эге-гей! – ответил лес, –
Не пугайся, я с тобой.
Видишь ягоду? Твоя.
Видишь гриб? Он тоже твой».
Мальчик. От его хороших слов
Посветлело всё вокруг…
И чего бояться мне,
Если лес – мой добрый друг!
3. Работа по учебнику и в тетради.
Выполнение заданий в тетради, проверка с поисковым чтением. (Ответы на кроссворд задания № 2: сова, соловей, рябчики, журавли, пчёлы.)
Работа с загадками.
Ой-люли, та-ра-ра-ра!
Заходи-ка, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай.
− В чём секрет загадок? С чего надо начинать поиск отгадки? (Прочитать вдумчиво, чтобы понять все слова, постараться представить то, о чём говорится.)
− Какие загадки вы знаете? Отгадайте мою загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль.)
Работа по учебнику. Выразительное чтение песенки-заклички.
− Внимание, сюрприз:
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые берёзы –
Символ Родины моей.
− Какой русский человек не любит красавицу берёзу! Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Есть у берёзы и свой праздник. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах.
Учитель читает стихотворение Вс. Рождественского «Берёзка».
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
4. Дополнительное чтение. Слушание русской народной песни «Берёзонька».
− О чём поётся в песне? (О родной природе, о берёзе.) Что мы о ней узнаём? (Она белая, кудрявая. Листья у нее зелёные.) А что значит белая, кудрявая? (Ствол у нее белого цвета. Тонкие ветки рассыпаны одна над другой, как кудри.)
− Ветки берёзы напоминают кудри волос. Раз у нее вьются ветки-кудри, значит, она похожа на человека? А в песне есть люди, на которых похожа берёза? (Есть девушки, но они на берёзу не похожи.) Это песня-пожелание, песня-просьба. Кто хочет её исполнить так, чтобы передать надежду, ожидание девушек?
Работа по вопросам и заданиям учебника.
− Выделите голосом обращения и ласкательные суффиксы.
− Как бы вы проиллюстрировали эту песню?
Выполнение заданий в тетради.
Работа с произведением А. И. Куинджи «Берёзовая роща». (Показ слайда с репродукцией картины.)
− Рассмотрите на слайде репродукцию картины. Какие чувства испытываете? (Гордость, особую радость.) Так бывает, когда входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту России. Вокруг стоят зелёно-кудрявые, тихие и молчаливые берёзки, напоённые соками земли. У И. И. Левитана тоже есть картина с названием «Берёзовая роща». Рассмотрите её. (Показ слайда.)
Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы. Густой ковёр изумрудной травы. Солнечные лучи никого не могут оставить равнодушным. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
− Что вы знаете о берёзе? (Ответы учащихся.)
5. Работа по группам.
− Прочитайте текст, представленный на карточке. Подготовьте ответы на вопросы.
Карточка 1.
У берёзы древесина жёлтая или красновато-белая, мягкая, упругая, не очень долговечная, плохо расщепляется. Из берёзы изготавливают мебель, резные изделия. Для различных поделок главным образом используют белую кору. Из них делают вазочки, стойки, украшения на шкатулках.
Вопрос: Что делают из древесины берёзы?
Карточка 2.
Берёза живёт 100–120 лет. В народе говорят: «Если у берёзы листья появляются раньше, чем у ольхи, лето будет сухое, а если у ольхи раньше – то мокрое».
Вопрос: Какая примета связана с берёзой?
Карточка 3.
В берёзе можно увидеть ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, курочку рябу и даже молоко. Но есть и другая берёзка – военная. Тихо стоит она у солдатских могил.
Вопрос: Какие образы и сравнения вмещает берёзка?
6. Чтение загадок «жужжащим чтением».
− Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас в России. Мила русскому человеку берёза и в песнях, и на картинах, и в загадках.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
* * *
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
* * *
Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
− Прочитайте загадку о берёзе в учебнике. Какие слова повторяются во всех загадках о берёзе?
7. Самостоятельная работа. (Чтение, заучивание наизусть, придумывание загадок о березе.)
III. Итог урока.
− Какое настроение у вас после урока? Что помогло создать такое настроение?
Звучит песня о России (по выбору учителя).